Найти в Дзене
"Липецкая газета"

Плечом к плечу

История липецкого городского электротранспорта насчитывает без малого 80 лет. И половину этого срока на предприятии трудится Юрий Осипов — глава династии рабочих, которую вместе с другими наградили на традиционном слёте трудовых династий Липецкой области. Благодарственные письма и подарки от областных, городских властей, а также от региональной федерации профсоюзов получили сам Юрий и его племянник Алексей Завалишин. К сожалению, сестра Юрия Нина Старостина из-за болезни не смогла присутствовать на торжественной церемонии. Но и её вклад в работу предприятия был оценён по заслугам. От водителя до заместителя История династии началась в сентябре 1985 года, когда Юрий Осипов пришёл учиться на курсы водителя трамвая в депо № 2 на улице Московской. Тогда в областном центре было два трамвайных депо. Первое, ныне уже не существующее, располагалось напротив треста 'Липецкстрой' в районе НЛМК. А учили управлять рельсовым транспортом в те времена по полгода. Успешно окончив курсы, Юрий Александрович три года отработал водителем трамвая. Осипову довелось управлять всеми моделями, выходившими на улицы Липецка в конце 80-х: рижскими РВЗ-6-М, усть-катавскими КТМ-5М3, чехословацкими 'Татрами Т-3М'. Затем целый год он обучал мастерству новичков в качестве водителя-наставника, после чего на протяжении 13 лет занимал должность заместителя начальника депо по эксплуатации. — Рабочий день у меня, как и у других водителей трамвая, начинался в четыре утра, — вспоминает Юрий Осипов. — На автобусе предприятия мы добирались до депо, проходили предрейсовый медосмотр и выезжали на линию. Атмосферу просыпающегося утреннего города не передать словами! К тому же в те времена на улицах ещё не было такого скопления машин. Мне это нравилось. До своего прихода в депо Осипов серьёзно занимался спортом: лёгкой атлетикой, лыжными гонками. В зимнем виде получил звание кандидата в мастера спорта СССР, работал тренером на стадионе 'Пламя'. Но в итоге связал свою судьбу с трамваями и ни капли об этом не жалеет. — За первые 3 года работы я ещё освоил и все виды спецтехники, — продолжает Юрий Александрович. — Снегоочиститель, сетеизмеритель, рельсотранспортёр — на всех этих служебных вагонах мне довелось поработать. Когда осваиваешь что-то новое, то повышаешь профессиональное мастерство. 'Лип Липыча' готовят к юбилею Особняком среди всех вагонов, которыми управлял и управляет Осипов, стоит 'Лип Липыч'. Экскурсионный трамвай, выходящий на линию в День города и другие праздники, перевозил пассажиров в блокадном Ленинграде, а в Липецке трудится с 1987 года. На сегодняшний день Юрий Александрович остался единственным работником депо, имеющим право управлять 'Лип Липычем'. Сейчас, правда, экскурсионный вагон находится на капитальном ремонте. Его готовят к 80-летнему юбилею МУП 'Городской электротранспорт', который будет отмечаться в 2027 году. Так что отреставрированный 'Лип Липыч' ещё не раз порадует жителей города. А Осипов, несмотря на пенсионный возраст, продолжает работать в депо на маневровых работах и спецтехнике. Недавнее возобновление пассажирских маршрутов в район ЛТЗ и приезд в Липецк 46 современных низкопольных вагонов из Усть-Катава должны вдохнуть новую жизнь в развитие рельсового транспорта в областном центре. — В современных вагонах водителям комфортнее, — говорит Юрий Александрович. — И теплее, и управление проще. Вот только большое количество машин заставляет быть внимательнее. Всё-таки культура вождения у многих автомобилистов низкая. Часто очередной торопыга пытается проскочить буквально перед носом трамвая и не осознаёт, что у вагонов тормозной путь длинней. 'Столпы' предприятия Алексей Завалишин — племянник Юрия Осипова. Он трудится в трамвайном депо газоэлектросварщиком уже 25 лет. В его обязанности входит ремонт и обслуживание трамваев. Как старых, так и новых. — В трамваях последнего поколения гораздо больше электроники, — говорит Алексей. — Со старыми вагонами работать чуть проще, потому что есть большой опыт ремонта и сам процесс протекает быстрее. Но прогресс не стоит на месте, техника обновляется, и нам волей-неволей приходится совершенствовать свои навыки. Кстати, пришёл Завалишин в депо не по протекции родственников, а, по его словам, чисто случайно. Но так и остался на этом месте. Когда работа устраивает, то смысл искать что-то лучшее отпадает. Сейчас Алексей и его коллеги занимаются ремонтом не только трамваев, но и электробусов. Экологически чистые 'басы' временно заменяют трамвайные маршруты в районы Центрального рынка и 'Стана-2000'. Но и в те края скоро возобновится трамвайное движение. Работы по замене рельсов на оставшихся участках уже ведутся. Сестра-двойняшка Юрия Осипова, Нина Старостина, как и брат, отработала во втором депо много лет. Дольше всего на должности табельщика — человека, который ведёт учёт рабочего времени ремонтного персонала. — У нас на предприятии складываются не только трудовые династии, но и, если так можно выразиться, соседские, — говорит председатель профкома муниципального предприятия 'Горэлектротранспорт' Ольга Жукова. — Многие работники попросту живут в ближайших районах, чтобы далеко не ездить из-за раннего начала смены. Получается, что приходят по родству или по знакомству. С молодёжью туговато, сейчас все хотят стать блогерами, а престиж рабочих профессий у подрастающего поколения надо повышать. Вот и держатся организации, подобные нашей, на тех, кто посвятил своему труду годы жизни. Тем не менее наше предприятие последние годы активно работает с молодёжью: регулярно проводятся экскурсии для учащихся вузов и средних специальных учебных заведений. Мы сами организуем профессиональную подготовку молодых водителей. Несмотря на то, что с молодым пополнением на предприятии пока ещё есть проблемы, трамвайное движение в Липецке скоро вернётся на тот уровень, с которого ушло несколько лет назад из-за замены рельсов. 'Столпами' городского электротранспорта, как и многих другие организаций, являются прежде всего опытные работники. Такие, как династия Осиповых — Завалишиных. За что им и остальным простым труженикам искренне стоит сказать огромное спасибо.