Здравый смысл говорит, что сиквел запускают только после уверенных сборов. И правда, какой прок от второй или третьей части, если на первую зрители не пришли? Так деньги не зарабатывают, так не поступают продюсеры, которые дорожат репутацией. Но у отрасли характер с сюрпризами. Есть фильмы, которые провалились или выступили вяло, а потом всё равно получили второй шанс.
Почему так бывает и что именно перевешивает слабые сборы: критика, фанатская активность, продажи на носителях, стриминговые цифры, влияние на франшизу или амбиции автора?
Убийство кассовых сборов: Смерть на Ниле - Death on the Nile (2022)
"Убийство в Восточном экспрессе" 2017 года взяло крепкие 358,2 млн при бюджете около 55 млн, что логично открыло дорогу к продолжению. Но "Смерть на Ниле" при бюджете порядка 100 млн, раздутом из-за посредственных визуальных эффектов, собрала лишь 137,3 млн по миру, и это уже выглядит как провал с точки зрения возврата инвестиций.
Контекст в этой истории решает многое. Релиз пришёлся на февраль 2022 года с последствиями пандемии, плюс негативный инфоповод вокруг одной из звёзд. Ядро аудитории у таких детективов взрослое, а именно оно возвращалось в кинотеатры медленнее остальных, поэтому падение по сравнению с предшественником было ожидаемым. В первые недели казалось, что на этом серия Кеннета Браны и закончится, но...
Disney учла внешние факторы и дала третий фильм, "Призраки в Венеции". Похоже, "Нил" неплохо отработал на стримингах, что и подтолкнуло к решению продолжать, но уже с более разумной сметой в районе 60 млн и меньшей ставкой на графику. Риск окупился умеренно: "Венеция" собрала 122,3 млн, и для такого бюджета это вменяемый результат, особенно если прибавить вероятно серьёзные цифровые доходы.
Монстр, который чуть не убил франшизу: Годзилла 2: Король монстров - Godzilla: King of the Monsters (2019)
После успеха "Годзиллы" 2014 года и "Конга: Остров черепа" студия Warner Bros. была уверена, что сиквел покажет ещё более впечатляющий результат. Но при бюджете в 200 миллионов "Король монстров" собрал лишь 387,3 миллиона — и это при ожиданиях куда выше. Сработал целый набор факторов: прохладные отзывы, пятилетний перерыв между фильмами и самое неприятное — релиз буквально в тени "Мстителей: Финал".
По стандартам блокбастеров, картине не хватило примерно сотни миллионов, чтобы выйти хотя бы в ноль. Для студии это выглядело тревожным сигналом: обычно такие результаты ставят крест на продолжениях.
Но у Warner был запасной план. "Годзилла против Конга" к тому моменту уже была отснята, поэтому отступать было некуда. И риск оправдался: несмотря на тяжёлый период пандемии, фильм собрал 470,1 миллиона при том же бюджете и вернул уверенность во "Вселенной монстров". Именно этот успех убедил студию дать зелёный свет ещё одному совместному фильму о Годзилле и Конге.
Бессмертный, несмотря на провалы: Горец - Highlander (1986)
Кажется, что фильм, породивший четыре сиквела, несколько сериалов и гору мерча, должен был стать хитом. Но нет — ни один из театральных "Горцев" не оказался кассово успешным. Даже первый.
При бюджете около 19 миллионов оригинал собрал всего 12,8 миллиона. Однако на видеокассетах "Горец" внезапно обрёл вторую жизнь и стал культовым в кругу фанатов фэнтези. Именно этот поздний успех убедил продюсеров попробовать снова, что привело к появлению "Горца 2: Оживление" — фильма, который разгромили и критики, и зрители. Тем не менее серия продолжала выходить, и каждое новое продолжение повторяло тот же сценарий: провал в кино и скромные, но стабильные продажи на домашнем рынке.
Похоже, культ вокруг "Горца" живёт исключительно за счёт фанатской ностальгии и продаж сопутствующих товаров, потому что с точки зрения прибыли ни один из этих фильмов не заслуживал продолжения.
Франшиза, которая не может умереть: Терминатор - The Terminator
Последние двадцать лет складывается ощущение, что никто толком не понимает, что делать с "Терминатором". После того как первые два фильма Джеймса Кэмерона стали классикой, серия начала терять направление. Третья часть 2003 года ещё показала себя достойно — 433,4 миллиона при бюджете около 187 миллионов. Но уже "Терминатор: Да придёт спаситель" 2009 года, задуманный как мягкий перезапуск с Кристианом Бэйлом и без Шварценеггера, собрал всего 371,4 миллиона при бюджете 200. И хотя эти цифры не звучат катастрофически, именно этот фильм разорил компанию-производителя.
После банкротства права перекупили другие студии, и в 2015-м вышел "Терминатор: Генезис". При всех слабостях он смог отбиться благодаря китайскому прокату — 440,6 миллиона при 158-миллионном бюджете, что выглядело как шанс на восстановление серии. Но надежды быстро рассеялись: "Тёмные судьбы" 2019 года, которые вернули Линду Хэмилтон и притворились прямым продолжением "Судного дня", собрали лишь 261,1 миллиона при затратах под 200.
Результат был настолько слабым, что даже фанаты признали очевидное — возможно, на этот раз "Терминатор" всё-таки действительно умер.
Провал, ставший легендой: Бегущий по лезвию - Blade Runner (1982)
Сегодня "Бегущий по лезвию" считается одной из вершин научной фантастики, но в 1982 году его встретили совсем иначе. При бюджете в 30 миллионов фильм Ридли Скотта собрал лишь 41,6 миллиона, и на этом фоне выглядел как одноразовый проект без продолжения. Картина оказалась слишком мрачной, философской и медитативной для массовой аудитории того времени.
Но десятилетия всё расставили на свои места. После выхода режиссёрских версий в 1992 и 2007 годах "Бегущий" стал культовым, а его визуальный стиль и философская глубина начали восприниматься как эталон. Со временем фильм превратился в иконический пример того, как провал может стать основой легенды.
Именно культовый статус вдохновил Warner Bros. дать зелёный свет продолжению с бюджетом в 185 миллионов. "Бегущий по лезвию 2049" получил восторженные отзывы и, по мнению многих, даже превзошёл оригинал, но с точки зрения кассы повторил его судьбу. Итоговые 267,7 миллиона при таких затратах — снова убыток. Публика оценила фильм критически, но не пошла в кино, а студия переоценила ностальгию и привлекательность этой вселенной для широкой аудитории.
Возвращение блудного шпиона: Три икса - xXx (2002)
Когда в 2002 году вышел "Три икса", он идеально вписался в моду на грубый, шумный экшен начала нулевых и стал логичным продолжением успеха "Форсажа". Простая, но эффектная история о спортсмене-экстремале, ставшем агентом, принесла фильму 277,4 миллиона при бюджете около 88 миллионов и закрепила за Вином Дизелем статус новой кассовой звезды.
Казалось, продолжение неизбежно, но Дизель из проекта ушёл, не согласившись со сценарием. В результате героя Ксандера Кейджа убили за кадром, а "Три икса 2: Новый уровень" 2005 года переделали под Айса Кьюба. Результат оказался катастрофическим: при бюджете в 113 миллионов фильм собрал всего 71,1. Проект мгновенно зачли мёртвым.
Но Дизель, уже ставший лицом "Форсажа", вернулся в 2017 году, решив воскресить франшизу. "Три икса: Мировое господство" сняли дешевле — за 85 миллионов, но с гораздо более лёгким, нарочито комиксовым тоном. И ставка сработала: сборы в 346,1 миллиона по миру фактически компенсировали провалы прошлых частей и доказали, что Кейджу ещё рано на покой.
Кассовый провал на 99.5%: Святые из Бундока - The Boondock Saints (1999)
Ни один фильм в этом списке не может похвастаться таким безумным разрывом между бюджетом и сборами. Снятый всего за 6 миллионов долларов, "Святые из Бундока" заработал в американском прокате... 30 471 доллар. Это меньше половины процента от бюджета — абсолютный рекорд по неокупаемости.
Но у этой истории есть контекст. Картина вышла через две недели после трагедии в одной из американских школ, и из-за паники вокруг насилия дистрибьюторы решили ограничить показ всего пятью кинотеатрами. При таких условиях фильм просто не имел шанса.
Однако время всё расставило на свои места. На домашнем видео "Бундоки" разошлись огромным тиражом, принесши свыше 50 миллионов долларов и превратившись в культовую классику на полках фанатов 2000-х. Этого успеха хватило, чтобы спустя десять лет выпустить сиквел — "Святые из Бундока 2: День всех святых". Он собрал 10,6 миллиона, и по сравнению с первым результатом это выглядело как настоящее воскрешение.
Герой, которого предали студии: Хеллбой - Hellboy (2004)
Гильермо дель Торо выжал из "Хеллбоя" максимум при бюджете всего 66 миллионов. Фильм выглядел роскошно: узнаваемый визуальный стиль, фирменная мистика режиссёра и идеально подобранный Рон Перлман. Но в прокате картина собрала лишь 99,8 миллиона — досадно не дотянув до круглой сотни. Для студии это выглядело как провал и на время похоронило идею супергеройской вселенной дель Торо.
Спасением стал домашний рынок: "Хеллбой" отлично продавался на DVD, и благодаря этим результатам Universal выкупила права у Sony, решив дать шанс продолжению. Так появился "Хеллбой II: Золотая армия" — зрелищнее, масштабнее и технически сильнее оригинала. Он собрал 168,3 миллиона при бюджете 85, но этого всё равно не хватило, чтобы убедить студию в прибыльности серии.
Попытка возродить героя состоялась в 2019 году с новым актёром, Дэвидом Харбором. Но вместо возвращения славы получился вялый старт: перезапуск с трудом окупил свой 50-миллионный бюджет. Тем не менее франшизу снова перезапустили — вышел новый низкобюджетный фильм под названием "Хеллбой: Горбун". Да, звёзд с неба он не хватает, но чувствуется соответствие комиксу и общему настроению героя.
Фильм, который спас актёр: Хроники Риддика - The Chronicles of Riddick (2004)
После того как "Чёрная дыра" 2000 года с трудом отбила свой 23-миллионный бюджет, мало кто ожидал продолжения. Но успех "Форсажа" сделал Вина Дизеля звездой, и Universal решила рискнуть. Актёру предложили 11 миллионов, должность продюсера и почти полный творческий контроль, выделив на сиквел колоссальные 120 миллионов — в пять раз больше, чем стоил оригинал.
Ставка не сыграла. "Хроники Риддика" собрали лишь 115,8 миллиона, и на тот момент это выглядело как конец франшизы. Но Дизель оказался не из тех, кто сдаётся. Позже он выкупил права у Universal — в обмен на короткое камео в "Токийском дрифте" — и несколько лет пробивал идею третьего фильма. В итоге он сам вложился в проект, перезаложив собственный дом, чтобы профинансировать урезанный бюджет в 38 миллионов.
Риск оправдался. "Риддик" 2013 года собрал 98,3 миллиона по миру, вернул интерес к персонажу и доказал, что порой не студии спасают актёров, а наоборот — актёры спасают свои миры.
Солдатики, которые не продаются: G.I. Joe: Бросок кобры - G.I. Joe: The Rise of Cobra (2009)
Когда Paramount запустила "Бросок кобры", ставка была на проверенную формулу: взрывы, спецэффекты и ностальгию по детским игрушкам Hasbro. Но при бюджете в 175 миллионов фильм собрал лишь 302,5 — не катастрофа, но и не тот блокбастер, на который рассчитывали. Почти половина сборов пришлась на внутренний рынок, и, по слухам, релиз подстегнул продажи игрушек, поэтому студия решила рискнуть и снять продолжение.
В 2013 году на экраны вышел "Бросок кобры 2", куда добавили Дуэйна Джонсона и Брюса Уиллиса — ход, который должен был стать спасением. Бюджет снизили до 155 миллионов, сборы выросли до 375,7, но даже с этим результатом франшиза оставалась на грани окупаемости.
Третий фильм застрял в разработке почти на десять лет, пока в 2021 году не появился перезапуск — "Снейк Айз". И он окончательно похоронил надежды: 40,1 миллиона при бюджете в 110. Похоже, зрители дали понять однозначно — без кроссоверов с "Трансформерами" эти солдатики никому не нужны.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!