Найти в Дзене
ShadowTavern

Как Голливуд воскрешает мёртвые франшизы: 10 фильмов, которые провалились в прокате, но получили второй шанс

Оглавление

Здравый смысл говорит, что сиквел запускают только после уверенных сборов. И правда, какой прок от второй или третьей части, если на первую зрители не пришли? Так деньги не зарабатывают, так не поступают продюсеры, которые дорожат репутацией. Но у отрасли характер с сюрпризами. Есть фильмы, которые провалились или выступили вяло, а потом всё равно получили второй шанс.

Почему так бывает и что именно перевешивает слабые сборы: критика, фанатская активность, продажи на носителях, стриминговые цифры, влияние на франшизу или амбиции автора?

Убийство кассовых сборов: Смерть на Ниле - Death on the Nile (2022)

"Убийство в Восточном экспрессе" 2017 года взяло крепкие 358,2 млн при бюджете около 55 млн, что логично открыло дорогу к продолжению. Но "Смерть на Ниле" при бюджете порядка 100 млн, раздутом из-за посредственных визуальных эффектов, собрала лишь 137,3 млн по миру, и это уже выглядит как провал с точки зрения возврата инвестиций.

Контекст в этой истории решает многое. Релиз пришёлся на февраль 2022 года с последствиями пандемии, плюс негативный инфоповод вокруг одной из звёзд. Ядро аудитории у таких детективов взрослое, а именно оно возвращалось в кинотеатры медленнее остальных, поэтому падение по сравнению с предшественником было ожидаемым. В первые недели казалось, что на этом серия Кеннета Браны и закончится, но...

Disney учла внешние факторы и дала третий фильм, "Призраки в Венеции". Похоже, "Нил" неплохо отработал на стримингах, что и подтолкнуло к решению продолжать, но уже с более разумной сметой в районе 60 млн и меньшей ставкой на графику. Риск окупился умеренно: "Венеция" собрала 122,3 млн, и для такого бюджета это вменяемый результат, особенно если прибавить вероятно серьёзные цифровые доходы.

Монстр, который чуть не убил франшизу: Годзилла 2: Король монстров - Godzilla: King of the Monsters (2019)

После успеха "Годзиллы" 2014 года и "Конга: Остров черепа" студия Warner Bros. была уверена, что сиквел покажет ещё более впечатляющий результат. Но при бюджете в 200 миллионов "Король монстров" собрал лишь 387,3 миллиона — и это при ожиданиях куда выше. Сработал целый набор факторов: прохладные отзывы, пятилетний перерыв между фильмами и самое неприятное — релиз буквально в тени "Мстителей: Финал".

По стандартам блокбастеров, картине не хватило примерно сотни миллионов, чтобы выйти хотя бы в ноль. Для студии это выглядело тревожным сигналом: обычно такие результаты ставят крест на продолжениях.

-2

Но у Warner был запасной план. "Годзилла против Конга" к тому моменту уже была отснята, поэтому отступать было некуда. И риск оправдался: несмотря на тяжёлый период пандемии, фильм собрал 470,1 миллиона при том же бюджете и вернул уверенность во "Вселенной монстров". Именно этот успех убедил студию дать зелёный свет ещё одному совместному фильму о Годзилле и Конге.

Бессмертный, несмотря на провалы: Горец - Highlander (1986)

Кажется, что фильм, породивший четыре сиквела, несколько сериалов и гору мерча, должен был стать хитом. Но нет — ни один из театральных "Горцев" не оказался кассово успешным. Даже первый.

При бюджете около 19 миллионов оригинал собрал всего 12,8 миллиона. Однако на видеокассетах "Горец" внезапно обрёл вторую жизнь и стал культовым в кругу фанатов фэнтези. Именно этот поздний успех убедил продюсеров попробовать снова, что привело к появлению "Горца 2: Оживление" — фильма, который разгромили и критики, и зрители. Тем не менее серия продолжала выходить, и каждое новое продолжение повторяло тот же сценарий: провал в кино и скромные, но стабильные продажи на домашнем рынке.

-3

Похоже, культ вокруг "Горца" живёт исключительно за счёт фанатской ностальгии и продаж сопутствующих товаров, потому что с точки зрения прибыли ни один из этих фильмов не заслуживал продолжения.

Франшиза, которая не может умереть: Терминатор - The Terminator

Последние двадцать лет складывается ощущение, что никто толком не понимает, что делать с "Терминатором". После того как первые два фильма Джеймса Кэмерона стали классикой, серия начала терять направление. Третья часть 2003 года ещё показала себя достойно — 433,4 миллиона при бюджете около 187 миллионов. Но уже "Терминатор: Да придёт спаситель" 2009 года, задуманный как мягкий перезапуск с Кристианом Бэйлом и без Шварценеггера, собрал всего 371,4 миллиона при бюджете 200. И хотя эти цифры не звучат катастрофически, именно этот фильм разорил компанию-производителя.

-4

После банкротства права перекупили другие студии, и в 2015-м вышел "Терминатор: Генезис". При всех слабостях он смог отбиться благодаря китайскому прокату — 440,6 миллиона при 158-миллионном бюджете, что выглядело как шанс на восстановление серии. Но надежды быстро рассеялись: "Тёмные судьбы" 2019 года, которые вернули Линду Хэмилтон и притворились прямым продолжением "Судного дня", собрали лишь 261,1 миллиона при затратах под 200.

Результат был настолько слабым, что даже фанаты признали очевидное — возможно, на этот раз "Терминатор" всё-таки действительно умер.

Провал, ставший легендой: Бегущий по лезвию - Blade Runner (1982)

Сегодня "Бегущий по лезвию" считается одной из вершин научной фантастики, но в 1982 году его встретили совсем иначе. При бюджете в 30 миллионов фильм Ридли Скотта собрал лишь 41,6 миллиона, и на этом фоне выглядел как одноразовый проект без продолжения. Картина оказалась слишком мрачной, философской и медитативной для массовой аудитории того времени.

-5

Но десятилетия всё расставили на свои места. После выхода режиссёрских версий в 1992 и 2007 годах "Бегущий" стал культовым, а его визуальный стиль и философская глубина начали восприниматься как эталон. Со временем фильм превратился в иконический пример того, как провал может стать основой легенды.

Именно культовый статус вдохновил Warner Bros. дать зелёный свет продолжению с бюджетом в 185 миллионов. "Бегущий по лезвию 2049" получил восторженные отзывы и, по мнению многих, даже превзошёл оригинал, но с точки зрения кассы повторил его судьбу. Итоговые 267,7 миллиона при таких затратах — снова убыток. Публика оценила фильм критически, но не пошла в кино, а студия переоценила ностальгию и привлекательность этой вселенной для широкой аудитории.

Возвращение блудного шпиона: Три икса - xXx (2002)

Когда в 2002 году вышел "Три икса", он идеально вписался в моду на грубый, шумный экшен начала нулевых и стал логичным продолжением успеха "Форсажа". Простая, но эффектная история о спортсмене-экстремале, ставшем агентом, принесла фильму 277,4 миллиона при бюджете около 88 миллионов и закрепила за Вином Дизелем статус новой кассовой звезды.

-6

Казалось, продолжение неизбежно, но Дизель из проекта ушёл, не согласившись со сценарием. В результате героя Ксандера Кейджа убили за кадром, а "Три икса 2: Новый уровень" 2005 года переделали под Айса Кьюба. Результат оказался катастрофическим: при бюджете в 113 миллионов фильм собрал всего 71,1. Проект мгновенно зачли мёртвым.

Но Дизель, уже ставший лицом "Форсажа", вернулся в 2017 году, решив воскресить франшизу. "Три икса: Мировое господство" сняли дешевле — за 85 миллионов, но с гораздо более лёгким, нарочито комиксовым тоном. И ставка сработала: сборы в 346,1 миллиона по миру фактически компенсировали провалы прошлых частей и доказали, что Кейджу ещё рано на покой.

Кассовый провал на 99.5%: Святые из Бундока - The Boondock Saints (1999)

Ни один фильм в этом списке не может похвастаться таким безумным разрывом между бюджетом и сборами. Снятый всего за 6 миллионов долларов, "Святые из Бундока" заработал в американском прокате... 30 471 доллар. Это меньше половины процента от бюджета — абсолютный рекорд по неокупаемости.

Но у этой истории есть контекст. Картина вышла через две недели после трагедии в одной из американских школ, и из-за паники вокруг насилия дистрибьюторы решили ограничить показ всего пятью кинотеатрами. При таких условиях фильм просто не имел шанса.

-7

Однако время всё расставило на свои места. На домашнем видео "Бундоки" разошлись огромным тиражом, принесши свыше 50 миллионов долларов и превратившись в культовую классику на полках фанатов 2000-х. Этого успеха хватило, чтобы спустя десять лет выпустить сиквел — "Святые из Бундока 2: День всех святых". Он собрал 10,6 миллиона, и по сравнению с первым результатом это выглядело как настоящее воскрешение.

Герой, которого предали студии: Хеллбой - Hellboy (2004)

Гильермо дель Торо выжал из "Хеллбоя" максимум при бюджете всего 66 миллионов. Фильм выглядел роскошно: узнаваемый визуальный стиль, фирменная мистика режиссёра и идеально подобранный Рон Перлман. Но в прокате картина собрала лишь 99,8 миллиона — досадно не дотянув до круглой сотни. Для студии это выглядело как провал и на время похоронило идею супергеройской вселенной дель Торо.

-8

Спасением стал домашний рынок: "Хеллбой" отлично продавался на DVD, и благодаря этим результатам Universal выкупила права у Sony, решив дать шанс продолжению. Так появился "Хеллбой II: Золотая армия" — зрелищнее, масштабнее и технически сильнее оригинала. Он собрал 168,3 миллиона при бюджете 85, но этого всё равно не хватило, чтобы убедить студию в прибыльности серии.

Попытка возродить героя состоялась в 2019 году с новым актёром, Дэвидом Харбором. Но вместо возвращения славы получился вялый старт: перезапуск с трудом окупил свой 50-миллионный бюджет. Тем не менее франшизу снова перезапустили — вышел новый низкобюджетный фильм под названием "Хеллбой: Горбун". Да, звёзд с неба он не хватает, но чувствуется соответствие комиксу и общему настроению героя.

Фильм, который спас актёр: Хроники Риддика - The Chronicles of Riddick (2004)

После того как "Чёрная дыра" 2000 года с трудом отбила свой 23-миллионный бюджет, мало кто ожидал продолжения. Но успех "Форсажа" сделал Вина Дизеля звездой, и Universal решила рискнуть. Актёру предложили 11 миллионов, должность продюсера и почти полный творческий контроль, выделив на сиквел колоссальные 120 миллионов — в пять раз больше, чем стоил оригинал.

-9

Ставка не сыграла. "Хроники Риддика" собрали лишь 115,8 миллиона, и на тот момент это выглядело как конец франшизы. Но Дизель оказался не из тех, кто сдаётся. Позже он выкупил права у Universal — в обмен на короткое камео в "Токийском дрифте" — и несколько лет пробивал идею третьего фильма. В итоге он сам вложился в проект, перезаложив собственный дом, чтобы профинансировать урезанный бюджет в 38 миллионов.

Риск оправдался. "Риддик" 2013 года собрал 98,3 миллиона по миру, вернул интерес к персонажу и доказал, что порой не студии спасают актёров, а наоборот — актёры спасают свои миры.

Солдатики, которые не продаются: G.I. Joe: Бросок кобры - G.I. Joe: The Rise of Cobra (2009)

Когда Paramount запустила "Бросок кобры", ставка была на проверенную формулу: взрывы, спецэффекты и ностальгию по детским игрушкам Hasbro. Но при бюджете в 175 миллионов фильм собрал лишь 302,5 — не катастрофа, но и не тот блокбастер, на который рассчитывали. Почти половина сборов пришлась на внутренний рынок, и, по слухам, релиз подстегнул продажи игрушек, поэтому студия решила рискнуть и снять продолжение.

-10

В 2013 году на экраны вышел "Бросок кобры 2", куда добавили Дуэйна Джонсона и Брюса Уиллиса — ход, который должен был стать спасением. Бюджет снизили до 155 миллионов, сборы выросли до 375,7, но даже с этим результатом франшиза оставалась на грани окупаемости.

Третий фильм застрял в разработке почти на десять лет, пока в 2021 году не появился перезапуск — "Снейк Айз". И он окончательно похоронил надежды: 40,1 миллиона при бюджете в 110. Похоже, зрители дали понять однозначно — без кроссоверов с "Трансформерами" эти солдатики никому не нужны.

Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.

Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!