Как над пропастью во ржи…
Преподаватель Оренбургского областного колледжа культуры и искусств, руководитель народного ансамбля «Игрицы» Наталья Антыкова всегда словно горит изнутри. Только её огонь не сжигает, а греет и сохраняет таланты, которым потом радуется всё Оренбуржье.
В сказке, когда нельзя что-то сосчитать, говорят про звезды в небе. Но также можно сказать и про учеников Натальи Иосифовны. За полвека преподавательской деятельности их стало столько, что невозможно назвать, перечислить, если только мысленно вспомнить, потому как учительская память никого не выпускает из виду.
- Я не считаю своё время, - просто говорит она, не вкладывая в это никакой значимости.
Всё, будто бы очень просто. Вот и про свою жизнь, словно нечаянно, вырвутся у неё слова: «Пролетела, как миг!».
Разговор будет идти в субботу, после репетиции. Разъедутся ученики, опустеет аудитория, больше похожая на дом, чем на учебную комнату. Наталья Иосифовна с гордостью скажет:
- Сейчас репетировал золотой состав ансамбля, выпускники 2002 года. 14 октября будет концерт в «Газовике», и чтобы подготовиться к нему одна из учениц приехала из Казахстана сегодня, другая из Башкирии.
Столько гордости прозвучит в её голосе. Наталья Иосифовна создала ансамбль в 1991 году, через пять лет ему присвоили звание народного. И надо представить какой высокий уровень должен был быть для этого. Сколько часов, сколько труда.
- Вся моя жизнь – это, конечно, работа, - в какой-то момент обронит Наталья Иосифовна. Снова будто всплывёт в воздухе «Я не считаю своё время», как принцип, как единственно возможный способ жить. Так, чтобы оставаться после работы, чтобы позаниматься дополнительно. Ехать «спасать» учеников, которым грозит отчисление. Подтягивать их по истории, математике, другим предметам.
Сейчас есть у Натальи Иосифовны «свой» второкурсник. Он ждёт её после занятий, чтобы позаниматься. В колледже в коридорах стоят кресла-гамаки, и нередко его можно увидеть спящим в одном из них в ожидании своего часа.
С Натальей Иосифовной «ему не страшно». Получается то, что не выходит с другими педагогами. Будто уходит зажим, мешающий воспринимать информацию.
- Я если делаю замечание, то не обидно. Не оскорбляю, - тихо добавит она.
До этого паренька были у неё другие, назовём их отстающими, многие из которых стали известными артистами, признанными в регионе солистами.
- Если я учитель, то должна воспитать их. Да, пропустили и могут быть отчисленными по своей вине, но они ведь ещё не взрослые. Не поддержи их сейчас, и талант пропадёт! Разве это можно допустить?.. – восклицает Наталья Иосифовна.
Было дело, что за прогульщиками заезжала на машине в общежитие, давала им десять минут на сборы, чтобы самой привезти на занятия. При чём ждала с термосом и бутербродами. И тем опять же было не страшно, и чувство благодарности раскрепощало, открывало сердца для труда и учения.
- Что значит быть учителем? – переспрашивает Наталья Иосифовна, - надо
иметь талант любить свою профессию, учеников. А ещё уметь заразить их этой любовью! Как заразили меня, так что я с академического отделения перевелась на народное. Я влюбилась сначала в педагогов, а затем уже в песни.
Наталья Иосифовна вспоминает, как удивился декан Челябинского Государственного института культуры, когда она пришла к нему с просьбой о переводе. Все ведь стремились наоборот на академическое. Это считалось более престижным.
Окончив институт, Наталья Иосифовна сначала работала в Магнитогорской школе №48, затем два года в горно-металлургическом институте на кафедре эстетики.
Тогда будущие инженеры, чтобы получить зачёт по эстетике должны были не только прослушать курс лекций по музыкальной литературе, но и все годы обучения состоять в творческом кружке. Заниматься танцами или состоять в фольклорном ансамбле. Посещать концерты.
- Инженер, действительно, был всесторонне развит! – отмечает Наталья Иосифовна.
Долго она скучала по ставшему родным Магнитогорску, пока душой не прикипела к Оренбургу.
- Муж – коренной оренбуржец, уговорил переехать сюда. Мы всегда жили душа в душу, и единственные споры у нас были по поводу городов. Он говорил: «Мой Оренбург, а я «Мой Магнитогорск», а потом незаметно и для меня наш город стал самым лучшим местом, - признаётся Наталья Иосифовна.
Всегда в работе, так или иначе ей помогала семья, её муж и два сына.
- Я и дома такая же, как здесь - весело скажет она, - не умею останавливаться, отдыхать. Просто ненормальная, я в себе это иногда не люблю.
Рядом с Натальей Иосифовной кажется, что внутри неё весёлая, кипучая сила. Словно живой заряд, который питает всех вокруг. И никто не даст ей 70 лет. Внутри столько юношеской любви к жизни, что хватит её ещё на сотни учеников.
В её кабинете живёт 120 кукол. Все разные, в национальных костюмах, со своими характерами. В своё время Наталья Иосифовна покупала их для своих занятий, когда вела народно-музыкальное творчество. Куклы были, как наглядное пособие, их можно было трогать, вертеть в руках.
- Чтобы привить любовь к музыке, надо самому потрудиться, - обмолвилась в разговоре Наталья Иосифовна. В этих словах, словно ключи ко всему. А ещё в том, что «надо уметь любить».
Герой книги американского писателя Сэлинджера «Над пропастью во ржи» мечтал спасать ребятишек, чтобы они не упали в пропасть. Наталья Иосифовна не мечтает, она просто приходит каждый день на работу, и это получается у неё само собой.
Оренбург, 2025