Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Футуристы на тропе войны: искусство как оружие

Футуристы во главе с Филиппо Томмазо Маринетти стали одними из самых яростных сторонников вступления Италии в Первую мировую войну на стороне Антанты. Еще в «Манифесте футуризма» 1909 года Маринетти провозглашал: «Мы хотим прославить войну — единственную гигиену мира, — милитаризм, патриотизм». Для него и его единомышленников война была не просто политикой, а актом очищения, разрушения старого мира ради рождения нового.

Филиппо Томмазо Маринетти
Филиппо Томмазо Маринетти

Они мечтали об Италии, свободной от «гангрены профессоров, археологов, чичероне и антиквариев» — стране, где царят скорость, технологии и воля к экспансии. Война представлялась футуристам идеальной возможностью воплотить утопию обновления и инструментом культурной революции.

С началом мировой бойни футуристы перешли от слов к действиям. 15 сентября 1914 года в миланском театре Даль Верме Умберто Боччони на глазах у публики разорвал австрийский флаг, а Маринетти, размахивая итальянским триколором, скандировал: «Долой Австрию!». Акцию повторили на следующий день в Галерее Виктора Эммануила: черно-желтые флаги Габсбургов полыхали в огне, вызывая переполох и бурную реакцию публики.

Искусство тоже стало ареной борьбы. Карло Карра в 1914 году создает «Демонстрацию интервенционистов», Джакомо Балла — «Патриотическую демонстрацию». Холсты пульсируют той же энергией, что и улицы: флаги, крики, движение. Искусство перестает быть отстраненным и шагает в ногу с историей, входя в стремительный XX век.

Маринетти публикует «Политическую программу футуризма», где среди главных целей — продвижение идей итальянского ирредентизма. Трентино и Триест должны быть возвращены итальянскому народу, а дальше — Истрия и Далмация.

Когда в мае 1915 года Италия вступает в войну, футуристы первыми выстраиваются в очереди на фронт. Ломбардский батальон велосипедистов-добровольцев торжественно проезжает по Милану под аплодисменты, осыпаемый цветами. Среди них — Маринетти, Боччони, Руссоло, Сирони, Сант’Элиа. Для них участие в боевых действиях — не подвиг, а поэтический и художественный акт, слияние идей и жизни.

-2

Но идеалы столкнулись с жестокой реальностью. На фронте гибли не только солдаты, но и мечтатели. В 1916 году погибают Умберто Боччони и Антонио Сант’Элиа. Сам Маринетти участвует в горных боях за Трентино, и его опыт затем переродится в роман «Стальной альков».

Футуристская кампания за вступление в войну стала важным рубежом. Моментом, когда авангардное искусство вышло за пределы мастерской и превратилось в политическое оружие. Этот поворот открыл путь к сближению с фашизмом, который позже многие из футуристов поддержат, увидев в нем продолжение своих мечтаний об социальной и культурной революции.

Il vostro Bersagliere