Найти в Дзене

Что такое страх перед старением?

Миллиардер-биохакер Брайан Джонсон, 47-лет отроду, в соцсетях рассказал как [безумно] выглядит его новый утренний ритуал, направленный для борьбы со старением [энтропией].

Итак, он каждый день ложится спать в 20:30 и встанет в 5 утра, чистит зубы, наносит сыворотку для волос Blueprint, через 5 минут идёт под душ, а затем принимает «микс долголетия», содержащий протеин, коллагеновые пептиды, оливковое масло, креатин и ягоды, выполняет часовую комбинацию кардиоупражнений, силовых упражнений и упражнений на гибкость и равновесие.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

После тренировки у Джонсона ещё одни сеанс в сухой сауне с температурой 90°C продолжительностью в 20 минут, затем следует шестиминутная светотерапия инфракрасным светом и 32-минутная интервальная тренировка с чередованием кислородной недостаточности и насыщения кислородом.

Затем следует ещё 45 минут гипербарической оксигенации, после чего он садится за второй завтрак, состоящий из бобовых, овощей, орехов и семян. И так каждый день без выходных и праздников.

В сутки Джонсон принимает порядка 40 пищевых добавок (БАДов).

Фактически, на примере Брайана Джонсона, мы можем увидеть сочетание страха старения (геронтофобия) и обсессии здоровья.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Некоторые авторы утверждают, что тревога по поводу здоровья, равно как и тревога по поводу старения, проистекает из навязчивых мыслей и повторяющегося, целенаправленного, защитного поведения (ритуалы), что отсылает нас к широкому спектру обсессивно-компульсивных расстройств (ОКР) (Mataix-Cols, Pertusa, & Leckman, 2007).

Действительно, тревога за здоровье при ОКР встречаются чаще, чем в контрольной группе. Эта «одержимость здоровьем», часто сопровождается повышенным чувством ответственности, переоценкой угрозы, а также непереносимостью неопределенности (Salkovskis & Warwick, 2001, Deacon & Abramowitz, 2008).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Однако другие специалисты справедливо указывают на то, что лица, чрезвычайно обеспокоенные своим здоровьем, возрастом и/или старением, склонны относиться к своим симптомам как к подлинно угрожающим и воспринимают свои мысли как адекватные и релевантные (эго-синтонные).

Напротив, при ОКР симптомы часто воспринимаются как необоснованные и бессмысленные и иногда встречают сопротивление со стороны человека (т.е. они эго-дистонные) (Starcevic 2014 ; Hedman et al. 2017).

Страх перед старением – это сложное когнитивно-аффективное состояние, которое включает в себя комбинацию из актуального беспокойства / тревоги и ожидаемых, будущих потерь, которые [неизбежно] наступят с возрастом.
Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Страх перед старением проистекает из экзистенциальных опасностей и размышлений по поводу неизбежности конца жизни, беспомощности, ожидаемой потери автономии, а также стигматизации старения / лиц пожилого возраста в обществе («культа молодости»).

Тревога перед лицом смерти, активирует и страх упустить некоторые возможности, особенно, в контексте социального сравнения («успех других», легендарный «сын маминой подруги»).

Страх старения может включать следующие домены:

1) страх перед собственным старением (субъективное восприятие человеком собственного старения);

2) страх самой старостью как таковой (старость как личностного состояние) и

3) страх перед пожилыми людьми (восприятия других как пожилых).

Большинство людей боятся собственного старения, но не хронологического возраста (как такового).

Женщины больше мужчин обеспокоены именно физическими изменениями, связанными со старением, чему есть разумное объяснение, так как женщин ценят в большей степени по их внешности, в то время как мужчин – по их достижениям.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Страх старости обычно сочетается с другими серьёзными страхами – страхом потерять любовь, страхом стать нищим, страхом перед беспомощностью, страхом заболеть.

Некоторые ученые полагают, что страх перед старением парадоксальным образом может быть попыткой совладания со смертью. Они считают, что, когда люди концентрируются на старении и борьбой с ним, они психологически дистанцируются от смерти.

Безусловно, старение приближает человека к смерти, однако не стоит забывать и слова мудрого Сенеки:

«Ты возразишь мне: «Тягостно видеть смерть перед глазами». Но, во-первых, она должна быть перед глазами и у старика, и у юноши – ведь вызывают нас не по возрастному списку...».

Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.

© Автономов Денис, 2025

Написано по мотивам:

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

Lahe, Danijela, and Maja Hmelak. "Fear of aging among young people." Nova prisutnost: časopis za intelektualna i duhovna pitanja 23.2 (2025): 357-373.

Routledge, Clay, Jacob Juhl, and Matthew Vess. "Mortality salience increases death-anxiety for individuals low in personal need for structure." Motivation and Emotion 37.2 (2013): 303-307.

Lasher, Kathleen P., and Patricia J. Faulkender. "Measurement of aging anxiety: Development of the anxiety about aging scale." The International Journal of Aging and Human Development 37.4 (1993): 247-259.

#старость

#старение

#страх