Каждый водитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда инспектор ГИБДД подаёт сигнал об остановке автомобиля где-нибудь вдали от стационарного поста. Нередко это вызывает вопрос: а вообще имеет ли он право это делать? Ведь ещё несколько лет назад подобные действия считались нарушением служебного порядка. Разберёмся, что сегодня говорит закон — и где проходит грань между законными полномочиями инспектора и злоупотреблением ими.
Что изменилось: от Приказа №185 к Приказу №664
Ещё недавно большинство процедур общения между водителем и сотрудником ГИБДД регулировалось Приказом МВД России №185. Этот документ достаточно чётко ограничивал возможности инспекторов по остановке транспортных средств вне постов ДПС. Однако в 2017 году он утратил силу, уступив место Административному регламенту МВД России №664 — актуальному на сегодняшний день нормативному акту, определяющему правила надзора за дорожным движением.
Именно Приказ №664 (в ред. 2023–2024 гг.) значительно расширил полномочия сотрудников ГИБДД. Согласно пункту 84.13 Регламента, основанием для остановки транспортного средства является, в том числе, «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз». То есть, инспектор имеет право остановить вас без видимого нарушения — просто для проверки документов. Фактически, сегодня это самостоятельное основание, не требующее наличия подозрений или нарушений.
Теперь главный вопрос: должен ли инспектор находиться на посту ДПС, чтобы остановить водителя? И каковы актуальные данные на 2025 год? Ответ — нет. Пункт 88 Административного регламента МВД прямо говорит, что остановка транспортных средств может производиться в любом месте, где это не запрещено Правилами дорожного движения. Исключение составляет лишь ситуация, когда остановка создаёт опасность для других участников движения — например, на пешеходных переходах, железнодорожных переездах, мостах или тоннелях, где остановка запрещена пунктом 12.4 ПДД РФ.
Однако даже это ограничение имеет исключения. В том же пункте 88 сказано, что инспектор может остановить автомобиль и в таких местах, если это необходимо для предотвращения преступления, административного правонарушения или ликвидации последствий ДТП. Проще говоря, если инспектор действует по служебной необходимости — остановка будет считаться законной даже «в неположенном месте».
Когда инспектор действительно превышает полномочия?
Тем не менее, водитель имеет право задать вопрос: на каком основании произведена остановка. Это закреплено в пункте 93 Административного регламента №664 — сотрудник обязан назвать конкретную причину. Если он уклоняется от ответа, ссылается на «проверку по ориентировке» или «оперативное мероприятие», но не предъявляет документов, подтверждающих это, — у вас есть основания полагать, что действия инспектора неправомерны.
В таком случае водитель вправе зафиксировать разговор на видео (в соответствии с ст. 24.2 Конституции РФ и ФЗ «О полиции», ст. 5, п. 7), а также обратиться с жалобой в прокуратуру или УСБ МВД. Кроме того, если остановка была произведена в запрещённом месте и создала аварийную ситуацию, действия инспектора могут подпадать под ст. 12.30 КоАП РФ — «Создание помех в движении». На практике сотрудники ГИБДД действительно часто пользуются правом остановки вне поста — особенно на трассах, где ведётся патрулирование без стационарных пунктов. Закон это позволяет, но водитель не должен теряться. Если вы видите инспектора с жезлом или в форме, остановиться необходимо — это требование п. 2.4 ПДД РФ, а его невыполнение грозит штрафом по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (до 500 рублей, а при игнорировании сигнала — возможна административная ответственность вплоть до лишения прав по ст. 12.26 КоАП РФ).