Найти в Дзене
Люди и процессы

Как работает мотивация?

Оглавление
«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы всё спланировать... Надо заразить их стремлением к бесконечному морю».
— Антуан де Сент-Экзюпери

Эта цитата идеально описывает суть мотивации — внутреннего огня, который движет человеком. Но как его разжечь? Разбираемся подробно.

Что такое мотивация?

—это совокупность мотивов, побуждающих человека к активности и определяющих ее направленность.

—желание и готовность прикладывать усилия для решения задачи или достижения цели. Мотивация всегда относительна конкретным профессиональным задачам.

Каждая профессиональная мотивация всегда связана с конкретными задачами: что я делаю, зачем и ради чего.

Что такое мотив

Мотив — это внутренняя причина поступка. Он рождается из потребностей: в признании, развитии, безопасности, свободе, принадлежности и т.д. Если потребность не осознана или не удовлетворена — мотивация падает.

Виды мотивации

Когда мы слышим слово «мотивация», чаще всего представляем зарплату, премии и бонусы.

Но деньги — это только верхушка айсберга. Вся система мотивации делится на
материальную и нематериальную, и обе важны, просто действуют по-разному.

Материальная мотивация

Это всё, что можно посчитать и перевести в деньги:

  • Зарплата — основное вознаграждение за труд (фикс + переменная часть).
  • Бонусы — доплаты за достижения и выполнение целей.
  • Нерегулярные выплаты — за инициативу, сверхзадачи и участие в проектах.

Материальная мотивация отвечает на вопрос «за что мне платят?» Она поддерживает базовую стабильность — без неё сложно ожидать вовлечённости.

Но! Если останавливаться только на этом — эффект краткосрочный. Деньги быстро теряют силу, когда теряется смысл.

Нематериальная мотивация

Вот тут начинается самое интересное. Нематериальная мотивация — это не про отсутствие денег, а про смысл, эмоции и ощущение ценности.

Она делится на две группы:

1. Денежная нематериальная

Да, такое бывает. Это когда деньги не цель, а символ признания или успеха.

  • премия не просто за KPI, а за вклад в развитие команды;
  • активное участие в реализации проекта;
  • «золотая карта» сотрудника года.

Здесь важен не сам факт выплаты, а что она означает — признание, доверие, статус.

2. Неденежная нематериальная

А вот это уже чистая внутренняя мотивация:

  • чувство причастности,
  • возможность выбора,
  • доверие,
  • интересные задачи,
  • похвала и поддержка,
  • обучение и развитие.

Это то, что зажигает человека даже тогда, когда зарплата давно перестала удивлять.

Ключевые теории мотивации

Теория Герцберга: «гигиена» и «мотиваторы»

-2

Герцберг делит всё, что влияет на вовлечённость, на две категории:

1. Гигиенические факторы

  • Зарплата
  • Безопасность рабочего места
  • Условия труда
  • Политика компании в области управления
  • Уровень контроля за работой
  • Межличностные отношения с коллегами
  • Межличностные отношения с руководителем
  • Межличностные отношения с подчиненными
Задача руководителя:
Предотвратить недовольство сотрудников, решив вопросы с гигиеническими факторами, в разумных пределах.

2. Мотиваторы

  • Достижение — амбициозные цели.
  • Признание — со стороны руководства и коллег
  • Сама работа — важная и интересная
  • Ответственность — участвовать в принятии решений
  • Продвижение — карьерный рост
  • Профессиональный рост — новые знания, навыки
Задача руководителя:
Создать условия для удовлетворенности работой. Людям должна нравиться их работа, находите и используйте индивидуальные мотивирующие факторы для каждого своего сотрудника.

Теория МакКлелланда: три ключевые потребности

-3

Каждым человеком движет одна из трёх доминантных потребностей:

  1. Достижения — стремление побеждать и ставить амбициозные цели.
  • Продуктивно работает
  • Верит в совершенство
  • Решительно настроен на выполнение
  • поставленной задачи
  • Рассчитывает риски работ заранее
  • Требует регулярных отзывов от начальства
  • Предпочитает работать в одиночку, нежели в группе
  • Ценит достижения, а не вознаграждения (материальные или нематериальные)
  1. Власть — желание влиять и контролировать.
  • Стремится контролировать и влиять на других людей
  • Любит спорить, конкурировать и имеет напористый характер
  • Наслаждается своим статусом и признанием
  • Не любит ситуации, которые не способен контролировать
  1. Принадлежность — потребность быть частью группы, чувствовать поддержку.
  • Желает ощутить причастность
  • Ищет любовь, привязанность и признание
  • Охотно соглашается с тем, что говорят коллеги
  • Боится, что его не примут
  • Предпочитает сотрудничество конкуренции
  • Стремится избежать серьезных рисков и неопределенности
  • Предпочитает работать в группе, нежели в одиночку

Именно комбинация этих потребностей определяет, что конкретно «заводит» сотрудника.

Диагностика мотивации сотрудников

Руководитель может понять, что движет человеком, задав простые вопросы:

  • Что тебя вдохновляет в работе?
  • Какие задачи приносят кайф, а какие утомляют?
  • Чувствуешь ли ты себя ценным участником команды?
  • Каких целей ты хочешь достичь в ближайший год?

Плюс — наблюдение: вовлечённость, инициативность, отношение к срокам и команде расскажут больше любых тестов.

Спектр мотивации по Сьюзен Фаулер

-4

Исследовательница Сьюзен Фаулер ввела понятие спектра мотивации — от навязанной до осознанной.

Неоптимальная мотивация:

  • автоматическая (из страха),
  • внешняя (ради вознаграждения),
  • навязанная (чтобы не подвести).

Оптимальная мотивация:

  • согласованная (внутренне принимаю цель),
  • интегрированная (делаю, потому что разделяю ценности),
  • поток (полное включение и вдохновение).

Психологическая потребность

Чтобы мотивация держалась на плаву, у человека должны быть удовлетворены три фундаментальные потребности

-5

Автономия

  • Какие решения ты можешь сам принимать? И можешь ли вообще?
  • Какие задачи ты можешь контролировать сам?
  • Какие у тебя есть варианты выбора?

Принадлежность

  • Ты понимаешь, почему важно выполнить эту задачу? Почему? Например: выполнение собственного плана, плана команды
  • Как твой результат влияет на результат команды? На кого влияет результат, который ты получаешь?
  • Для кого, кроме тебя, ещё это важно?

Компетентность

  • Что тебе нужно ещё, чтобы развивать себя как профессионала?
  • Какие твои знания/навыки используются в этой задаче?
  • Какие твои навыки развиваются в ходе работы над этой задачей?
Когда все три присутствуют — человек не просто работает, он горит работой.

Саморегуляция: как сохранить энергию и вовлечённость

Самомотивация строится на трёх китах:

  • Целеустремлённость — осознанное движение к результату,
  • Осознанность — понимание, зачем я это делаю,
  • Ценности — связь задачи с личными смыслами.

Хорошие вопросы для самодиагностики:

  • Что тебе удалось понять, работая над данной задачей?
  • Какие ценности ты можешь связать с поставленной задачей?
  • Если продолжать следовать ценностям, какие могут быть преимущества от выполнения задачи?
  • Какими двумя или тремя способами ты можешь связать свои рабочие или жизненные цели с поставленной задачей?
  • Какие свои цели ты закроешь, если реализуешь задачу?
  • Какие могут быть преимущества от выполнения
  • этой задачи в долгосрочной перспективе?

Мифы о мотивации

№1 «Одни мотивированы, а другие нет»

Мотивация — это не врожденное качество, а результат среды и управления.

№2 «Мотивация — это эффективная манипуляция»

Мотивация — это создание условий, при которых сотрудник осознанно хочет достигать целей, видя их смысл и ценность.

№3 «Деньги — лучший способ мотивации!»

Деньги важны, но они не решают проблемы долгосрочной мотивации.

№4 «Все хотят, как я»

Предполагать, что то, что мотивирует руководителя, будет работать на других, ошибочно.

№5 «Кнут — наше всё!»

Методы давления и наказания дают краткосрочный эффект, но не формируют устойчивой вовлеченности и приводят к стрессу и выгоранию.

Формы диагностики мотивации:

Один на один (просто задавать вопросы):

  • "Что тебя вдохновляет в работе?"
  • "Какие задачи в кайф, а какие утомляют?"
  • "Чувствуешь ли ты себя ценным участником команды?"
  • "Каких целей ты хочешь достичь в ближайшем будущем?"

Наблюдение за поведением

  • Высокая мотивация: инициативность, готовность брать на себя сложные задачи, удовольствие от общения с коллегами.
  • Снижение мотивации: снижение продуктивности, частое опоздание или нарушение сроков, уклонение от дополнительных обязанностей.

Анонимные опросы и анкетирование

Инструменты НЕматериальной мотивации

  • Сложные задачи и растущая ответственность.
  • Признание заслуг и достижений, победы.
  • Личное участие, проявление искренней заботы и дружелюбия.
  • Считать себя частью команды, участвовать в процессе принятия локальных решений.
  • Автономия сотрудников.
  • Выходной день/гибкий график.

Главное, что нужно помнить

  • Мотивация — всегда индивидуальна.
  • Главный инструмент — наблюдение.
  • Знание потребностей ≠ результат, если нет вовлечённости.
  • Руководитель без внутренней мотивации — плохой пример для команды.

Мотивация — это не про деньги, а про смысл

Настоящая мотивация рождается не в отделе HR, а в момент, когда человек понимает, зачем он делает то, что делает. Если руководитель помогает сотруднику найти этот «зачем» — корабль действительно отправится в море.