Найти в Дзене
Эпос Клио

10 поступков, которые лишали мужчину чести и уважения в Средние века

В современном мире репутация может рухнуть из-за неосторожного сообщения в социальной сети. Причём десятилетней давности. Но всё это — игры, по сравнению с тем, что творилось в Средние века в Европе. Когда честь была твёрже стали, а слава шагала далеко впереди своего обладателя, мужчине каждый день приходилось доказывать право называться мужчиной. Начнём с классики. Самый очевидный и самый позорный поступок для любого воина — это трусость в бою. Повернуться спиной к супостату, бросить товарищей и улепётывать куда глаза глядят было равносильно прыжку на социальное дно. В лучшем случае трус становился объектом насмешек до конца своих дней. Но чаще последствия были куда серьёзнее. Для рыцарского сословия существовала специальная унизительная процедура — «разжалование в трусы». Рыцаря ставили на эшафот, ломали над его головой его же меч, срывали с него герб, а со шпор срубали шпеньки. Щит привязывали к хвосту лошади и волокли по грязи. После такого «перформанса» бывший рыцарь становился и
Оглавление

В современном мире репутация может рухнуть из-за неосторожного сообщения в социальной сети. Причём десятилетней давности. Но всё это — игры, по сравнению с тем, что творилось в Средние века в Европе. Когда честь была твёрже стали, а слава шагала далеко впереди своего обладателя, мужчине каждый день приходилось доказывать право называться мужчиной.

Я не трус, но я боюсь

Начнём с классики. Самый очевидный и самый позорный поступок для любого воина — это трусость в бою. Повернуться спиной к супостату, бросить товарищей и улепётывать куда глаза глядят было равносильно прыжку на социальное дно. В лучшем случае трус становился объектом насмешек до конца своих дней. Но чаще последствия были куда серьёзнее.

Для рыцарского сословия существовала специальная унизительная процедура — «разжалование в трусы». Рыцаря ставили на эшафот, ломали над его головой его же меч, срывали с него герб, а со шпор срубали шпеньки. Щит привязывали к хвосту лошади и волокли по грязи. После такого «перформанса» бывший рыцарь становился изгоем, которому было заказано появляться в приличном обществе.

Щит можно дома забыть?

Потеря оружия в бою была досадной неприятностью, а вот потеря щита — позорное клеймо на всю жизнь. И здесь важно понять, что щит для знатного воина был не просто средством защиты. На нём изображался герб — символ рода, чести и доблести. Потерять щит означало не просто остаться беззащитным, а в прямом смысле потерять своё лицо.

Бой тридцати (1350), Октав Пингийи Л’Харидон, 1857 год.
Бой тридцати (1350), Октав Пингийи Л’Харидон, 1857 год.

Традиция уходит корнями в глубокую древность. Ещё спартанские матери, провожая сыновей на войну, говорили: «со щитом или на щите». В Средние века идея получила новое развитие. Вернувшийся с поля боя без щита, считался либо трусом (бросил щит, чтобы легче было бежать), либо человеком без морали, раз позволил врагу отнять у себя символ чести.

Держись в седле!

Конь для знатного рыцаря был символом статуса и боевой мощи, продолжением его самого. Стоимость хорошего боевого дестриэ в XIII веке могла достигать 80 ливров — годовой доход мелкого феодала или стоимость стада из 160 коров! Логично, что терять коня в бою никто не собирался.

«Побежденный», Эдмунд Блэр Лейтон, 1884 год
«Побежденный», Эдмунд Блэр Лейтон, 1884 год

Падение с лошади на турнире или было символом поражения и потери контроля над ситуацией. Рыцарь, которого стащили с коня арканом или выбили из седла ударом копья, нередко становился объектом насмешек. Мол, не удержался в седле — значит, не удержал и свою честь.

Пардоньте, передумал

Судебный поединок в Средние века был абсолютно легальным и распространённым способом выяснить, кто прав, а кто виноват. Мол, Бог на стороне правого и не даст ему сгинуть в бою. Отказаться от такого поединка, если тебя вызвали, было попросту немыслимо. «Давший заднюю» мгновенно терял уважение и становился без вины виноватым в глазах общества.

Фрагмент гравюры «Поединок средневековых рыцарей», 1870 год.
Фрагмент гравюры «Поединок средневековых рыцарей», 1870 год.

Ведь если ты прав, почему боишься доверить свою судьбу Божьему суду и верному мечу? Отказ от боя был равносилен публичному заявлению: «Да, я виновен, и да, я боюсь сгинуть за свою правду». После такого можно было смело собирать вещи и уезжать за тридевять земель, потому что в родном городе жизнь превращалась в мучения.

Слово не воробей

Всё феодальное общество в Средневековой Европе держалось на системе клятв, или оммажей. Вассал клялся в верности своему сеньору, рыцарь — ордену, а купец — гильдии. Данная на Библии или мощах святых клятва считалась поистине нерушимой. Предать своего господина или боевых товарищей — грех и подлое преступление.

-5

Нарушивший клятву верности не только становился изгоем в обществе. Любой мог расправиться с ним без суда и следствия! Данте в своей «Божественной комедии» поместил предателей в самый последний, девятый круг Ада. Именно там их лично терзает Люцифер.

Не по-мужски

Средневековый идеал воина — человек кремень, который переносит боль и ранения с каменным лицом. Публичное проявление слабости, крики и слёзы считались абсолютно недопустимыми для мужчины. Воин должен был безмолвно принимать свою участь, какой бы она ни была! В сагах и хрониках герои с презрением отзываются о врагах, которые «кричат, как поросята».

Фрагмент маргиналии «Рыцарь сдаётся без боя улитке», 1310-1324 гг.
Фрагмент маргиналии «Рыцарь сдаётся без боя улитке», 1310-1324 гг.

Трус терял уважение в глазах своих союзников. Он ломался не только телом, но и духом, что было непростительно. Получивший серьёзную рану боец должен был уйти достойно. В идеале — отпустив какую-нибудь едкую шутку.

Шиворот-навыворот

Иногда изгоем человека делал не его поступок, а наказание, которому его подвергли. В Средние века в Европе существовала целая индустрия публичных унижений. Мелких воришек или мошенников могли на несколько часов заковать в колодки на главной площади, где каждый мог плюнуть в них или кинуть гнилым овощем. Более серьёзным наказанием была «позорная процессия». Виновного могли возить по городу в клетке, заставляли ехать на осле, или надевали на него одежду шиворот-навыворот.

«Прогулка на осле», Кристоф Вайдиц, ок. 1530-1540 гг.
«Прогулка на осле», Кристоф Вайдиц, ок. 1530-1540 гг.

После такого «парада» человек был морально уничтожен. Даже отбыв наказание, он не мог стереть с себя клеймо позора. Толпа не забывала зрелищ и ещё долго напоминала человеку о его «минуте славы».

А вас я попрошу остаться!

Честь в Средние века была величиной публичной. Её нужно было не только иметь, но и постоянно защищать. Любое оскорбление, будь то косой взгляд, обидное слово или, тем более, пощёчина, требовали немедленного ответа. Стерпеть обиду и сделать вид, что ничего не произошло, означало расписаться в собственном малодушии и трусости.

-8

«Терпеливый» мужчина становился объектом всеобщих насмешек. Если он не может постоять за свою честь, значит, её у него и нет. Обидчик же, оставшийся безнаказанным, только утверждался в глазах окружаюших. Каждый мужчина был обязан реагировать на любой выпад в свой адрес, даже если это грозило поединком или пожизненной враждой.

Убери, это подло

Казалось бы, на войне все средства хороши. Но нет! Рыцарский кодекс чести диктовал свои правила. В Средневековье существовало «благородное» оружие (меч и копьё) и «подлое», «крестьянское». В последние долго время входил арбалет. Он был настолько эффективен в бою, что многие рыцари его презирали. Ведь любой простолюдин без доспехов мог одним выстрелом победить благородного сеньора, который всю жизнь учился воевать!

«Арбалетчик», Кристоф Вайдиц, 1530 год.
«Арбалетчик», Кристоф Вайдиц, 1530 год.

Арбалет не требовал огромной силы или долгого обучения, в отличие от лука. Это было оружие, которое уравнивало шансы между любыми противниками. Второй Латеранский собор в 1139 году даже запретил использование арбалетов против христиан, назвав их «оружием, ненавистным Богу». Рыцарь, который активно использовал арбалет, рисковал прослыть трусом, который боится честного поединка на мечах.

Средневековый подкаблучник

В Средние века в Европе мужчина являлся главой семьи, а значит занимал главенствующее положение. Тот, кто в порыве нежности преклонялся перед женщиной, символически ставил себя в подчинённое и «низкое» положение. Из хозяина дома трансформировался в слугу женских прихотей. Что было абсолютно несовместимо с понятием о чести и достоинстве.

Отношение к любви тоже было строгим: во-первых, в законном браке, во-вторых, только для продолжения рода. Церковь учила, что любое использование дарованных тел не по их прямому «назначению», то есть не для появления детей, является нарушением божественного порядка.

Историки обнаружили доказательства осуждения любовных утех в покаянных книгах — пенитенциалиях. Человек становился падшим грешником и рисковал не только репутацией в глазах духовника, но и спасением души. Фрагмент картины «Джанчотто настигает Паоло и Франческу», Жан Огюст Доминик Энгр, 1819 год.
Историки обнаружили доказательства осуждения любовных утех в покаянных книгах — пенитенциалиях. Человек становился падшим грешником и рисковал не только репутацией в глазах духовника, но и спасением души. Фрагмент картины «Джанчотто настигает Паоло и Франческу», Жан Огюст Доминик Энгр, 1819 год.

Мужчина с прялкой, или тот, которому жена носит штаны, или чрезмерно преданный жене. Названий много, а суть одна. Наказание за «подкаблучничество» и связанные с ним «вольности» могло включать от 1 до 7 и более лет строгого поста на хлебе и воде.