Что такое киберспорт на самом деле: развлечение для подростков или серьезная дисциплина, воспитывающая чемпионов и топ-менеджеров? Редакция проекта «Есть решение» поговорила с Дмитрием Смитом, президентом федерации компьютерного спорта в России. Он рассказал, как в нулевых годах пробивал стену непонимания, почему киберспортсмену нужна физкультура и в каком возрасте начинается «спортивная старость». Читайте в нашей статье!
Когда была основана федерация компьютерного спорта в России?
В свое время киберспорт был на очень низкой ступени развития, им увлекались единицы. Большинство людей предпочитало просто играть для удовольствия. Но появились те, кому было интересно соревноваться. Я оказался среди них. Со временем стало ясно, что потенциал растет, и я начал задумываться о будущем.
Было очевидно, что без поддержки государства это никогда не станет чем-то серьезным. Чтобы получить эту поддержку, в первую очередь мы начали общаться с Министерством спорта. Переговоры шли около года. Затем стало понятно, что нужно создавать федерацию и признавать киберспорт новым видом спорта.
Возник любопытный юридический казус: нельзя создать новый вид спорта, по которому нет федерации, и нельзя создать федерацию по виду спорта, которого нет. Такой замкнутый круг. Но в течение года мы смогли его преодолеть. И в 2001 году был подписан приказ, что Россия первая в мире признает компьютерный спорт.
Я тогда позвонил родителям и сказал: «Мама, папа, сегодня лучший день в моей жизни». Они спросили: «Ты женишься?» Я ответил: «Нет, спорт признали». На что они отреагировали: «А, играй дальше в свои игрушки». Мало кто в это верил, но вот так все начиналось.
Почему киберспорт — это спорт?
Можно сказать, потому что он официально признан. А можно — потому что он соответствует определению спорта: это система соревнований и подготовки к ним, с определенными правилами и нормативами.
Но лично для меня это спорт, потому что в нем человек выкладывается по полной. Здесь сочетается умственная деятельность и реакция. Я сам был чемпионом мира и понимал, насколько важно держать тело в идеальной форме. Поговорка «в здоровом теле — здоровый дух» — это аксиома. Только на пике физической формы можно выложиться в игре.
Современный киберспорт — это сущность на стыке спорта, технологий и шоу. И, конечно, это массовое социальное явление.
Как физическая подготовка влияет на киберспорт?
В середине прошлого века шахматисты включили в свою программу подготовки физические нагрузки. И их результативность выросла на 40%. В шахматах, где нет скорости и не нужна реакция!
В киберспорте есть параметр «действия в минуту» (АПМ). У профессиональных игроков это несколько сотен осознанных действий каждую минуту: клики мышкой, нажатия на клавиатуру, при этом все должно быть согласовано с командой. Физическая форма здесь критически важна.
Во-вторых, соревнования проходят в разных часовых поясах. Игрок прилетает на место, его ждет другая еда, вода, смещенный режим дня. После перелета физически тяжело перестроиться, а времени на адаптацию обычно мало. Сами турниры длятся долго, требуют огромной выносливости.
И последнее: пока человек физически не развит, его мыслительные процессы идут медленнее. Когда к нам в школу приходят школьники и спрашивают, зачем им физкультура, я отвечаю: «Посмотрите на действующих чемпионов. Вы среди них много видите пухлых ребят? Нет». А многие из них — мастера спорта по фехтованию, легкой атлетике, КМС по гребле.
Мы провели опрос и выяснили: киберспортсмены в полтора раза чаще занимаются каким-то традиционным видом спорта, чем их сверстники, и часто достигают там высоких результатов.
Какие изменения произошли за 25 лет с момента создания федерации?
Колоссальные. Главное изменение — в менталитете. Раньше даже мои родители не верили. Сейчас президент страны поздравляет киберспортсменов и поручает проводить международные соревнования.
Второе — это подход. За 25 лет мы проделали огромную работу по изучению феномена с научной точки зрения. Разработан стандарт спортивной подготовки, выпущен учебник, пособия, техника безопасности. На нашем сайте есть базовые знания о том, как сохранить зрение, осанку, избежать туннельного синдрома.
И, конечно, это колоссальный рост аудитории. Огромное количество людей по всему миру увлекается киберспортом. В нашем чемпионате России участвует около 25 тысяч человек.
Киберспорт — малоподвижный вид деятельности. Неужели не портится здоровье, ухудшается зрение?
Нет, вы путаете это с геймингом. Гейминг — это когда человек сидит с банкой колы и пиццей, смотрит в монитор ночью красными глазами.
Киберспортсмен — это человек, заточенный на результат. У него есть команда, тренер, система. В том числе система питания и режим сна. Одна из главных миссий нашей федерации — трансформация геймеров в киберспортсменов. Геймер играет ради удовольствия, киберспортсмен — занимается собой, соревнуется с собой, развивая навыки.
Более того, люди, успешные в киберспорте, часто становятся успешными в жизни. Здесь развиваются коммуникативные навыки, умение принимать сложные решения в условиях нехватки времени и неполной информации, работать в команде. Из киберспортсменов выходят прекрасные топ-менеджеры и программисты.
Какими качествами должен обладать киберспортсмен?
Главное — желание развиваться. Чтобы человек понимал, зачем ему это, и был готов работать. В первую очередь нужны самоконтроль и самодисциплина, умение держать удар.
Очень важно, чтобы команда была спаяна, чтобы люди по психотипу подходили друг другу, умели договариваться и не перекладывали ответственность. С этим хорошо помогают спортивные психологи. Сейчас все топовые команды мира имеют таких специалистов в штате. Основная проблема молодых команд: после проигрыша они начинают винить друг друга, команда разваливается. Очень важно научиться собираться и реанимироваться.
В каком возрасте приходят в киберспорт?
По закону, соревноваться в нашем виде спорта можно с 14 лет, а в секцию приходить — с 12. Но мировой тренд таков, что возраст становится все меньше. Недавно профессиональные команды подписали 8-летнего ребенка. Сейчас в индустрии большие деньги и влияние, и скауты начинают искать перспективных детей, чтобы к 12 годам они уже могли показывать «вау-результат».
Когда киберспортсмены «выходят на пенсию»?
Это моя больная тема. В 24 года я понял, что у меня наступила спортивная старость. Голова понимает, что делать, а руки уже не успевают. Но это зависит от дисциплины. В стратегиях реального времени, тактическом шутере, где важна скорость реакции, спортивная старость наступает рано.
Современные технологии позволяют продлить карьеру лет до 30. После 30 нужно быть уникальным человеком, чтобы показывать высокий результат. Но есть и другие дисциплины, например, соревновательная головоломка или «Мир танков». Там есть ребята, которые занимают призовые места и после 60 лет. Так что здесь все субъективно.