Обозреватель Бизнес ФМ Полина Федосеева поговорила с художником-аниматором, двукратным номинантом на премию «Оскар» и обладателем «Ники» Константином Бронзитом о мультфильме и о проблемах зарубежной и российской анимации
На фестивале актуального российского кино «Маяк» в Геленджике показали новую работу Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого «На выброс». Она участвует в основном конкурсе.
Это история о путешествии выброшенных вещей к Великому Разделителю, исполняющему желания. Каждая — со своей мечтой и травмой. Картина остро ставит проблему ненужности в обществе, ориентированном на сиюминутную ценность.
Меня удивило, что очень много людей начали задавать вопросы относительно экологической повестки. Но это притча о настоящих людях, которым нужно найти себя, не побояться что-то изменить в своей жизни.
Константин Бронзит: Вот ровно то, что вы сейчас произнесли, правильно. Это история о людях, конечно. Это история о мусоре, который стремится стать человеком. Я удивлен такому перекосу в отзывах, что это экологическая история, но я могу найти этому объяснение, потому что людей это страшно волнует. Мы все погрязли, просто тонем в тоннах этого мусора, в планетарном масштабе причем. Мы не знаем, что с этим делать, проживаем эпоху символического потребления, мы не знаем из нее выхода. Ощущение, что это вылезает на первый план, хотя фильм не об этом, конечно. Фильм о людях, о нас.
В ваших картинах очень много одиночества, надежды, преодоления каких-то проблем. И так же в этой истории Мака и его друзей, которые ищут смысл какой-то в своей жизни.
Константин Бронзит: Действительно, даже если взять мои авторские короткометражные фильмы, я сам себя не так давно поймал на том, что они про разное, но сквозной темой является тема одиночества. Я не понимаю, почему так. У меня сейчас закончен еще один авторский короткометражный фильм, но даже в нем сквозит этот образ одинокого домика на холме, который начался в фильме «На краю земли», и вообще про людей, которые испытывают чувство одиночества, когда человеку нужен человек, и это страстное стремление быть хоть кому-нибудь нужным. И здесь вы правы. Здесь каждый хочет быть нужным. Когда ты не выброшен за борт в прямом смысле слова, тогда это нравственная опора, и это дает силы, веру и надежду. Ради этого все и делается.
На многих зарубежных смотрах анимационная работа в конкурсе — это базовая вещь, но все-таки для «Маяка» в первый раз показывают анимацию в основной программе, которая соревнуется с игровым кино.
Константин Бронзит: Спасибо большое еще раз за этот действительно профессионально смелый жест Стасу Тыркину. На это надо решиться, потому что могут косо посмотреть в сообществе игровых фильмов. Так или иначе, мы — аниматоры — привыкли к этому. Они смотрят на нас свысока немножко: а, это мультяшки, это что-то несерьезное, детское. И вдруг мы тут втиснулись, кого-то, видимо, подвинули, возможно, из-за этого лишний фильм игровой не попал в конкурс. Это дерзко, это может дезориентировать даже, но они сделали правильную вещь. Нам это в радость: «Ребята, посмотрите, мы тоже, вообще-то, неплохое кино иногда делаем». Оно зрительское. Хотя это мультик 6+ или 12+, он создал хороший прецедент. Я очень надеюсь, отстаивая интересы анимационной индустрии, что, если действительно на поверхности всплывет какой-то хороший полный метр, кстати, и короткий тоже, потому что в конкурсе короткого метра могли включить, допустим, одну-две анимации, как это происходит в Каннах, в эту сторону потом начнут смотреть директора и отборщики наших крупных фестивалей.
Вы затронули вопрос про нашу отечественную индустрию. Я отметила настольную лампу в вашей картине, у которой перегорела лампочка, и она перестала дарить свет, и небольшая отсылка к Pixar, который в последнее время очень много вставляет повестку в детские работы, в которых не осталось ничего светлого, теплого, душевного.
Константин Бронзит: Это неправильно. Тогда мы теряем искусство как таковое. У искусства задача, это по словам Тарковского, поворачивать нас в сторону добра, как бы это слащаво ни звучало. Или замечательная формулировка: искусство залезает вам рукой в душу и немножко теребит там пальцами. Вот для чего оно нужно. Оно начинает нас волновать и задавать серьезные, глубокие, экзистенциальные вопросы, такие, какие не задаст и не поставит сегодняшняя повестка. Понимаю, почему Pixar кинулся в такую же фигню, простите меня. Это постепенно произошло, когда сменилось руководство, когда Стив Джобс продал контрольный пакет акций Disney. Они убили Pixar. Навязали свою музыкально-детскую идеологию, где все пляшут, всем хорошо и весело, и тут еще и все нации представлены, ну и так далее, что сегодня требуется. Мы потеряли Pixar в этом смысле, потому что они были в топе, они задавали тон и делали все правильно, мы на них равнялись. Теперь это исчезло. Теперь давайте равняться на нас, у нас неплохое кино.
Российская анимация сейчас что переживает и на какие ориентиры стоит ей опираться, если вот такой, грубо говоря, источник света теперь не является таковым?
Константин Бронзит: Много появилось модного вида анимационного кино — анимадок. Это когда берется документальная реальная история какая-то, и все рассказывается словами. И под текстом закадровым или диалогом начинает какая-то картинка шевелиться. Это малоинтересно, потому что словами можно рассказать все, что угодно. Тенденция еще одна нехорошая, она вечная, то, против чего мое нутро всегда бастовало, это бесконечное мусоление одних и тех же сказок. Ну посмотрите, мы же сделали с Димой Высоцким фильм «На выброс», какая-то свежатинка там появилась, правда? Там нет Змея Горыныча, представьте себе! Хотя это было бы хорошей метафорой, если бы как игрушка Змей Горыныч был бы выброшен на помойку. Но я думаю, что это диктат времени такой, чтобы, не дай бог, откуда-то что-то не прилетело, мы сегодня так живем, ребята, давайте отдавать себе отчет, чтобы не обидеть кого-то и не ранить чьи-то чувства, тогда сказка нам поможет. Она нас выручит. Там ты в безопасности. Ну а народ идет смотреть это, потому что ему нужно же что-то смотреть в кинотеатре. И в игровом кино сплошные сказки. Ребята, вы не устали от сказок? Сколько можно доить эту тему? Ищите оригинальные истории, они есть, все в ваших руках!
«На выброс» выйдет в прокат 20 ноября.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»