Пора вспомнить тех актёров, которые будто соревнуются, кто больше раз умрёт на экране и посмотрим, кто из них заслуживает титул главного "кинопокойника".
В списке будут и ветераны, у которых смерти уже не сосчитать, и те, чья экранная смертность может неожиданно удивить. Поехали.
Неуязвимость? Нет, не слышала: Шарлиз Терон (25 смертей)
Шарлиз Терон — единственная женщина в этом списке, и вряд ли кто-то сразу вспомнит её как чемпионку по экранным смертям. Но статистика говорит обратное: 25 фатальных исходов на 52 фильма — показатель, с которым мало кто может поспорить. За карьеру она успела умереть в образе серийной убийцы Эйлин Уорнос, побывать бессмертной супергероиней в "Хэнкоке" и даже стать жертвой демонического растения-убийцы. Своего рода награда за умение быть убедительной в любой роли.
Однако самая легендарная смерть Терон произошла в "Прометее", где её героиня Мередит Викерс, из-за страха и паники напрочь забыв о законах физики, бежит от падающего корабля по прямой. "Оскар" она, конечно, получила за "Монстра", а старение до дряхлого состояния в "Белоснежке и охотнике" выглядело эффектно, но именно тот злополучный забег остался в памяти зрителей сильнее всего.
Герой, который не доживает до конца: Майкл Бин (28 смертей)
Майкл Бин, знакомый всем как Хикс из "Чужих" и Кайл Риз из "Терминатора", давно заслужил репутацию человека, которому в кино лучше не доверять свою жизнь. С конца 70-х он успел сыграть больше сотни ролей, но его персонажи стабильно умирают чаще, чем живут — 28 экранных смертей на счёту. И если сам актёр всё ещё бодр и снимается, то его герои, похоже, подписаны на бессрочный контракт с загробным миром.
В его послужном списке — одна из самых обидных смертей в истории франшизы: в "Чужом 3" персонажа Бина просто убивают во сне за кадром, не дав даже появиться в фильме. А есть и куда более жёсткие случаи, вроде смерти от удара ломом в "Стилете". За свою карьеру он собрал действительно внушительную коллекцию киномучений.
Смерть ему к лицу: Лиам Нисон (28 смертей)
Казалось бы, связываться с человеком, обладающим "очень специфическим набором навыков", — идея не из лучших. Но, похоже, Лиам Нисон сам давно записался в клуб профессиональных киносмертников. За карьеру он умер 28 раз, и делал это с одинаковым успехом как в человеческом теле, так и в образе льва.
Одна из самых запоминающихся его смертей — в "Хрониках Нарнии", где лев Аслан жертвует собой на каменном алтаре и воскресает, чтобы устроить разнос тем, кто его туда притащил. В остальном всё по классике: Нисона регулярно убивают в боевиках, сбивают самолётом или подрывают где-нибудь посреди третьего акта. Но смерть для него — лишь временная пауза. Он возвращается почти так же часто, как гибнет: то в виде призрака в "Высших духах", то как призрак Силы в "Звёздных войнах".
Чемпион по нелепым смертям: Сэмюэл Л. Джексон (34 смерти)
С такой фильмографией, как у Сэмюэла Л. Джексона, грех не подружиться с загробным миром. На его счету 34 экранные смерти, и это значит, что зрители уже десятки раз наблюдали, как один из самых харизматичных актёров Голливуда получает по заслугам. Умирал он по-разному: трогательно, эффектно, кроваво, а иногда просто нелепо.
За карьеру, включающую около 180 фильмов, Джексон успел рассыпаться в пыль в "Войне бесконечности", получить прямой удар от Кинг-Конга на Острове Черепа и стать жертвой одной из самых внезапных сцен в истории — когда акула перекусывает его пополам в "Глубоком синем море" ровно в тот момент, когда он читает вдохновляющую речь о том, как не стать перекушенным акулой. Если бы существовала премия за самые нелепые смерти, Сэм Джексон забрал бы её не один раз.
Крепкий орешек с плохой выживаемостью: Микки Рурк (35 смертей)
Микки Рурк, бывший боксёр, случайно оказавшийся в Голливуде, за четыре десятилетия успел сняться в десятках фильмов и стать узнаваемым по своим мощным ролям и характерной внешности. Но, как выяснилось, даже внушительная фигура не спасает от смерти — на экране Рурк погибал 35 раз. В среднем это одна смерть примерно на каждые четыре фильма.
В его активе — одна из самых атмосферных смертей в "Сердце ангела", где его душу забирает сам дьявол в исполнении Роберта Де Ниро, эффектный самоподрыв в "Железном человеке 2" и финальный сердечный приступ в "Рестлере" Аронофски. Чаще всего его героев просто застреливают, что, пожалуй, самый безопасный способ избавиться от человека, который умеет выбивать дух из других буквально и фигурально.
Цена бессмертия: Бела Лугоши (36 смертей)
Главная роль злодея редко обходится без расплаты, и Бела Лугоши знал это лучше других. Его экранная жизнь состояла из череды эффектных, часто жестоких финалов. Он умирал почти так же часто, как кусал шеи в образе Дракулы, и это удивительно, ведь за пределами вампирского амплуа его фильмография известна далеко не всем.
Из 116 картин Лугоши погибал в 36 — от кола в сердце в классическом "Дракуле" до сломанной шеи от рук гориллы в "Убийстве на улице Морг" 1931 года. Даже после смерти актёр не избежал символизма: его последнее появление на экране произошло в "Плане 9 из открытого космоса", где героя сначала сбивает машина, потом воскрешают, а затем он превращается в скелет. Что ж, способ уйти — запоминающийся.
Король ужасов и экранных смертей: Винсент Прайс (50 смертей)
Один из бессменных королей классического хоррора, Винсент Прайс, за карьеру превратил умирание на экране почти в искусство. Часто играя утончённых злодеев, которые рано или поздно получают по заслугам, он насобирал внушительные 50 смертей в более чем двухстах фильмах. С 1938 года Прайс стал не только лицом жанра, но и настоящим символом старой школы ужасов — с узнаваемым голосом, обаянием и, конечно, идеальными усами.
Умирал он разнообразно и со вкусом: его топили в вине, сжигали в доме (не один раз), скармливали крокодилам, душили скелетами, и даже насаживали на сталагмит. В последней роли, незадолго до своей реальной смерти в 1993 году, он сыграл изобретателя, чей персонаж умирает от сердечного приступа в "Эдварде Руки-ножницы". Иронично, но даже уходя, Прайс оставил после себя вечную подпись в жанре хоррора — элегантную, мрачную и по-своему величественную.
Актёр с говорящей фамилией: Джон Хёрт (50 смертей)
Фамилия Хёрта говорит сама за себя — "боль", "рана", и за пятьдесят лет в кино он оправдал её на все сто. Джон Хёрт снялся более чем в двухстах фильмах, играя героев и злодеев, и успел умереть на экране около пятидесяти раз. За это время он оставил за собой внушительный след.
Его самая культовая смерть произошла в "Чужом", когда из груди героя Хёрта вырывается ксеноморф, заливая всё вокруг. Эта сцена вошла в историю как один из самых ярких моментов в жанре фантастического хоррора. В остальных ролях Хёрт умирал всеми возможными способами — от удушья и выстрелов до экзорцизма и ножевых ранений. Но в его фильмографии есть и редкий тихий финал: в "Обитателях холмов" дух кролика Хейзела спокойно покидает тело и уходит навстречу новым приключениям. Даже в смерти у Джона Хёрта находилось место для достоинства.
Человек-конвейер: Эрик Робертс (54 смерти)
Эрик Робертс, которого большинство помнит как Сальваторе Марони из "Тёмного рыцаря", словно поставил себе цель побить мировой рекорд по числу экранных смертей. За карьеру, начавшуюся в 1978 году, он сыграл более семисот ролей — и погиб в них чаще, чем кто-либо из коллег. Основная часть его фильмов последних лет выходила сразу на видео, но это не мешает Робертсу стабильно наращивать статистику: только в 2024 году он отметился в сорока двух проектах.
На его счету целая коллекция запоминающихся смертей — от автокатастрофы в "Тёмном рыцаре" до ножевых и огнестрельных ранений в "Неудержимых", где с ним расправляются Сталлоне и Стэйтем. Добавим к этому избиение Ким Бейсингер в "Окончательном анализе", и станет ясно: если в фильме появляется Эрик Робертс, шансы, что он доживёт до финальных титров, стремятся к нулю.
Абсолютный чемпион: Кристофер Ли (70 смертей)
Похоже, над актёрами, сыгравшими Дракулу, действительно висит проклятие, но Кристофер Ли сумел превратить его в личный рекорд. Белый маг Изенгарда, граф Дуку, Лорд Саммерайл — и, без преувеличения, главный ветеран экранных смертей. На его счету 70 финалов и более 280 фильмов. Если вы можете представить себе хоть один способ умереть в кино, велика вероятность, что Ли уже опробовал его на себе.
Его расстреливали, пронзали, душили, поджигали, пилили и разрывали — и всё это выглядело убедительно. Карьера Ли охватила почти восемь десятилетий, с 1939 по 2015 год, и за это время он оставил на экране столько тел, что ими можно заполнить отдельную киновселенную. Но, как бы часто он ни погибал, именно его харизма и голос остались бессмертными. Ну а если вспомнить момент, когда его ударило током от гремлина в "Гремлинах 2", становится ясно — легенды умирают громко.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!