Не могу пропустить день рождения Джейн Остин, который именно 16 декабря, так что отложу пока историю БКС.
Романы Остин считаются легким чтивом для дам, но на самом деле они глубже и интереснее, чем может показаться современному читателю. Именно читателю, а не зрителю - потому что в экранизациях осталось совсем уж мало от того, что вкладывала в текст писательница.
Мария, Джулия и красавчик (нет) Генри: кто кого выбирает?
Итак, что происходит в книге "Мэнсфилд-парк".
В богатой семье Бертрамов четверо детей. Старшие - Том и Мария, младшие - Джулия и Эдмунд. Они заводят знакомство с братом и сестрой Крофордами.
Генри и Мэри Крофорд неотразимо обаятельны, хотя в книге Генри откровенно называют некрасивым (да еще и слишком низкорослым). Тем не менее, в Генри влюбляются обе барышни Бертрам.
А Эдмунд влюбляется в Мэри Крофорд. Нюанс: Эдмунд планирует карьеру священника, что совершенно не устраивает тщеславную, привыкшую к столичной жизни Мэри. Она намерена выйти за него замуж, но перед этим вскружить ему голову так, чтобы он избрал светскую карьеру.
А Генри неожиданно попадает меж двух огней, потому что из двух влюбленных барышень одна помолвлена (а значит, лишь разжигает его азарт), а вот флирт с другой - свободной - грозит обернуться для него браком. Сестры еще и ревнуют друг друга. Кого же ему предпочесть?
Пьеса "Обеты любви"
Ремейк, как сказали бы сейчас, "Обеты любви" - это английская переделка немецкой романтической мелодрамы. По тем временам сюжет был очень острый, ведь речь там шла о незаконнорожденных детях... И поскольку барышням не полагалось знать, откуда берутся дети, играть родившую вне брака страстную тевтонку было бы действительно фи, как и говорит в книге Эдмунд.
Однако обе барышни Бертрам - и Мария, и Джулия - хотят играть именно ее.
Почему?
Кто есть кто в "Обетах любви"
Главная героиня - Агата - нищая немолодая женщина, мать взрослого сына. В юности ее соблазнил и бросил барон Уилденхейм. От брака с другой женщиной у него родилась дочь Амелия.
Амелия - вторая главная женская роль в пьесе. Амелия любит Ангальта, бедного священника, а он — её.
Однако барон собирается выдать дочь за графа Касселя.
Сын Агаты, Фредерик, решает добыть для матери денег путём грабежа на большой дороге, и нападает на барона - случайно, не зная, кто он. Барон сажает Фредерика в темницу замка, где того посещает Амелия.
В конце пьесы Ангальт убеждает барона искупить свои грехи, женившись на Агате. Фредерик получает освобождение, а Ангальт получает руку Амелии от помягчевшего совестью барона.
То есть у Агаты и Фредерика есть сцены, полные нежности между матерью и сыном, также как между Амелией и бароном - сплошная дочерне-отцовская любовь. Ну и Амелия плюс Ангальт равно любовь, конечно же.
Как сложился итоговый "каст" для домашней постановки
Вот здесь и начинается самый сок. Читателю-современнику Остин было абсолютно понятно, что выбор ролей ставит в крайне скользкое положение всех героев любовного многоугольника.
В дело вступает некий мистер Йейтс - случайный, фактически, гость в доме - но именно он зажег всех идеей поставить пьесу. Он готов или "неистовствовать в роли Барона Уилденхейма" или "произносить громкие речи в роли Фредерика".
Мария настаивает на том, чтобы Барона играл мистер Йейтс, что оставит ей возможность репетировать роль Агаты с Генри, которому тогда достанется роль Фредерика.
Джулия, которая хотела того же, решила "так не доставайся же ты никому" и вспомнила о Мэри Крофорд, которая могла бы сыграть роль Агаты.
Тут Генри Крофорд настаивает, чтобы Агатой была Мария, а Джулию уговаривает взять роль Амелии, чтобы выпутаться из положения, в которое попал. Он совсем не хочет никому давать повода думать, что он увлечен Джулией, - ведь в викторианском обществе плюс-минус лишний танец - ррраз и готово! Вы жених и невеста. А он всеми силами старается избежать брачных уз.
Зато Мэри Крофорд, которой достается после отказа Джулии роль Амелии, соблазняет Эдмунда на роль Ангальта - своего "возлюбленного" по пьесе.
Расклад таков, чтобы каждый из "актеров" мог под предлогом репетиций провести как можно больше времени со своей избранницей (избранником). Поэтому неудивительно, что Мария и Джулия так бьются за свои роли, а Эдмунд всё слабее сопротивляется необходимости играть.
"Когда две родственных души вступают в брак, замужество сулит долгое счастье", - Джейн Остин использует именно эти слова Ангальта из пьесы "Обеты любви" в своей книге, чтобы тонко намекнуть на грядущую развязку. Благодаря театральным главам в "Мэнсфилд-парке", эта небольшая и простенькая, на первый взгляд, повесть превращается в одно из самых заметных творений писательницы.
__________________________________
Ну а к чести сценаристов той экранизации 1999 года, стоит отметить совершенно очаровательную сцену, которой в книге нет.
В книге Крофорд с чувством читает монологи из пьесы Шекспира "Генрих VIII", чтобы произвести впечатление на все семейство Бертрамов. В фильме же он старается застать Фанни одну в библиотеке и читает ей отрывок из романа Лоренса Стерна "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" о запертом скворце. Сопоставляя свое положение в богатом доме и положение птицы в клетке, Фанни переживает бурю эмоций и видит, что Крофорд прекрасно понимает ее. Эта сцена показывает характеры и динамику отношений героев гораздо лучше, чем удалось двести лет назад непрофессиональной писательнице Джейн Остин.