С 1 сентября в силу вступили обновленные ПДД. Напомним, что велосипедисты и пользователи СПМ теперь обязаны спешиваться на пешеходных переходах. За исключением мест, где установлен отдельный светофор или табличка и обозначена велодорожка – там проезжать можно без спешивания. Но как ведут себя владельцы СПМ сейчас, спустя больше чем месяц после нововведений?
В первые дни после запуска правил мы вышли в город и провели свое небольшое расследование: посмотрели, спешиваются ли люди, и подсчитали количество нарушений. Результаты оказались неоднозначными: нарушений было много, но были и те, кто выполнял требования. В течение месяца ГАИ активно проводила рейды, в которых мы также приняли участие, выносила предупреждения и неоднократно напоминала о необходимости спешиваться – казалось бы, информацию донесли. Но…
Итак, что изменилось за месяц? Каков уровень дисциплины сейчас и насколько эффективно работают меры профилактики?
«Меня не пугают ни волны, ни ветер»
В прошлый раз для мониторинга мы выбрали четыре локации, но самым, что называется, рыбным местом по количеству нарушений оказался перекресток улиц Мясникова, Бобруйской, Клары Цеткин и Московской.
Сейчас здесь открыли проезд под мостом, поток автомобилей стал еще плотнее, а значит, требование спешиваться на переходах особенно актуально. Отметим, что ни отдельных велосветофоров, ни велодорожек в этом месте нет.
Новый замер мы решили провести в вечернее время выходного дня. На улице заметно похолодало, и остались только самые стойкие любители двухколесного транспорта. С точки наблюдения нам хорошо был виден сам перекресток с тремя пешеходными переходами, а также дальний переход на улице Клары Цеткин (около музыкального театра), который как раз оборудован велосветофором и велопереездом. Кроме того, в поле зрения попадало два пешеходных перехода на улицах Мясникова и Советской. К ним мы вернемся немного позже.
Спустя 20 минут мы не увидели ни одного велосипедиста или пользователя СПМ и уже подумывали свернуть наблюдение. Но затем ситуация кардинально изменилась: судя по всему, под вечер люди начали активно заказывать еду – на пешеходных переходах один за другим стали появляться курьеры.
Именно среди сотрудников служб доставки мы зафиксировали большинство нарушений. За период нашего наблюдения через переходы проехали 9 курьеров и лишь двое из них спешились, как того требуют правила. Остальные пересекали пешеходный переход «верхом».
Тут вроде бы и понять можно: курьерам важно уложиться в сроки, и они делают максимум, чтобы доставить заказ вовремя. Но правила едины для всех, а рисковать собственной и чужой безопасностью – это точно не та экономия времени, которая оправдана.
При этом порадовало, что на фоне доставщиков обычные владельцы велосипедов и самокатов в целом старались пересекать дорогу по зебре пешком. Возможно, свою роль сыграло присутствие нашего фотокорреспондента. Но не исключено, что информационная кампания и рейды действительно сработали – дисциплины стало больше. Среди тех, кто соблюдает правила, были как взрослые, так и молодежь.
Однако без ложки дегтя не обошлось. Запомнилась пара на велосипедах: девушка спешилась и пошла по переходу, а молодой человек при этом ехал рядом, увлеченно глядя на спутницу и не обращая внимания на поворачивающий на стрелку автомобиль.
Отдельно отметим двух девушек на одном самокате, которые пересекли проезжую часть, даже не приостановившись.
Спустя полтора часа на перекрестке мы получили следующие результаты: 12 человек на зебре спешились, 14 – нет. Причем среди последних значительную часть составили курьеры.
При этом не можем не похвалить тех доставщиков, которые, несмотря на дедлайны и риск опоздать, все же пересекли переход пешком.
Нежелание соблюдать или банальная лень?
Перемещаем свое внимание на следующие локации. Переход на улице Клары Цеткин оборудован специальным светофором и разметкой.
Если на переходе действует велосветофор, показывающий зеленый свет, то как велосипедист, так и пользователь СПМ могут пересекать дорогу без спешивания. «Также такое право предоставляется, если рядом с пешеходным светофором установлена соответствующая информационная табличка», – уточнил в начале сентября глава МВД.
Такие светофоры и специально разработанные таблички уже начали устанавливать в Минской области, Гродно и Могилеве. А не так давно список городов пополнился Витебском.
Тем не менее многие велосипедисты и владельцы СПМ по привычке спешиваются и в этих местах – то ли перестраховываются, то ли из-за недопонимания – кому-то все еще не ясно, где именно на велосипеде и самокате можно ехать, а где нужно идти пешком.
На этом фоне нам особенно запомнилась парочка детей: один – на арендном самокате, другой – на личном. Дожидаясь зеленого света на тротуаре, они лихо показывали трюки, вставая на одно колесо, а затем на высокой скорости «пролетели» переход. Формально – без нарушения, но о безопасности забывать нельзя.
С нашей точки наблюдения, как мы писали выше, хорошо просматривались и переходы на улице Советской и Мясникова. И вот там начались странности. На самом перекрестке автомобили хотя бы останавливаются на красный… А вот те, кто поворачивает, могут и не заметить быстро едущего велосипедиста или самокатчика – на этих зебрах светофора нет. Даже ваш покорный слуга, однажды переходя там дорогу, едва не попал под колеса – хотя и остановился, и огляделся по сторонам.
При этом многие самокатчики и велосипедисты, которые на перекрестке со светофором дисциплинированно спешивались, на этих нерегулируемых переходах пересекали проезжую часть на высокой скорости, не снижая темпа. Вероятно, дело в том, что перед светофором все равно приходится спешиваться и потом не хочется снова садиться на самокат или велосипед. Но выглядит это, мягко говоря, странно и опасно.
И здесь нам особенно запомнилась пара – мужчина и ребенок: даже не снизив скорость, они пересекли на самокатах переход на улице Советская, а спешились только у перекрестка.
А вот и «старые знакомые»: две девушки, замеченные на предыдущей локации, снова вдвоем на одном самокате проехали переход без спешивания. Сначала проскочили нерегулируемый переход на Мясникова, а затем и переход на перекрестке, шатаясь из стороны в сторону.
Вывод из наших наблюдений прост: правила начинают работать, дисциплины стало больше, но до устойчивой нормы еще очень далеко. Тех, кто не спешивается там, где это необходимо, все еще очень много.
А как вы видите ситуацию? Часто ли в вашем районе самокатчики или велосипедисты пересекают пешеходный переход не спешиваясь? Делитесь своими наблюдениями и мнением в комментариях!
P.S. Возвращаясь после наблюдений к парковке, я едва не оказался сбитым велосипедистами, причем прямо на тротуаре. У стен Музыкального театра (лучше места, видимо, не нашлось) они отрабатывали трюки на лестнице, вылетая при этом на пешеходную зону. Берегите себя: смотрите по сторонам и будьте внимательны!
]]>