В современном мире репутация может рухнуть из-за неосторожного сообщения в социальной сети. Причём десятилетней давности. Но всё это — игры, по сравнению с тем, что творилось в Средние века в Европе. Когда честь была твёрже стали, а слава шагала далеко впереди своего обладателя, мужчине каждый день приходилось доказывать право называться мужчиной.
Я не трус, но я боюсь
Начнём с классики. Самый очевидный и самый позорный поступок для любого воина — это трусость в бою. Повернуться спиной к супостату, бросить товарищей и улепётывать куда глаза глядят было равносильно прыжку на социальное дно. В лучшем случае трус становился объектом насмешек до конца своих дней. Но чаще последствия были куда серьёзнее.
Для рыцарского сословия существовала специальная унизительная процедура — «разжалование в трусы». Рыцаря ставили на эшафот, ломали над его головой его же меч, срывали с него герб, а со шпор срубали шпеньки. Щит привязывали к хвосту лошади и волокли по грязи. После такого «перформанса» бывший рыцарь становился изгоем, которому было заказано появляться в приличном обществе.
Щит можно дома забыть?
Потеря оружия в бою была досадной неприятностью, а вот потеря щита — позорное клеймо на всю жизнь. И здесь важно понять, что щит для знатного воина был не просто средством защиты. На нём изображался герб — символ рода, чести и доблести. Потерять щит означало не просто остаться беззащитным, а в прямом смысле потерять своё лицо.
Традиция уходит корнями в глубокую древность. Ещё спартанские матери, провожая сыновей на войну, говорили: «со щитом или на щите». В Средние века идея получила новое развитие. Вернувшийся с поля боя без щита, считался либо трусом (бросил щит, чтобы легче было бежать), либо человеком без морали, раз позволил врагу отнять у себя символ чести.
Держись в седле!
Конь для знатного рыцаря был символом статуса и боевой мощи, продолжением его самого. Стоимость хорошего боевого дестриэ в XIII веке могла достигать 80 ливров — годовой доход мелкого феодала или стоимость стада из 160 коров! Логично, что терять коня в бою никто не собирался.
Падение с лошади на турнире или было символом поражения и потери контроля над ситуацией. Рыцарь, которого стащили с коня арканом или выбили из седла ударом копья, нередко становился объектом насмешек. Мол, не удержался в седле — значит, не удержал и свою честь.
Пардоньте, передумал
Судебный поединок в Средние века был абсолютно легальным и распространённым способом выяснить, кто прав, а кто виноват. Мол, Бог на стороне правого и не даст ему сгинуть в бою. Отказаться от такого поединка, если тебя вызвали, было попросту немыслимо. «Давший заднюю» мгновенно терял уважение и становился без вины виноватым в глазах общества.
Ведь если ты прав, почему боишься доверить свою судьбу Божьему суду и верному мечу? Отказ от боя был равносилен публичному заявлению: «Да, я виновен, и да, я боюсь сгинуть за свою правду». После такого можно было смело собирать вещи и уезжать за тридевять земель, потому что в родном городе жизнь превращалась в мучения.
Слово не воробей
Всё феодальное общество в Средневековой Европе держалось на системе клятв, или оммажей. Вассал клялся в верности своему сеньору, рыцарь — ордену, а купец — гильдии. Данная на Библии или мощах святых клятва считалась поистине нерушимой. Предать своего господина или боевых товарищей — грех и подлое преступление.
Нарушивший клятву верности не только становился изгоем в обществе. Любой мог расправиться с ним без суда и следствия! Данте в своей «Божественной комедии» поместил предателей в самый последний, девятый круг Ада. Именно там их лично терзает Люцифер.
Не по-мужски
Средневековый идеал воина — человек кремень, который переносит боль и ранения с каменным лицом. Публичное проявление слабости, крики и слёзы считались абсолютно недопустимыми для мужчины. Воин должен был безмолвно принимать свою участь, какой бы она ни была! В сагах и хрониках герои с презрением отзываются о врагах, которые «кричат, как поросята».
Трус терял уважение в глазах своих союзников. Он ломался не только телом, но и духом, что было непростительно. Получивший серьёзную рану боец должен был уйти достойно. В идеале — отпустив какую-нибудь едкую шутку.
Шиворот-навыворот
Иногда изгоем человека делал не его поступок, а наказание, которому его подвергли. В Средние века в Европе существовала целая индустрия публичных унижений. Мелких воришек или мошенников могли на несколько часов заковать в колодки на главной площади, где каждый мог плюнуть в них или кинуть гнилым овощем. Более серьёзным наказанием была «позорная процессия». Виновного могли возить по городу в клетке, заставляли ехать на осле, или надевали на него одежду шиворот-навыворот.
После такого «парада» человек был морально уничтожен. Даже отбыв наказание, он не мог стереть с себя клеймо позора. Толпа не забывала зрелищ и ещё долго напоминала человеку о его «минуте славы».
А вас я попрошу остаться!
Честь в Средние века была величиной публичной. Её нужно было не только иметь, но и постоянно защищать. Любое оскорбление, будь то косой взгляд, обидное слово или, тем более, пощёчина, требовали немедленного ответа. Стерпеть обиду и сделать вид, что ничего не произошло, означало расписаться в собственном малодушии и трусости.
«Терпеливый» мужчина становился объектом всеобщих насмешек. Если он не может постоять за свою честь, значит, её у него и нет. Обидчик же, оставшийся безнаказанным, только утверждался в глазах окружаюших. Каждый мужчина был обязан реагировать на любой выпад в свой адрес, даже если это грозило поединком или пожизненной враждой.
Убери, это подло
Казалось бы, на войне все средства хороши. Но нет! Рыцарский кодекс чести диктовал свои правила. В Средневековье существовало «благородное» оружие (меч и копьё) и «подлое», «крестьянское». В последние долго время входил арбалет. Он был настолько эффективен в бою, что многие рыцари его презирали. Ведь любой простолюдин без доспехов мог одним выстрелом победить благородного сеньора, который всю жизнь учился воевать!
Арбалет не требовал огромной силы или долгого обучения, в отличие от лука. Это было оружие, которое уравнивало шансы между любыми противниками. Второй Латеранский собор в 1139 году даже запретил использование арбалетов против христиан, назвав их «оружием, ненавистным Богу». Рыцарь, который активно использовал арбалет, рисковал прослыть трусом, который боится честного поединка на мечах.
Средневековый подкаблучник
В Средние века в Европе мужчина являлся главой семьи, а значит занимал главенствующее положение. Тот, кто в порыве нежности преклонялся перед женщиной, символически ставил себя в подчинённое и «низкое» положение. Из хозяина дома трансформировался в слугу женских прихотей. Что было абсолютно несовместимо с понятием о чести и достоинстве.
Отношение к любви тоже было строгим: во-первых, в законном браке, во-вторых, только для продолжения рода. Церковь учила, что любое использование дарованных тел не по их прямому «назначению», то есть не для появления детей, является нарушением божественного порядка.
Мужчина с прялкой, или тот, которому жена носит штаны, или чрезмерно преданный жене. Названий много, а суть одна. Наказание за «подкаблучничество» и связанные с ним «вольности» могло включать от 1 до 7 и более лет строгого поста на хлебе и воде.