Найти в Дзене
Елена Чудинова

И снова - Донбасс. Часть 2. Долгожданный Донецк

На автовокзале в Донецке меня подхватывает Никита Евгеньевич Олендарь, и в прошлый раз принимавший меня в Молодежной библиотеке. Весьма молодой Никита Евгеньевич, но даже свою помощницу, недавно пришедшую в библиотеку со школьной скамьи, он не называет иначе, нежели Дарьей Николаевной. Такой принят тон. Визитной карточкой г-на Олендаря для меня явилась фраза, в действительности прозвучавшая парой часов позже, когда я расспрашивала его об обстоятельствах военной биографии. (Штатских биографий здесь у мужчин, кажется, вовсе не бывает). "Я - с двадцать второго года. Положил в один карман Евангелие, в другой - Марка Аврелия - и в пехоту". Фраза, в действительности афористично суммирующая основные достоинства, которые хочется видеть в молодом мужчине: доблесть, религиозность, интеллектуализм. Я, признаюсь, попросила со мной поделиться вот этой баснословной фотографией: До выступления еще добрых часа четыре, есть возможность пообщаться, которой в прошлый раз не было. Мы направляемся в мал

На автовокзале в Донецке меня подхватывает Никита Евгеньевич Олендарь, и в прошлый раз принимавший меня в Молодежной библиотеке. Весьма молодой Никита Евгеньевич, но даже свою помощницу, недавно пришедшую в библиотеку со школьной скамьи, он не называет иначе, нежели Дарьей Николаевной. Такой принят тон.

Визитной карточкой г-на Олендаря для меня явилась фраза, в действительности прозвучавшая парой часов позже, когда я расспрашивала его об обстоятельствах военной биографии. (Штатских биографий здесь у мужчин, кажется, вовсе не бывает).

"Я - с двадцать второго года. Положил в один карман Евангелие, в другой - Марка Аврелия - и в пехоту".

Фраза, в действительности афористично суммирующая основные достоинства, которые хочется видеть в молодом мужчине: доблесть, религиозность, интеллектуализм.

Я, признаюсь, попросила со мной поделиться вот этой баснословной фотографией:

-2

До выступления еще добрых часа четыре, есть возможность пообщаться, которой в прошлый раз не было. Мы направляемся в маленькую кофейню, расположенную в торговом центре. Кофе здесь варят отменный. (Важно для меня, всё путешествие я попросту питаюсь кофе, но это всегда со мной так, хотя дома я отдаю предпочтение чаю). Но как они тут умудряются поддерживать такую чистоту в публичных местах? С водой-то ещё хуже, чем в прошлом году. Её подают раз в три дня. На три же дня и приходится запасаться. Везде - фляги, бутыли, бадьи... И - чистота. Что же, чистота, как и разруха, она - не в туалетах, она в головах.

Взлетная полоса из полагающихся по политесу фраз коротка, разговор сразу взмывает в область тем нежитейских. Но сказанное в кофейне я там сейчас и оставлю - интеллектуальный код и степень откровенности - они весьма различны в открытом доступе и в частной беседе. А кофейня - вот она:

-3

Да, в Донецке я хоть что-то сфотографировала.

Ну и, наконец, уже мне известная Молодежная библиотека. Разговор вновь шел вокруг моего собрания сочинений, вышедшем в прошлом году в издательстве "Традиция". Только в прошлый раз я подарила его библиотеке, а теперь некоторые читатели уже успели с ним познакомиться. О каждой книге понемногу, кстати, о "Мечети" меньше всего, с ней ведь и так всё всем понятно. Людей пришло не так, чтобы много, но несколько человек пришли серьезно, если понятно, что я подразумеваю под словосочетанием "серьезно прийти". Собственно, только ради этого уже стоило ехать.

Тут еще один нюанс, как мне объяснено. Преподаватели не имеют права приглашать учащихся на какие-либо события, ведь любое собрание людей увеличивает опасность для них. Что же, техника безопасности всегда написана кровью.

Но культурная жизнь тем не менее, пусть и не многолюдно, идет своим чередом. Ведь пословицу о музах, замолкающих при грохоте пушек, любят повторять лишь те, кто никогда не слышал ни пушек, ни муз.

Библиотека несет свои боевые потери. При налете погибла сотрудница библиотеки Ольга Шкрябун, погибла, когда шла по улице в поликлинику. Библиотека продолжает работу.

Надеюсь, что, учитывая две предшествующих бессонных ночи, я всё же не разочаровала слушателей.

Фотография на память. А Никиты Евгеньевича на ней нет, ибо он и фотографирует. :-)
Фотография на память. А Никиты Евгеньевича на ней нет, ибо он и фотографирует. :-)

Но, хотя я и порядочно выдохлась, мой день ещё не завершен. Никита отвез меня и с рук на руки передал ... Впрочем - дальше опять слишком долгий рассказ -

Продолжение следует