Найти в Дзене

Итоговое сочинение как возможность быть собой: чем учитель может помочь ученику?

Коллеги, мы с вами знаем: всех старшеклассников рано или поздно ждёт строгая форма сочинения ЕГЭ. Там мало свободы: всё по критериям, шаг вправо, шаг влево — минус балл. Но перед главным экзаменом все школьники страны будут писать итоговое сочинение. И по сравнению с ЕГЭ это настоящий глоток свободы! Почему бы не позволить детям вдохнуть полной грудью? Иногда именно мы, учителя, лишаем школьников этой свободы. Ограничиваем их, заранее снабжаем шаблонами: формальное вступление, два обязательных примера из классики, дежурный вывод… В итоге текст получается «правильным», но мёртвым. А ведь можно иначе. Пусть ученик приводит свои книги (даже если нам они кажутся слишком простыми), формулирует свои мысли — порой наивные, зато честные. Именно в этом ценность. Важно объяснить ученикам правила игры: Всё остальное (соответствие теме, композиция и логика, речь, грамотность) отработается в процессе подготовки. Пусть сложность для детей увеличивается постепенно. Итоговое сочинение — это возможно
Оглавление

Коллеги, мы с вами знаем: всех старшеклассников рано или поздно ждёт строгая форма сочинения ЕГЭ. Там мало свободы: всё по критериям, шаг вправо, шаг влево — минус балл.

Но перед главным экзаменом все школьники страны будут писать итоговое сочинение. И по сравнению с ЕГЭ это настоящий глоток свободы! Почему бы не позволить детям вдохнуть полной грудью?

-2

📌 Не сковывать, а помогать

Иногда именно мы, учителя, лишаем школьников этой свободы. Ограничиваем их, заранее снабжаем шаблонами: формальное вступление, два обязательных примера из классики, дежурный вывод…

В итоге текст получается «правильным», но мёртвым.

А ведь можно иначе. Пусть ученик приводит свои книги (даже если нам они кажутся слишком простыми), формулирует свои мысли — порой наивные, зато честные. Именно в этом ценность.

📌 Требования — простые и посильные

Важно объяснить ученикам правила игры:

  • объём не меньше 250 слов;
  • работа должна быть самостоятельной;
  • нужен хотя бы один литературный аргумент.

Всё остальное (соответствие теме, композиция и логика, речь, грамотность) отработается в процессе подготовки. Пусть сложность для детей увеличивается постепенно.

📌 Наше доверие = их рост

Итоговое сочинение — это возможность «проявить» себя на бумаге.

Важно дать детям шанс быть собой. А мы всегда рядом — поддержим, поможем.

Для нас, учителей, ценно не взглянуть на ребёнка сквозь призму сухих критериев, а познакомиться с его мыслями, чувствами, мировоззрением.

✨ Пусть итоговое сочинение станет не только допуском к ЕГЭ, но и маленькой победой — и для ученика, и для учителя.

А чтобы дети не боялись слова «сочинение», можно начать с лёгких и шутливых тем:

  • «Мой рюкзак как зеркало моей души» 🎒
  • «Если бы я стал героем книги» 📖
  • «Можно ли прожить день без телефона и не сойти с ума?» 📱

Материалы, которые вдохновят детей на создание честной и продуманной работы, можно найти в нашем ТГ-боте: t.me/ElenaEGEvnaBot