С 8 октября по 8 ноября 2025 года проходит Всероссийская акция Марафон полезных игр — бесплатные офлайн- и онлайн-мероприятия о том, как видеоигры помогают учиться, развивать навыки и находить единомышленников. Марафон рассчитан на школьников и студентов, учителей и наставников, начинающих разработчиков и всех, кто любит игры, в том числе образовательные.
За месяц марафона участники протестируют прототипы из Акселератора полезных игр и настольные игр Кружкового движения НТИ, познакомятся с новинками платформы «Берлога» и проектами молодых разработчиков игр. Лекции, демоуроки, мастер-классы, выставки, плейтесты и игровые турниры — больше 50 мероприятий.
Вы можете стать гостем события или провести собственное мероприятие в формате марафона. Рассказываем, чем отличается участие в марафоне для гостей и организаторов.
Как устроен марафон для гостей
Очные события пройдут в Точках кипения. К большинству сессий участники смогут подключиться онлайн. Посетители 18+ регистрируются на мероприятия на платформе Leader-ID. Это откроет им доступ в Точки кипения.
Школьники до 18 лет регистрируются на платформе Талант — так они смогут участвовать в конкурсе цифровых портфолио Талант НТО и получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вуз.
Как устроен марафон для организаторов
Если вы хотите провести мероприятие, прочитайте это внимательно. Площадки Точек кипения предоставляются бесплатно. Кроме того, в помощь организаторам подготовлены сценарии, инструкции, презентации и промоматериалы. Провести мероприятие можно и вне Точек, используя материалы марафона.
Как заявить свое мероприятие:
- Перейдите в раздел «Мероприятия», заполните карточку события.
- Укажите свою Точку кипения как площадку.
- Дождитесь модерации — администратор свяжется с вами, чтобы согласовать детали.
Какие форматы мероприятий будут на марафоне
Демоуроки и воркшопы
На этих занятиях можно научиться создавать простые игры, строить диаграммы состояний для программирования поведения персонажей, развивать системное мышление. Участников познакомят с основами программирования, игровыми механиками и визуальным кодингом.
В Vk группе «Берлога: полезные игры» школьники и их учителя поделились своими впечатлениями от игр во время проведения фестиваля «Российская школьная весна» в Ставрополе, который прошел в апреле 2025 года.
Выставка игр
Здесь участники осваивают VR-симуляторы, настольные и цифровые полезные игры, включая популярную «Берлога: защита пасеки», где геймеры программируют роботов, чтобы отражать атаки киберос.
Плейтесты игровых прототипов
Плейтесты игр — это тестирование, в котором игроки пробуют игру до релиза, а разработчики наблюдают и собирают отзывы. Так проверяют, понятны ли правила и интерфейс, нет ли ошибок и насколько игра увлекательна. Цель плейтеста — улучшить механику и сделать проект интереснее и удобнее.
«Вместе с коллегами из VK Play мы проводим Акселератор полезных игр. Это точка входа в сообщество инди-разработчиков, где ценят не возраст и опыт, а идею, труд и стремление сделать полезную игру», — рассказывает руководитель Акселератора и Марафона полезных игр Валерия Кирышева.
Акселератор полезных игр — всероссийская программа для инди-разработчиков от 12 лет, создающих видеоигры с образовательным фокусом. Участвовать можно с идеей или готовым прототипом. Главная цель — поиск и поддержка талантливых разработчиков для развития направления полезных игр в российском геймдеве. Курируют разработку профессионалы российского геймдева. Гости Марафона полезных игр станут главными плейтестерами, а их обратная связь поможет участникам Акселератора доработать прототипы.
Серия мероприятий объединит просветительские и практические и форматы. На них школьники и студенты изучат, как устроены сюжетные игры и поиграют в Академию дронов — симулятор управления беспилотником в сеттинге «Берлоги».
Турнир по программированию в игре
Отдельный интерес наверняка вызовет «Защита Пасеки: Арена» — мультиплеерный турнир по одноименной образовательной игре. В ней участники соревнуются в защите виртуальной пасеки, используя знания о пчелах, экосистемах и командной стратегии.
Игроки объединяются в команды и управляют пчелами, ульями и разными средствами защиты, чтобы спасти пасеку от разных опасностей. Чтобы выиграть, важно не только быстро реагировать, но и уметь договариваться с командой и правильно распределять ресурсы. Игра совмещает элементы симулятора и стратегии, а формат турнира помогает проверить механику, собрать отзывы и показать, как через игры можно изучать биологию и экологию.
Геймджем
На самых продвинутых площадках планируется организовать геймджемы — аналоги хакатонов, где участники за ограниченное время (обычно от нескольких часов до пары дней) создают прототип видеоигры с образовательным или социальным смыслом.
Команды собираются из программистов, художников, сценаристов и педагогов, чтобы вместе придумать идею, разработать механику и представить рабочую версию игры. Также доступен конструктор визуальных новелл и квестов на языке Ink.
ТехноГТО
В марафон включено ТехноГТО — всероссийская система испытаний, где школьники и студенты проверяют свои технологические навыки в робототехнике, программировании, ИИ и других направлениях. Формат проверки — сдача нормативов технологической грамотности: участники проходят тесты по современным темам: блогинг, проверка фактов, космос, беспилотники, технологии игр. Одно онлайн-задание занимает примерно 30 минут, их обновляют каждый месяц.
Все, кто пройдут тест до конца, получат рекомендации, какие навыки им стоит развивать. Те, кто справятся с онлайн-заданиями лучше всего, заработают серебряные и бронзовые цифровые значки. А участники, которые подтвердят свои знания на очных площадках, получат золотой значок ТехноГТО, — за него дают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз.
Что такое полезные игры и в чем цель марафона
Согласно исследованию ВЦИОМ, 22% россиян регулярно играют в видеоигры. Сегодня игры предлагают не только увлекательные сюжеты: объединив возможности искусства, технологий и науки, они открывают возможности для обучения. Такие проекты получили название «полезные игры».
Полезные игры могут быть одновременно и захватывающими, и развивающими:
- Многим известен успех Minecraft Education Edition, который помогает освоить основы программирования, проектирования и командной работы.
- Kerbal Space Program развивает инженерное мышление и дает знания в области физики.
- Lumosity направлен на развитие логических и когнитивных навыков.
- А легендарная Civilization формирует умение стратегически мыслить и планировать.
«Главная цель марафона — показать школьникам, студентам, педагогам и наставникам, что игры больше чем развлечение. “Полезные” в данном случае — это не оценочное суждение: так мы адаптировали на русский язык популярную в мире категорию игр — serious games. Мы предлагаем познакомиться с играми по школьным предметам или по конкретным сквозным технологиям — робототехнике, ИИ, программированию, — которые можно было бы использовать в кружках, школах и для самостоятельного обучения», — рассказал президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев.
Организаторы марафона рекомендуют всем участника заглянуть в раздел «Игры в образовании». Там они бесплатно предоставили полезные материалы для подготовки и проведения подобных мероприятий и — шире — для вовлечения школьников в техническое творчество.
Что будет, когда марафон закончится
Планируется, что марафон станет регулярным и вольется в систему федеральных мероприятий: Национальную технологическую олимпиаду (НТО), Турнир по программированию в «Берлоге», Конкурс визуальных новелл, Акселератор полезных игр. Это поможет энтузиастам продолжать путь от первых мастер-классов в Точках кипения до собственных проектов в сообществе единомышленников.
Марафон начался сегодня, 8 октября. Целый месяц Точки кипения и площадки проведения марафона будут обмениваться опытом. Участников просят фиксировать результаты, делиться отзывами, фото и видео, сопровождая публикации в соцсетях хештегом #МарафонПолезныхИгр, — так получится определить самые популярные игры и помочь их создателям в дальнейшем развитии.
Итоги марафона подведут 7–8 ноября на Баркемпе 20.35 в Санкт-Петербурге. Организаторы марафона и участники встретятся очно, подведут итоги, определят самые удачные игры и организуют их выставку, а также обсудят дальнейшие шаги в развитии индустрии полезных игр.