Найти в Дзене
Психология в лицах

Женская преступность: характеристика и причины

Много лет назад я как журналист присутствовала на судебном заседании, где был озвучен суровый приговор женщине. В то время я, завотделом социальных проблем в районной газете, сотрудничала с прокуратурой и вела репортажи из зала суда. И это преступление, которое совершила молодая женщина, меня шокировало, и мне захотелось понять, откуда и почему в женщине проявляется порой звериная сущность… Вкратце расскажу о том преступлении. Молодая одинокая мама в один «прекрасный» день обращается в милицию с заявлением о том, что у нее украли сына из коляски, когда она была в магазине. В ходе расследования выяснилось, что эту легенду она придумала, а на самом деле мать сперва задушила полугодовалого младенца, а потом сожгла в печке. Я тогда написала статью про этот случай. А сегодня возвращаюсь к этой теме вновь не только потому, что женская преступность за прошедшие 30 лет значительно выросла. Но еще и потому, что выросло и количество преступлений, совершенных женщинами в отношении своих детей. И

Много лет назад я как журналист присутствовала на судебном заседании, где был озвучен суровый приговор женщине. В то время я, завотделом социальных проблем в районной газете, сотрудничала с прокуратурой и вела репортажи из зала суда. И это преступление, которое совершила молодая женщина, меня шокировало, и мне захотелось понять, откуда и почему в женщине проявляется порой звериная сущность… Вкратце расскажу о том преступлении. Молодая одинокая мама в один «прекрасный» день обращается в милицию с заявлением о том, что у нее украли сына из коляски, когда она была в магазине. В ходе расследования выяснилось, что эту легенду она придумала, а на самом деле мать сперва задушила полугодовалого младенца, а потом сожгла в печке. Я тогда написала статью про этот случай. А сегодня возвращаюсь к этой теме вновь не только потому, что женская преступность за прошедшие 30 лет значительно выросла. Но еще и потому, что выросло и количество преступлений, совершенных женщинами в отношении своих детей. И сегодня мы разбираемся в причинах этого явления с Ириной Окс, пенитенциарным психологом. Она капитан внутренней службы в уголовно-исполнительной системе, которой отдала 15 лет жизни.

Ирина Окс, пенитенциарный психолог
Ирина Окс, пенитенциарный психолог

— Ирина, какое место в общей статистике занимают преступления, связанные с убийством новорожденных детей (ст. 106 УК РФ)? И приходит ли к ним осознание тяжести содеянного?

— На самом деле, спешу успокоить, доля детоубийств в общей структуре преступности невелика, но их особая тяжесть и шокирующий характер всегда привлекают внимание. Такие преступления считаются резонансными и всегда находятся на особом контроле. Если обратиться к статистике, то преступления, связанные с убийством матерью новорожденного, составляют незначительный процент от всех умышленных убийств.

В медицинской практике новорожденным считается ребенок до достижения им одного месяца. Соответственно убийство ребенка более старшего возраста не будет квалифицироваться по данной статье.

Что касается осознания, здесь нет единого ответа. Всё зависит от психологического состояния женщины в момент преступления, которое часто является кульминацией глубочайшего кризиса.

Я могу выделить несколько сценариев:

1. Психофизиологический срыв: роды — колоссальная нагрузка на организм. Убийство может совершаться в состоянии так называемого «послеродового психоза» или острого аффекта, когда женщина не отдает себе отчета в действиях. Осознание приходит позже, сопровождаясь глубочайшим шоком, раскаянием и часто попытками суицида.

2. Психическая защита психики от травмирующей ситуации — отрицание и вытеснение: если беременность была скрытой, отрицаемой, то и факт рождения ребенка может психически отрицаться. Женщина действует, стремясь «избавиться от проблемы», возвратить статус-кво. Осознание женщиной тяжести содеянного в данном сценарии заблокировано механизмами психологической защиты.

3. Хладнокровный расчет: в более редких случаях, когда ребенок нежеланен и мешает жизненным планам, а беременность скрывалась, женщина может действовать расчетливо. Здесь осознание есть, но оно подавлено эгоцентризмом и жестокостью.

Таким образом, раскаяние не универсально. Часто оно наступает, но может быть искажено или запоздалым.

— И все-таки, когда женщина убивает своих детей, это противоестественное поведение. Не являются ли причиной этого психические отклонения?

Вы абсолютно правы, что это противоестественно с точки зрения биологии и социума. Однако прямой связи: «убила ребенка = психическое заболевание» — нет.

Послеродовые психозы — это реальное, но относительно редкое заболевание. И, конечно, оно может стать причиной неадекватного поведения, в том числе убийства младенца и/или последующего суицида. Женщина в этом состоянии не контролирует себя, ее восприятие реальности искажено бредом и галлюцинациями. Однако значительная часть таких преступлений совершается женщинами, не страдающими клинически выраженными психическими расстройствами.

Причины этого часто кроются в:

· Глубочайшем социальном неблагополучии: бедность, отсутствие поддержки, страх изгнания из семьи.
· Личностной незрелости: инфантилизм, эгоцентризм, когда ребенок воспринимается как обуза, разрушающая личный комфорт.
· Кризисе идентичности: паника перед материнством, ощущение потери себя, своей привлекательности и свободы.
· Тотальном страхе: особенно у несовершеннолетних или жертв домашнего насилия, которые боятся осуждения, гнева родителей или партнера.

Так что да, психические отклонения — одна из причин, но далеко не единственная и не главная.

— Тенденция мирового кино, которую перенял и наш отечественный кинематограф, к созданию образа женщины-боевика или телохранителя. Порой, — даже главы преступного синдиката. Влияет ли создаваемый образ из кино на рост женской преступности?

Согласна с тем, что кино — мощный инструмент нормализации и легитимизации определенных моделей поведения. Оно не заставит законопослушную женщину взять в руки оружие, но может повлиять на уже сформировавшуюся маргинальную или криминальную личность. Давайте порассуждаем, как может такой персонаж влиять на общество…

Влияние на правопослушных граждан: образ сильной, физически развитой женщины в полицейской форме, безусловно, работает на престиж профессии и привлекает в правоохранительные органы больше представительниц слабого пола. Это позитивный социальный инжиниринг.

Влияние на криминальный мир: для женщин, стоящих на пути совершения преступления, такие образы могут:

1. Стирать психологические барьеры. Если героиня может быть жестокой и побеждать, почему я не могу?
2. Романтизировать насилие. Преступление подается как увлекательная, полная драйва игра.
3. Давать сценарии действий. Женщина в криминальной среде, часто зависимая от мужчин, может увидеть в таком кинообразце модель самостоятельного, доминирующего поведения.

Таким образом, кино не является причиной женской преступности, но выступает одним из катализаторов и факторов легитимизации для тех, кто уже находится в группе риска.

 Работа с осужденными в командировке на севере Сахалина
Работа с осужденными в командировке на севере Сахалина

— Если сравнивать «лицо» мужской и женской преступности, можно ли определить основную специфику второй?

— Действительно, женская преступность имеет ярко выраженную специфику. Она выражается в следующих показателях:

· Высокая латентность — женщины более осторожны, изощренны и реже попадают в поле зрения правоохранительных органов.
· Характеристика используемого инструмента/способа преступления. Женщины реже используют физическую силу и огнестрельное оружие, чаще — яды, бытовые предметы, а также психологическое воздействие и манипуляции.
· Мотив преступления — преобладает корыстный тип: кражи, присвоения, растраты, подлог финансовых документов, мошенничества, реже — грабежи. Цель часто — не обогащение, а решение бытовых, семейных проблем.
· Социально-бытовая обусловленность. Подавляющее число преступлений, которые совершают женщины связано с их ближайшим окружением: семья, соседи, коллеги. Это преступления «по месту жительства».
· Сильная эмоциональная окраска. Даже хладнокровные преступления часто коренятся в длительных личных, бытовых или семейных конфликтах.

— Вы назвали одним из мотивов — корысть. А каковы еще основные мотивы женщин-преступниц?

— Уточню, что, назвав мотив корысти, я имела в виду чаще не «чистую» корысть, а вынужденную — необходимость содержать семью, детей, зависимого партнера.

А другие мотивы это:

  • Месть, ревность, обида: мотивы, рожденные в сфере интимно-личностных отношений. Женщина может годами копить обиду, что приводит к взрывоопасной ситуации.
  • ·Страх: страх разоблачения, страх потерять семью, страх перед насилием со стороны партнера.
  • Самоутверждение: в групповых преступлениях, особенно среди подростков, девушка может демонстрировать жесткость, чтобы доказать свою «крутость» и значимость.
  • Защита детей или своей роли матери: крайне специфический, но мощный мотив. Женщина может пойти на преступление, чтобы, по ее мнению, защитить благополучие ребенка или свою исключительную связь с ним (что как раз часто является причиной детоубийства, например, синдром Мюнхгаузена по доверенности. Расстройство навязано другому человеку, в том числе своему собственному ребенку).

— Нередки случаи, когда девушки-подростки избивают своих сверстниц и порой это приводит к трагическому финалу. Должно ли быть предусмотрено наказание за особо жестокий подростковый буллинг с унижающими и оскверняющими действиями?

— Безусловно, ДА. То, что вы описали, — это не просто «буллинг» или «ссора». Это состав преступления, подпадающий под действие Уголовного кодекса РФ: оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ), побои (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ), а в случае сексуального характера действий — развратные действия (ст. 135 УК РФ) или иные преступления против половой неприкосновенности.

Возраст ответственности: по многим из этих статей он наступает с 16, а за тяжкие — с 14 лет.

Отсутствие жесткой, в том числе уголовно-правовой, реакции со стороны государства и общества, воспринимается подростками как вседозволенность. Это воспитывает в них ощущение безнаказанности и стирает последние нравственные границы. Наряду с наказанием, критически важна работа с жертвой (реабилитация) и с самими буллерами (коррекция поведения), чтобы разорвать порочный круг насилия.

— Женщины-рецидивисты… Насколько это частое явление?

— Это значительно более редкое явление, чем мужской рецидив. Доля женщин среди рецидивистов редко превышает 10-15%. Этому также есть свои причины и обусловленности:

· Меньшая социальная запущенность: женщины быстрее и прочнее интегрируются в социум после освобождения (семья, дети).
· Меньшая ориентация на криминальные установки: для многих женщин первое преступление — это следствие стечения трагических обстоятельств, а не осознанный жизненный выбор.
· Особенности пенитенциарной системы: женские колонии часто имеют более выраженную социально-восстановительную функцию.

Однако, женщина-рецидивистка — это, как правило, крайне десоциализированная личность с тяжелыми формами зависимости (алкоголь, наркотики) и глубокими личностными расстройствами.

— Организация женщиной ОПГ или участие в нем — это из ряда вон выходящие случаи или в этом тоже есть своя закономерность?

— Это не рядовое, но уже и не уникальное явление. В нем есть своя закономерность. Женщина в ОПГ редко бывает «солдатом». Ее роли иные, но оттого не менее важные:

1. «Серый кардинал» (как в случае с матерью Цапков): используя свое влияние на сыновей, мужей, братьев, она может не отдавать приказы, но формировать криминальную идеологию семьи, давать санкции на действия, быть хранительницей «общака» и главным идеологом клана.

2. «Конспиратор»: женщины часто используются для легализации денег, управления формальным бизнесом, так как вызывают меньше подозрений у правоохранителей.

3. «Приманка»: использование для вовлечения жертв в ловушку, для шантажа.

4. «Исполнитель»: в современных условиях женщины все чаще непосредственно участвуют в заказных убийствах, разборках, так как снова-таки вызывают меньше подозрений.

Закономерность в том, что криминальная среда прагматична. Если женщина может принести пользу — роль ей будет найдена. А в семейно-клановых ОПГ ее влияние изначально заложено в структуре семейных отношений.

— В свое время меня поразила криминальная история Анны Кузьминой. которая поубивала своих односельчан. Можете описать психологический портрет «тихой» и «холодной» преступницы?

Давайте для читателей поясним, кто такая Анна Кузьмина. Анна Кузьмина была осуждена за ряд преступлений в деревне Подборное. Согласно показаниям Кузьминой, она расправилась с сожителем Владимиром Ивановым во время ссоры, спрятав его тело в болоте. Затем Анна украла пенсию у соседки Галины Волчихиной и во время ссоры накинула на её шею электрический провод. Тело пенсионерки она спустила в её же подвал и закопала там. Также Кузьмина убила Владимира Шмидта, который признался, что подозревает её в исчезновении Владимира Иванова и Галины Волчихиной.

Так выглядит тюрьма по представлению ИИ.
Так выглядит тюрьма по представлению ИИ.

Медико-психологическая экспертиза признала Кузьмину абсолютно вменяемой. Её приговорили к 21-ому году лишения свободы, но до выхода на свободу она не дожила, скончавшись в колонии.

Это один из самых опасных и труднораспознаваемых типов преступниц. Их портрет таков: производит впечатление тихой, скромной, замкнутой, возможно, даже забитой женщины. Она не привлекает внимания, сливается с серым фоном своей среды (деревни, рабочего поселка). Вся ее жизнь — это череда мелких унижений и несправедливостей, которые она годами копит, не находя здоровых способов их разрешить. Обида кристаллизуется в холодную, обезличенную ненависть.

Такой женщине характерна эмоциональная бедность: неспособность распознавать и выражать свои эмоции. И в данном случае внешнее спокойствие — не сила, а признак глубокого эмоционального дефекта. Часто такому типу свойственны высокомерие и скрытый нарциссизм: за маской скромности часто скрывается огромная, уязвленная гордыня. Она считает себя умнее, чище, правильнее окружающих, которые ее «не понимают» и «достали».

Окружающие для нее — не живые люди с чувствами, а функции, источники проблем или ресурсы. Устранить человека для нее равнозначно устранению проблемы. Действует методично, используя знание привычек жертв и их слабых мест. Часто использует яд, так как это не требует физической конфронтации и соответствует ее позиции «невидимой мстительницы». У нее полное отсутствие эмпатии, то есть неспособность поставить себя на место жертвы и прочувствовать ее боль. Собственные страдания — единственная реальная ценность.

Такие преступницы не являются классическими «психопатами» в медико-юридическом смысле. Они вменяемы. Их личность — результат длительной деформации в среде, где не было места диалогу, психологической помощи и социальной поддержке. Они не «сходят с ума», они холодно и осознанно решают, что убийство — единственный доступный им способ восстановить справедливость, как они ее понимают.

— И все-таки, если говорить в целом, почему женщины убивают? Я не имею ввиду те случаи, когда это убийство по неосторожности или при самозащите. Но запланированное лишение жизни, оно ведь не заложено в нас как биологическая настройка. Наша миссия давать жизнь, а не наоборот… Каковы основные причины подобной перверсии?

— Если обобщить все вышесказанное, то основные причины умышленных убийств, совершаемых женщинами, следующие:

· Длительное физическое и психологическое насилие со стороны партнера (убийство в ситуации домашней тирании).
· Ревность, месть неверному партнеру или его новой пассии.
· Корысть (чаще в соучастии с мужчиной).
· Убийство новорожденного как следствие страха, отчаяния или психического срыва.
· Конкуренция в криминальной или деловой среде (наименее распространенная причина)

— Благодарю, Ирина за такой детальный анализ женской преступности. Надеюсь, мы еще не раз встретимся для интервью…

В заключение, хочу подчеркнуть, что мной в этом разговоре косвенно двигала еще и идея несколько оправдать женщин. И кажется, отчасти это удалось. Лично я считаю, что идеология в обществе влияет в том числе и на осознание женщинами своей социальной роли и соответственно —на ролевую модель поведения. А прошедшие 30 лет что мы могли наблюдать? Развал мощного государства, насаждение либеральных ценностей, рыночные отношения, кинопропаганда западной идеологии. И как итог: падение нравственности и криминализация. И отрадно признать, что сегодня мы вновь начинаем жить в парадигме восстановления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Интервью подготовила Валентина Разумовских

****

Читайте, ставьте лайки, подписывайтесь. На моем канале — психология без ограничений: открытый, глубокий профессиональный разговор и разбор актуальных тем, лайфхаки, техники, упражнения и другие чек-листы от психологов, психоаналитиков и других помогающих специалистов.