Аннотация: В статье анализируется использование нейропсихологии в логопедической практике с детьми, имеющими серьезные речевые расстройства. Особое внимание уделяется роли нейропсихологических упражнений в работе логопеда и представлен опыт их применения для коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: нейропсихологический подход, логопед, тяжелые нарушения речи.
Проблема речевых нарушений у детей преобладает все более масштабный характер. Официальные данные Росстата свидетельствуют о значительном росте числа детей, нуждающихся в специализированной помощи: если в 2015 году таких детей было около 15 тысяч, то к 2024 году их количество превысило 90 тысяч. При этом отмечается утяжеление структуры речевых дефектов. Среди факторов, способствующих такой динамике, выделяют неблагоприятную экологическую обстановку, социальные проблемы, а также органические поражения головного мозга, возникающие в период беременности, родов и после рождения ребенка.
В основе тяжелых речевых расстройств лежит органическое поражение или функциональная недостаточность конкретных зон головного мозга. Данные нарушения влекут за собой вторичные дефекты в сфере высших психических функций[3].
Речевая деятельность, как и другие высшие психические функции, обеспечивается скоординированной работой трех ключевых функциональных блоков мозга [2]:
- блока, отвечающего за энергетическое обеспечение и активизацию мозговой деятельности;
- блока, осуществляющего прием, обработку и сохранение информации;
- блок, обеспечивающего программирование, регуляцию и контроль речевых процессов.
Недостаточное развитие энергетического блока приводит к тому, что дети быстро утомляются и истощаются.
Недостаточное развитие второго блока мозга приводит к дефицитам в мнестической сфере и трудностям в процессе письма, проявляющимся, в частности, зеркальном написании букв. Функциональная зрелость данного блока также негативно сказывается на формировании фонематического восприятия, необходимого для дифференциации звуков речи.
Кинезиологические упражнения положительно влияют на когнитивные функции ребенка, гармонизируют работу мозга и облегчают процесс запоминания [1]. Физические упражнения следует выполнять на ежедневной основе. Продолжительность тренировки определяется возрастной группой дошкольников и составляет от 5 до 25 минут.
Начать логопедические занятие с нейропсихологических упражнений и игр важно для подготовки ребенка к дальнейшей работе. Они стимулируют познавательную активность и помогают сосредоточить внимание, создавая оптимальные условия для обучения.
Для достижения максимальной эффективности нейроупражнений необходимо уделять особое внимание точности их выполнения. Рекомендуется начинать с индивидуального обучения каждого ребенка, чтобы убедиться в правильном понимании техники. Постепенно можно увеличивать сложность и объем заданий. Регулярное включение нейроупражнений и игр в образовательный процесс значительно улучшает усвоение материала, а также способствует развитию моторики и координации движений.
В работе учителя-логопеда нейрогимнастика помогает развить у детей двигательную активность, общую и мелкую моторику, умение концентрировать свое внимание, развивает умение к произвольному контролю, совершенствует фонематическое восприятие. Вот пример некоторых упражнений, которые используются в работе с детьми с ТНР:
1. Игра «Палитра» помогает детям развивать речь, координацию движений и улучшает работу обоих полушарий мозга. В этой игре каждому пальцу руки присваивается свой цвет. Затем ребенку показывают карточку с последовательностью цветов, и он должен поднимать пальцы в соответствии с этой последовательностью.
2. Игра «Лабиринт» направлена на развитие речи, координации глаз и мелкой моторики, а также на улучшение работы обоих полушарий мозга. Игроку предлагается одновременно двумя руками проходить лабиринт, двигая пальцами навстречу друг к другу и проговаривая звуки или слова.
3. Зеркальное рисование» направлено на оптимизацию межполушарного взаимодействия, что положительно сказывается на развитии перцептивных и мнемических функций. Суть упражнения заключается в одновременном рисовании зеркально – симметричных фигур обеими руками. Для автоматизации произносительных навыков рекомендуется сопровождать рисование артикуляцией звуков, слогов или слов. В качестве материала для рисования можно использовать как традиционные карандаши и бумагу, так и песок.
4. «Нейротаблицы» это упражнение, направленное на развитие речи, координации глаз и рук, а также на улучшение взаимодействия между полушариями мозга. Ребенку предлагается находить парные изображения в таблице, и одновременно указывать на них обеими руками, проговаривая названия картинки.
Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что интеграция нейроупражнений в логопедическую практику с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, в качестве дополнения к традиционным методам коррекции, оказывает положительное влияние на их общее развитие. Наблюдается улучшение физического, психического и эмоционального состояния, активизация когнитивные функций, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности коррекции нарушений речи, письма и чтения.
Список использованных источников
1. Беляева Ю. А. Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга средствами кинезиологических упражнений у детей с нарушениями речи / Ю. А. Беляева. — Текст: непосредственный // 1 сентября — 2022. — № 2 (11). — С. 56–60.
2. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: 1996.
3. Чердакова, Е. М. Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений / Е. М. Чердакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 517–518.