Противостояние подводных лодок и противолодочных сил в годы Второй мировой охватило просторы Мирового океана, не оставив без внимания и отдаленные уголки. Имело оно место и у берегов Канады, вот только несколько эпизодов, в том числе с элементами "романтизма".
Те кто оказался 6 августа 1944 года у пирса подводных лодок в немецком порту Киль, могли увидеть не совсем обычную картину. В море в первый боевой поход уходила новая океанская субмарина типа IXC 40 - U-1223.Такие сцены были, конечно, не в диковинку морякам, но на сей раз весь мостик лодки покрывал "ковер" из алых роз. Супруги трех офицеров субмарины "как-то узнали" о точном времени выхода лодки на боевое задание и подарили команде гигантский букет роз. Лодка вскоре пошла на погружение и дорожка плавающих огненно-алых роз обозначила ее путь в норвежский порт Берген. Сразу после впечатляющего отхода из Киля U-1223 получила прозвище «Rosen U-Boot» (Das Rosenboot), которое можно перевести на русский язык как «Розовая лодка» или «Лодка-Роза». После войны о ее истории даже книжку написали "благодарные потомки".
Кроме охапки живых цветов новая «девятка» ничем себя пока не проявила. Флот Третьего рейха заказал новый корабль 25 августа 1941 года, который заложили 25 ноября 1941 года в Гамбурге. Фирма «Дойче Верфт», исполнив заказ, передала построенный корабль 6 октября 1943 года первому командиру капитан-лейтенанту Х.Бозюнеру из 4-й учебной флотилии.
Срок приведения в боевую готовность подводных крейсеров оказывался на практике больше, чем у знаменитых «семерок», поэтому только через 10 месяцев, сменив две флотилии и командира, лодка пошла в море с боевыми задачами. От берегов Норвегии ее путь лежал через всю Атлантику к берегам американского континента и далее в Канаду.
Немецкие лодки и раньше появлялись у берегов страны Кленового Листа, так одна из них U-537 выполняя специальное задание, осенью 1943 года установила автоматическую метеостанцию на полярном берегу Канады, причем подводники так хорошо замаскировали приборы, что, как говорят, их обнаружили только в 1980 году, то есть через 37 лет после установки. Кстати, U-537 еще раз появилась у берегов Канады в июле 1944 года с новой боевой задачей, но все, что ей удалось - неудачная атака транспорта 8 июля. Вообще эта лодка вероятно имела специальное назначение и ее боевой счет за всю войну – одна упомянутая неудачная атака.
Канадцы готовились к появлению немецких субмарин у своих берегов, разработав особый план охоты за подводной цепью под кодовым названием «Salmon» - «Лосось». Впервые «Лосось» ожил в октябре 1943 года, пытаясь поймать именно U-537. Надо отметить, что первая и все остальные последовавшие подобные операции результатов не дали. В канадской зоне ответственности была потоплена только одна субмарина, и то американской поисковой группой.
Однако это в будущем, а пока U-1223 проложила свой путь в Норвегию, а по дороге корабельный механик нарисовал эскиз корабельной эмблемы – конечно, розы. В Бергене изображение облагородили с помощью более умелых живописцев и перенесли на рубку лодки. После всех приготовлений обер-лейтенант цур зее Альберт Кнейп повел «Красную Розу» к канадскому берегу.
Канадский флот активно оборонял свои берега, постоянно пополняясь новыми кораблями отечественной постройки. Так в том же августе 1944 года была сформирована новая эскортная группа, получившая номер 16 - EG16. Она включала в себя фрегаты К323 «Спрингхилл» («Springhill»), К448 «Оркни» («Orkney»), К681 «Штеттлер» («Stettler»), К673 «Магог» («Magog»), К244 «Шарлоттетаун» («Sharlottetown»), К538 «Торонто» - большинство кораблей относились к 3-й группе кораблей канадской постройки типа "Ровер". Нумерацию этих кораблей, «по традиции», вел английский флот, считая канадский как бы своей «дочерней фирмой». Поэтому и группы из канадских кораблей имели единую «общеанглийскую» нумерацию (имперские замашки просто так не проходят, )).
Для заметок: ТТХ корветов 3-й группы: водоизмещение - 1420 – 1537/1920 – 2180 т; размерения - 86,3/91,8х11,1х3,6 – 3,9 м; ГЭУ -2 ПМ и 2 ПК, мощность ГЭУ - 5500 л.с., скорость хода - 20 узл., запас топлива - 646 т нефти. Экипаж - 140 чел. Вооружение: 3-я группа: 1х2 – 102-мм/45, 1х1 – 76-мм (на “Antigonish”, “Glace Bay”, “Hallowell”, “Joliette”, “Kirkland Lake”, “Kokanee”, “Lauzon”, “Longueuil”, “Orkney”, “Poundmaker”, “Sea Cliff’ и “Thetford Mines” и некоторых других), 2х2 и 2х1 – 20-мм, РБУ “Хеджехог”, 4 БМБ и 2 БС (126 – 150 ГБ).
Канадские корабли широко использовались на просторах всей Атлантики, в том числе охраняли конвои, идущие на север СССР. Кстати, именно два канадских корабля - эсминцы G63 «Хайда» и G89 «Ирокез» оказались последними кораблями союзников, атакованными немецкой подлодкой на Севере. 29 апреля 1945 года они шли в охранении конвоя RA 66.
За два последних года войны - с мая 1943 по май 1945 года канадские корабли (считается) потопили 20 подводных лодок. Однако, как уже отмечалось, в своих водах им не помогли даже «родные стены».
Так в ночь 7/8 сентября 1944 года корвет «Норсуд» («Norsud») неожиданно обнаружил в заливе Святого Лаврентия на поверхности U-541, которая замешкалась с погружением. Канадцы моментально развернули орудие главного калибра на противника, но замок намертво заклинило. Опомнившись немцы погрузились и дальнейшие попытки установить гидроакустический контакт результатов не дали. U-541 успела выпустить одну торпеду в «эсминец», как она считала, и через 11 минут 52 секунды зафиксировала взрыв (с какого расстояния она стреляла, осталось загадкой, но судя по времени торпеда взорвалась или ударившись в берег, или в конце пробега). Вообщем – «разошлись краями». Этот корвет после войны еще умудрился послужить в ВМС Израиля!
Надо отметить, что немцы не случайно оперировали в районе залива Святого Лаврентия. Через залив о одноименной реке шла дорога к одному из крупнейших в стране городу – Монреалю. Громадные размеры дельты реки позволяли заходить довольно далеко внутрь территории даже океанским пароходам, а перемешанная пресная речная и соленая морская вода очень ухудшала эффективность гидроакустической аппаратуры. Страдали от такого эффекта не только канадцы. Большие массы пресной воды, смешиваясь с морской, образуют соли, отражающие звуковое эхо. Так 22-23 марта 1943 года американский корвет PG-65 «Сааси» («Saucy») типа «Temptress» в устье Амазонки при охране конвоя ТВ8 одиннадцать раз устанавливал ложный контакт с субмариной и кончилось все тем, что он получил повреждения от своей же глубинной бомбы.
Именно U-541 первой рискнула пройти достаточно далеко вверх по реке. Оказалось, что лодка долгое время может лежать на дне, так как глубины места находятся в интервале 100-150 метров, и слышать, как над ней проходят поисковые корабли, раз за разом не обнаруживая лодку, хотя поиск велся по всем правилам противолодочной войны.
Командир U-541 капитан-лейтенант Курт Петерсен сразу же сообщил о своем открытии, и несколько больших лодок перенацелили именно в указанный район. Петерсен одним из первых отметился в канадских водах, потопив 3 сентября английский пароход «Левингстон» (2142 брт). Пароход 1928 года постройки шел из Бостона в Сент-Джонс на Ньюфаунленде, затонул в 80 милях восточнее мыса Бретон. Погибли 13 человек экипажа и матрос-артиллерист.
Некоторые командиры поднимались вверх по реке так далеко, что вода за бортом из смешанной становилась чисто речной, пресной. Это создавало очень большие сложности с дифферентовкой лодки и требовало слаженной работы всего экипажа, но зато игра стоила свеч. Надо отметить, что за исключением Ладожского озера, нигде подводные лодки не действовали в несоленой воде, тем более, что на Ладоге все ограничилось одной разведкой. И вот, в тот период, к району залива Святого Лаврентия приблизилось пять субмарин. Они расположились следующим образом: три вдоль побережья, одна - на пути в Галифакс и одна - в самом заливе. Последней была именно U-1223. После безрезультатного патрулирования в заливе Святого Лаврентия ее командир решил подняться вверх по реке, надеясь обнаружить цель для атаки. Ему повезло в том плане, что несколько дней подряд стояла нелетная погода. Обер-лейтенант нашел добычу и не упустил ее, так состоялась первая в морской войне атака подлодки в речных условиях.
Командир субмарины заметил несколько судов (часть конвоя ONS 33), сопровождаемых фрегатами из 16-й группы «Магог» ("Magog") и «Штеттлер» ("Stettler"). Этот конвой уже имел в Атлантике встречу с немецкими лодками. 4 октября торпеды U-227 взорвались у кормы канадского фрегата К317 «Чебоук» ("Cheboque"), погибло 7 человек. Его смог довести на буксире фрегат «Шэмбли» ("Shambly") с места атаки севернее Азорских островов до Порт-Талбота в Уэльсе, но восстанавливать корабль посчитали нецелесообразным.
Теперь через 10 дней еще один канадский корабль стал обьектом интереса немецкого подводника.
Не подходя близко, Кнейп выстрелил издалека две акустические торпеды по замыкающему фрегату. Одна из них навелась на шум винтов «Магог», взрыв произошел за кормой и довольно глубоко, но силы удара хватило, чтобы практически уничтожить винты и рули и разрушить около 5 метров корабельных кормовых конструкций. К счастью человеческие жертвы оказались невелики - погибло 3 моряка.
После взрыва "канадец", оставшись фактически без управления, пошел описывать большой полукруг по реке, оставляя за собой полосу мазута и масла. К месту взрыва быстро подошли корабли подкрепления, они долго и яростно атаковали любой подозрительный объект, но так и не смогли установить акустический контакт с лодкой. Поврежденный «Магог» отвели в Квебек, но восстанавливать не стали. Этот корабль типа «Ривер» прослужил на флоте чуть больше года. Это второй «канадец» с таким названием, пострадавший от немецкой лодки - 5 июля 1940 года канадский транспорт «Магог» (2053 брт) был потоплен в Атлантике U-99.
Четыре дня охотники тщательно прочесывали акваторию, а немцы отлеживались на дне, иногда подвсплывая под шнорхель. 18 октября морская разведка заключила, что лодка ушла и район свободен для судоходства.
Для заметок: ТТХ корветов типа "Кастл": водоизмещение - 1010-1060/1590-1630 т; размрения - 68,6/76,8×11,2×4,1-4,2 м; ГЭУ -1 ПМ, 2 ПК, мощность -2750 л.с., скорость хода -16,5 узл., запас топлива - 480 т нефти, дальность плавания - 6200 (15) миль. Экипаж - 120 чел. Вооружение: 1х1 - 102-мм/40, 2х2 и 2 - 6×1- 20-мм, РБУ “Сквид”, 2 БМБ и 1 БС (15 ГБ).
Более двух недель все оставалось спокойным. Обер-лейтенант обследовал район залива, как и предписывалось боевым заданием, а напоследок решил зайти в реку еще раз, попытать счастья. 2 ноября почти на том же месте, где прошла первая речная атака, состоялась вторая и последняя, две торпеды попали в большой английский пароход «Форт Томсон» (7134 брт), который все же не утонул, а приткнулся к берегу.
Отстрелявшись, Кнейп быстро ушел. Зато канадцы 16 дней искали его лодку сразу несколькими поисковыми группами с широким привлечением авиации. Розыски ничего не дали, так как искать было уже некого.
Зато, пользуясь данными «Красной Розы», к заливу подошла U-1228, ей не понадобилось заходить далеко в реку. 24 ноября в проливе Кобот на выходе из залива одна акустическая торпеда взорвалась под килем фрегата К136 «Шавиниган» («Shawinigan») типа "Флауэр".
Возможно, пресная вода давала не совсем точные данные для систем самонаведения торпеды Т-5, и ранее «Магог» был только поврежден, хотя и серьезно. Зато сейчас произошел классический неконтактный взрыв. Фрегат «Шавиниган» переломился пополам и мгновенно затонул. Погибли 7 офицеров и 84 матроса. Корабли все той же 16-й группы подобрали только тела нескольких моряков.
Так же, как и предыдущие командиры, обер-лейтенант Фридрих-Вильгельм Маринфельд спокойно ушел домой, несмотря на все усилия канадцев. Боевые действия против немецких подводных лодок в конце 1944 года в районе залива Святого Лаврентия до сих пор считаются одной из наиболее мрачных страниц в истории канадского флота. Вероятно, свою роль сыграли плохие гидрологические условия.
Нельзя сказать, что канадцы совсем уж не могли ничего противопоставить субмаринам. В этом плане любопытен бой канадского фрегата «Св.Томас» («St.Thomas») из группы С3.
Еще одна субмарина типа IXС/42 капитан-лейтенанта Эберхард Финдайзена в середине декабря 1944 года находилась западнее Ирландии. Основной ее задачей была передача метеосводок для обеспечения наступления в Арденнах. Однако передатчик вскоре отказал, и лодка перешла к свободной охоте, хотя боевой счет она так и не смогла открыть.
27 декабря ее приборы отметили, что субмарина попала под луч радиолокатора. Капитан-лейтенант срочно погрузился. Корвет К106 «Эдмундстон» («Edmundston») сообщил, что имел неуверенный радарный контакт. Корабли группы начали гидроакустический поиск, и «канадец» корвет К488 "Св.Томас" получил смазанный эхо-сигнал. Оператор Г.А.Элси доложил об этом, но офицер наведения, посмотрев на экран, вынес решение, что это косяк рыбы.
Однако Эпси настаивал на точности идентификации лодки, в спор вмешался командир корабля лейтенант-коммандер Л.П.Денни. На его вопрос оператор ответил, что полностью уверен в том, что это «немка». Командир решил «стрельнуть» разок на всякий случай и приказал готовить бомбомет «Сквид».
Это оружие обладало одной интересной особенностью. Бомба была начинена очень мощной взрывчаткой и имела большую зону поражения, автоматизированная система управления стрельбой производила залп, рассчитав по данным гидроакустики, когда корабль находится в наиболее выгодной позиции для атаки.
Для справки: "Сквид" британский трехствольный противолодочный бомбомет, разрабатывался в качестве замены установки «Хэджехог". За годы Второй мировой данной системой было уничтожено 17 подводных лодок за 50 атак. Масса установки - 10 т, вес бомбы - 200 кг, вес ВВ - 94 кг. Прицельная дальность - 250 м, механизм детонации - часовой механизм.
Развернувшись на боевой курс, «Святой Томас» выстрелил одной единственной бомбой. Эффект превзошел все ожидания, заряд сработал на глубине примерно в 150 метров прямо перед носом U-877, которая спокойно лежала на слое жидкого грунта. Через пробитый корпус вода под громадным давлением стала заливать корабль. Субмарина провалилась до глубины 250 метров. Почти на грани гибели экипаж смог овладеть ситуацией, но положение оставалось безвыходным, и Финдайзен скомандовал «Всплытие».
Вскоре канадские моряки увидели черный корпус, появившийся в пене на поверхности моря. Команда немецкой субмарины начала прыгать за борт в спасательных жилетах. «Немку» даже не пришлось добивать артиллерией. Два фрегата просто приняли на борт плавающих подводников частью с воды, частью - со спасательных плотов. Конечно, такой выстрел можно отнести к разряду уникальных.
По другим данным все было не так "захватывающе". Корвет "Св.Томас" (тип "Кастл"), обнаружив подводную лодку, дважды ее обнаруживал и атаковал, используя свой противолодочный бомбомет "Сквид". И после второй атаки корвет уже начал отходить, как в 4 км (около 25 кбт) от него всплыла немецкая подводная лодка. И здесь корвет не стал атаковать в третий раз, а сразу приступил к спасению экипажа субмарины вместе с фрегатом "Си Клиф" (тип "Ривер"). Кстати, бой состоялся не у берегов Канады, а к северо-западу от Азорских островов в позиции 46º25' с. ш., 36º38' з. д., в 1000 километрах (620 милях) от побережья Ньюфаундлена.
В свою очередь, «Красная Роза» спокойно ушла от канадских берегов, и две успешные атаки стали первыми и последними в ее боевой биографии, которая оборвалась в следующем году. Английские авиационные бомбы накрыли лодку около порта Везермюнде на исходе войны, 28 апреля 1945 года.
По другим данным, в конце января 1945 года у подводной лодки U-1223 возникли технические проблемы, и её пришлось отбуксировать в Штеттин. Оттуда ее отбуксировали в Верермюнде, где она была выведена из эксплуатации 15 апреля 1945 года. Большинству её экипажа было приказано сформировать подразделение истребителей танков под командованием первого вахтенного офицера! И когда британские войска приблизились к порту, подводная лодка была затоплена в точке с координатами 53°32′с.ш. 8°35′в.д. 5 мая 1945 года. Её останки позже были разобраны на металлолом. Так закончилась история с "Красной розой".
Считается, то канадский блиц оказался одной из самых успешных операций океанских лодок типа IX в конце 1944 года.
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).