В России вновь ожидается хороший урожай зерновых. После всех страшилок, что ужас-ужас — то заморозки, то засуха, то дожди — Минсельхоз прогнозирует валовый сбор в районе 135 млн тонн, почти на 10% лучше прошлогоднего. До фантастических урожаев 2022 и 2023 года - почти в 158 млн тонн и в 145 млн тонн - эта цифра считалась рекордной (см. «Только цифры»).
Урожай пшеницы — главной нашей экспортной культуры - оценивается, по разным данным, в 88-90 млн тонн. Это существенно больше, чем в прошлом году (82,6 млн тонн).
Сейчас прогнозы базируются на вполне конкретных цифрах по уже собранному урожаю (около 90% площадей, на остальных уборка продолжается). В Минсельхозе сообщают, что по ряду культур в этом году существенно выросла урожайность. В том числе по пшенице — на 14%, по ржи и ячменю — более чем на 20%. А аналитики «СовЭкон» особо отмечают рекордную урожайность пшеницы в Сибири (2,7 тонн с гектара в этом году вместо 1,9 тонн в среднем за пять лет) и на Урале (2,3 тонны с гектара вместо средних за пятилетку 1,6 тонн).
Но откуда взялся хороший урожай, если всю весну и пол-лета только и говорились о каких-то природных катаклизмах в самых зерновых регионах?
- У нас страна очень большая — и это выручило в очередной раз, - прокомментировал «КП» ситуацию с урожаем директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) Анатолий Тихонов. - В этом году засуха поразила Ростовскую область и ряд других южных регионов, где обычно получали самые большие урожаи. Зато необычно высокие результаты показала Сибирь, в том числе такие регионы, как Новосибирская область, которые вообще считаются зоной рискованного земледелия — в частности, за счет грамотно выбранного времени сева яровой пшеницы, с учетом предполагаемых заморозков. Причем там хорошую урожайность дала пшеница сильных сортов, с очень высоким содержанием клейковины (самая дорогая и ценная разновидность продовольственной пшеницы — Ред.). Кроме того, оправдались прогнозы на хороший урожай в центральных областях — Воронежской, Белгородской, Курской, Тамбовской.
По словам эксперта, не все плохо и на юге. Там, где есть оросительные системы — в частности, в Ставропольском и Краснодарском крае — хозяйства не так пострадали от засухи.
- Независимо от погодных условий, урожаи зерна меньше 100 миллионов тонн в России ушли в прошлое (см. «Только цифры»), - подчеркивает Анатолий Тихонов. - Здесь работает ряд факторов. Технологическая грамотность наших аграриев за последние годы выросла. Многие хозяйства, особенно крупные холдинги, перешли на систему «умного земледелия». Это в том числе технологии обработки почвы, позволяющие удерживать влагу, эффективное орошение. И семена именно зерновых у нас есть очень хорошие свои собственные, по ним мы почти не зависим от импорта. Все это позволяет за счет роста урожайности компенсировать потери из-за каких-то катаклизмов и прочих проблем.
ВОПРОСЫ В ТЕМУ
Что будет с ценами на хлеб?
- Хороший урожай позволяет правительству «давить» на цены на зерно на внутреннем рынке. Например, с помощью интервенционного фонда (при низких ценах зерно в эту государственную «кубышку» закупается, а при их росте — продается, чтобы сбалансировать рынок — Ред.), - поясняет Анатолий Тихонов. - Но доля зерна в цене булки или батона не превышает 20-25%. Все остальное — это энергоносители (чтобы переработать зерно в муку, а потом из нее выпечь хлеб, требуются электроэнергия и газ), транспорт, заработная плата, упаковка. Рост издержек, конечно, будет. Но у нас есть и точечная поддержка тех же хлебопеков — субсидии из бюджета и т. п. Можно не сомневаться, что рост цен на хлеб правительство будет сдерживать всеми возможными способами.
Какие перспективы у нашего экспорта зерна?
Урожаи последних лет, включая ожидаемый нынешний, по оценкам экспертов, минимум в полтора раза превышают наши собственные потребности в зерне (включая и продовольствие, и корма). Так что экспортные возможности остаются — в том числе и как способ поправить финансовые дела аграриев не за счет взлета внутренних цен.
- По пшенице, ячменю, кукурузе экспорт останется на высоком уровне. Оценки на этот сельхозгод (июль 2025 — июнь 2026) - от 53-55 млн тонн, в том числе больше 40 млн тонн пшеницы (в предыдущем сельхозгоду на экспорт было отправлено 53 млн тонн зерна, в том числе 44 млн тонн пшеницы- Ред.). Но ситуация с мировыми ценами на зерно сейчас не очень для нас хорошая, они низкие, - рассказывает Анатолий Тихонов. - Поэтому, скорее всего, будем расширять рынки сбыта за счет, например, Северной Африки — чтобы компенсировать снижение цен. Но основные покупатели останутся теми же — Египет, Турция, Саудовская Аравия, другие страны Ближнего Востока, Азии и Африки.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Цены на продукты скакать не будут: Владимиру Путину доложили об итогах аграрного сезона
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Елена ОДИНЦОВА