В данной работе представлены результаты по разработанной упрощенной одномерной (1D) модели продольной динамики электромобиля на платформе REPEAT. Изучены характеристики автомобиля Nissan Leaf ZE0. Разработана математическая модель движения автомобиля в REPEAT. Проведено сравнение результатов моделирования в REPEAT и экспериментальных данных Argonne. Разработанная математическая модель продольного движения Nissan Leaf 2012 на платформе REPEAT продемонстрировала отличную корреляцию между результатами расчета модели и экспериментальными данными по энергетическим показателям и разгону электромобиля , что доказывает пригодность REPEAT для моделирования в сфере автомобилестроения.
Постановка задачи
Модель разработана на основе опубликованных параметров автомобиля Nissan Leaf ZE0 (2012) [4], а также данных предоставленных в отчете лаборатории Argonne, в котором провели серию экспериментов по изучению динамических и энергетических характеристик Nissan Leaf 2012 [1].
Проведено сравнение результатов расчета разработанной математической модели на платформе REPEAT и экспериментальных данных Argonne при городском цикле движения UDDS на динамометрическом стенде с горячим стартом при температуре 𝟕𝟐 градусов по фаренгейту (𝟐𝟐.𝟐 градусов по Цельсию).
Проведено сравнение показателя тяговой динамики разгона 0-100 км/ч.
Характеристики Nissan Leaf ZE0
В таблице 1 приведены характеристики автомобиля Nissan Leaf. В таблице 2 представлены параметры электрической трансмиссии и батареи. В таблице 3 указаны принятые параметры. В таблице 4 отражены параметры Nissan Leaf в экспериментах Argonne. На рисунке 1 представлена структурная схема электромобиля.
Примененные в модели разделы библиотеки
Для разработки модели были использованы следующие библиотеки:
Автоматика
- Водитель, формирующий уставку при движении по циклу UDDS;
- Система управления скоростью автомобиля;
- Алгоритм работы системы торможения
Электроника
- Электрическая трансмиссия;
- Батарея электромобиля;
- Доп. электрическая нагрузка
Системный дизайн
- Динамика движения транспорта
Математическая модель движения Nissan Leaf ZE0 в REPEAT
Общая схема
Разработанная схема движения автомобиля изображена на рисунке 2.
Водитель
Пользовательский блок "Водитель" (рис. 3) генерирует команды ускорения и замедления на основе ПИ-регулятора с настраиваемыми коэффициентами.
Внутренняя структура блока представлена на рисунке 4 и включает следующие компоненты:
- Фильтр первого порядка – имитирует поведение "сосредоточенного" или "расслабленного" водителя.
- Блок линейно-кусочной функции – формирует уставку скорости в соответствии с циклом движения UDDS.
- Ограничитель – обеспечивает выходной сигнал в диапазоне –1…1 для корректного управления.
Система управления
Одним из ключевых аспектов при моделировании динамики электромобиля является разработка эффективной системы управления, в частности – стратегии торможения. Особую сложность представляет учет рекуперации, поскольку в этом режиме происходит возврат энергии в батарею, что существенно влияет на общий энергобаланс транспортного средства.
Для создания реалистичной модели рекуперативного торможения были использованы экспериментальные данные из отчета Argonne "Advanced Powertrain Research Facility AVTA Nissan Leaf Testing and Analysis" (рисунок 5)[1]. В отчете экспериментов Argonne представлена характеристика мощности батареи от скорости при торможении (отрицательная ось мощности) и разгоне (положительная ось). Диаграммы торможения необходимы для вычисления команды торможения при работе электромашины в режиме рекуперации.
Важным параметром является граничная скорость, при которой активируется режим рекуперации (Mechanical brake speed threshold). В данном случае она составляет примерно 8 км/ч. При движении ниже этого значения торможение будет фрикционным.
Блок управления "Электропривод" имеет следующие параметры:
- Диапазон управляющего сигнала: -1 до 1
- При сигнале ±1 на выходе формируется максимальный момент: ±T_EMmax
Для определения максимального момента в режиме генератора (T_maxreg) используется линейная характеристика Max regen line.
Методика расчета:
- Выбираем опорную точку на характеристике: {20, -20}
- Вычисляем момент, приведенный на ротор электромашины
- Полученное значение является T_maxreg
Максимальный момент, формируемый электромашиной при рекуперации будет равен:
Далее, зная значения T_maxreg и T_EMmax, можно определить значение команды управления при рекуперации:
Согласно данным Argonne [1] и статьи [3] среднее КПД при заряде n_chg при хороших условиях равно около 0.85. В модели данное КПД можно учесть множителем:
Только рекуперативного торможения недостаточно для строгого следования циклу движения UDDS, поэтому параллельно производится фрикционное торможение. Максимальная сила торможения, действующая на автомобиль, положена равной F_max=m⋅g.
Максимальный момент торможения, приведенный на главную передачу, необходим для вычисления команды торможения, подаваемый на фрикционные диски.
После формирования требуемого момента торможения T_brk в первую очередь производится рекуперации для заряда батареи, если тормозной силы недостаточно для выполнения уставки, включается фрикционный тормоз F_brkfric, команда управления cmd_fric которого передается в блок "Шасси и трансмиссия".
Силовая часть
Силовая часть изображена на рисунке 7.
Динамика автомобиля
На рисунке 9 изображены сигналы, с которых снимаются характеристики.
Валидация
Разгон 0-100 км/ч
Расчет проводился при массе автомобиля равном 1700 кг. Результаты моделирования указаны в таблице 5. Результаты разгона изображены на рисунке 10.
Энергетические показатели при движении по циклу UDDS (Hot start)
На рисунке 11,12 изображены результаты эксперимента лаборатории Argonne и результаты моделирования на REPEAT. Результаты сравнения отображены в таблице 6.
На рисунке 12 изображен график скорости модели Nissan Leaf и цикла движения UDDS (км/ч).
На рисунке 13 изображены графики мощности построенные на REPEAT и Simulink.
Заключение
Разработанная математическая модель продольного движения Nissan Leaf 2012 на платформе REPEAT продемонстрировала отличную корреляцию между результатами расчета модели и экспериментальными данными по энергетическим показателям и разгону электромобиля , что доказывает пригодность REPEAT для моделирования в сфере автомобилестроения.
Библиографический список
- D3 2012 Nissan Leaf | Argonne National Laboratory
- Hayes , John & Davis , Kevin . (2014). Simplified electric vehicle powertrain model for range and energy consumption based on EPA coast down parameters and test validation by Argonne National Lab data on the Nissan Leaf . 1 6. 10.1109/ITEC.2014.6861831.
- https://researchrepository.wvu.edu/cgi/viewcontent.cgi?articl e=3448&context=faculty_publications.
- https://www.carinf.com/en/9e60422878.html параметры Nissan Leaf ZE0)
- Energy Management Scheme for an EV Smart Charger V2G/G2V Application with an EV Power Allocation Technique and Voltage Regulation
- https://www.energy.gov/sites/prod/files/2015/01/f19/fact201 3nissanleaf.pdf