От редакции: Продолжаем знакомить наших читателей с китайской периодикой прошлых лет. Несмотря на громкое название, эта статья интересна в том числе и пояснениями о том, так в течении многих веков менялось именование для китайских боевых искусств, откуда возникло общепринятое в наше дни название и много, много других мелочей. Ну и опять же дается ответ на извечный вопрос: надо ли обучать ушу иностранцев и почему? В целом, познавательно и то, как видят ушу в качестве продвижения китайской культуры на Западе. Ну и почему восстановили храм Шаолинь...
_____
Национализм и боевые искусства
Лу Чжоусян и Фань Хун в своей книге «Спорт и национализм в Китае» отметили, что спорт всегда был одним из проявлений национальных устремлений, а национализм и спорт тесно связаны из-за своей политической природы. Спорт также является объединяющим фактором: создание национальной сборной или участие в традиционных национальных видах спорта могут сплотить людей разных этнических групп, социальных классов и регионов, придав им коллективную идентичность. В результате формируется национальное самосознание и патриотизм. Такая связь часто называется «спортивным национализмом», чтобы подчеркнуть отношение национализма и спорта.
Поскольку спорт и традиционные виды физической активности являются важной частью национальной культуры, национализм может проявляться и через спорт так же часто, как и через другие формы подтверждения своей принадлежности к нации. Учёные также описывают феномен мотивирующего спортивного национализма, который позволяет использовать так называемую «мягкую политику» – мягкую силу. Мирным путём посылается сигнал о готовности к спортивной или культурной конкуренции. Этот сигнал пронизан национальной гордостью, порой представляет собой вызов соперникам, но в то же время несёт приглашение к диалогу.
Понятие национализма, в том числе в спортивном контексте, связано с понятием культурной идентичности. Это самый важный вид коллективной идентичности, основанный на исторически обусловленном культурном способе сохранения существования и непрерывности рода и биопсихического равновесия данной группы людей.
Культурная идентичность состоит из трёх компонентов:
- элементов наследственности,
- типа, соотношения и структуры составляющих элементов культуры данной группы – обусловленных спецификой культурных различий и достигнутым уровнем социально-экономического и цивилизационного развития,
- внешнего контекста равноправных или неравноправных контактов с другими культурами, происходивших в различной интенсивности в прошлом и настоящем.
Таким образом, культурная идентичность обладает мощным потенциалом, который можно использовать для передачи ценностей, объединяя разные поколения нации и обеспечивая преемственность культуры как внутри страны, так и во внешних контактах.
Китайские боевые искусства имеют похожий потенциал, который может влиять на формирование новой идентичности на основе участия в Культуре ушу.
Так, групповой идентичности практиков боевых искусств придаёт значение общее для них культурное ядро: у бойца должно быть чувство принадлежности к сообществу и понимание того, что это чувство основано на общих ценностях.
В силу этого можно предположить, что передача определённых культурных ценностей может осуществляться в рамках конкретной группы людей, объединённых общими ценностями, даже если они принадлежат к разным этническим или культурным кругам.
Иными словами, ценности, присущие китайцам, могут передаваться не-китайцам через культуру китайских боевых искусств.
Гошу (國術 guóshù - буквально «национальное искусство») всегда было важной частью китайской идентичности и обладали большим культурным и патриотическим потенциалом. Этот термин использовался в Китае в период с 1920-х по 1940-е годы. В те годы националистическое правительство Китая во главе с генералом Чжан Чжицзянем (張志江 1882–1966) запустило общенациональную кампанию по популяризации китайских боевых искусств в учебных заведениях и обществе. На эту инициативу повлияли усилия группы просветителей и политиков, возглавляемых генералом Чжаном.
Он обратился к властям с просьбой переименовать китайские боевые искусства в «Национальное искусство», считая, что это повысит их престиж. Как объяснил генерал Чжан:
...боевые искусства нашей страны имеют долгую историю и передаются из поколения в поколение…
..их значение похоже на значение «исследование национальной культуры» (國學 guóxué), поэтому им следует дать название «Национальное искусство».
В качестве обоснования своего обращения генерал привёл следующие выгоды для государства от такого изменения:
- «Национальное искусство» является частью уникального культурного наследия Китая и олицетворяет историю и дух китайской нации;
- «Национальное искусство» улучшит слабое физическое состояние народа и таким образом усилит мощь нации;
- как приёмы самозащиты «Национальное искусство» воспитывает боевой дух и служит интересам национальной обороны;
- «Национальное искусство» может укрепить военную мощь страны и тем самым искоренить те унижения, которые принесли иностранные вторжения и агрессия
(После ухода националистов на Тайвань в 1949 году «Национальное искусство» продолжили пропагандировать и там. Другой термин – «гунфу» (功夫 gōngfu) очень популярен в Китае и за рубежом. Термин «у-и» (武藝 wǔyì), «боевое искусство», впервые появился в литературе эпохи Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и используется сравнительно редко. Более популярным стал термин «у-шу» (武術 wǔshù), возникший в Южной Лян (502–557). Этот термин сначала означал военное дело и боевые навыки, позже распространившийся на владение оружием и демонстрационные выступления боевых искусств. Термин «у-шу» вошёл в обиход лишь в конце XIX века и только с 1950 г. используется как официальное название китайских боевых искусств в КНР.)
Республиканский период в Китае стал временем возвращения к укреплению тела. Эта тенденция, поддержанная правительством, способствовала бурному развитию китайских боевых искусств.
В 1911 году Ма Лян, военный губернатор провинции Шаньдун, инициировал кампанию по продвижению китайских боевых искусств.
Он полагал, что боевые искусства являются национальным достоянием, которое следует использовать для укрепления здоровья и физической силы народа и таким образом способствовать цели национального возрождения.
По инициативе Ма Ляна некоторые мастера из Шаньдуна начали работу над серией учебников «Новые китайские боевые искусства», посвящённых техникам рукопашного боя, борьбе, искусству владения шестом и мечом. Этот учебник был пересмотрен в 1914 году и затем внедрён в учебном центре боевых искусств, основанном Ма Ляном в Цзинане. Используя связи в армии, Ма Лян добился того, что в 1917 году армия и полиция приняли этот курс в качестве программы подготовки.
В 1915 году Министерство образования Китайской Республики постановило включить китайские боевые искусства в школьную программу. Одной из причин было мнение, что
мир руководствуется социал-дарвинизмом, и люди должны обладать воинским духом, чтобы бороться за свою страну в условиях острой глобальной конкуренции.
Следуя этому мировому тренду, Китай также культивирует воинский дух, и в итоге добавили гимнастические упражнения в триединство образования – разум, нравственность и физвоспитание. Такая концепция образования затем практиковалась в последние два десятилетия. Но считалось, что китайцы остаются слабыми - из-за усвоения западной системы образования. При этом, традиционные китайские боевые искусства насчитывают тысячи лет истории. Поэтому необходимо продвигать именно традиционные китайские боевые искусства, более подходящие китайцам:
Все школы должны включить боевые искусства в гимнастику как физическое воспитание.
В этой концепции той поры также подчёркивается отрешённость от Запада, гордость достижениями собственной культуры и стремление культивировать свои традиции: заимствованные элементы западной культуры «ослабили» китайцев, и китайская военная традиция призвана восстановить утраченные силу и достоинство.
В октябре 1918 года IV Национальная конференция по образованию утвердила предложение о введении учебника «Новые китайские боевые искусства» в высшие учебные заведения. Новая эра китайских боевых искусств уже наступила. Традиционный национальный вид физической культуры успешно сочетался с обычным образованием, и это превратило гошу не только в средство развития тела, но и в новый инструмент воспитания образованных и сильных граждан.
Развитие избранных центров китайских боевых искусств, пропагандирующих идею национальных боевых искусств
Волну увлечения боевыми искусствами в 1910–1920-х годах сопровождало открытие множества школ и обществ в крупных городах, призванных изучать китайские боевые искусства и преподавать их широкой публике. Ведущие общества того времени включали: Тяньцзиньское общество (1911), Пекинский институт физического воспитания (1912), Пекинское общество изучения фехтования цзянь (1912), Национальную академию навыков национальных боевых искусств (1913) в Чанша, Общество китайского ушу (1919) в Шанхае, Общество ушу провинции Шаньдун (1919) в Цзинане, Общество изучения военных искусств Китая (1922) в Пекине, Аньхойскую академию рукопашного боя (1924) и Общество ушу (1925) в Шанхае. Эти организации преследовали общие цели – обучение и пропаганду китайских боевых искусств среди широких масс населения.
Особого внимания заслуживают две организации, чьи учебные планы и идеологический настрой значительно повлияли на концепцию управления монастырём Шаолинь после его восстановления. Атлетическая Ассоциация Цзинъу (精武 Jīng wǔ) была основана в Шанхае в 1909 году как частное финансируемое учреждение, которое преподавало не только китайские боевые искусства, но и западные виды спорта: гимнастику, лёгкую атлетику, футбол, баскетбол, волейбол, теннис, плавание и бокс.
Эта Ассоциация продвигала китайские боевые искусства по-современному, сочетая восточные и западные формы физкультуры. Атлетическая Ассоциация стала первой публичной школой ушу, первой, где ушу преподавали как спорт или досуг, первой, где женские образовательные программы ставились на равных с мужскими, первой, использовавшей книги, журналы и кинофильмы для пропаганды боевых искусств.
Девиз Ассоциации звучал так:
Распространять боевое искусство, изучать спорт, взращивать сильных граждан для Китая.
В составе Ассоциации было четыре отдела: отдел боевых навыков, гимнастики, учёный отдел и отдел спорта и досуга. Ассоциация предлагала широчайший спектр программ для начинающих, средних и продвинутых бойцов. Обучение было привержено патриотическому и националистическому курсу, а одним из главных основателей был легендарный мастер Хо Юаньцзя (霍元甲 Huo Yuanjia). Хо приехал в Шанхай в 1907 году чтобы сразиться и победить иностранцев, борцов и бойцов. на поединках на лэйтай (擂台 léitái, традиционная боевая арена в Китае). По легенде, он побил русского или англичанина, заявлявшего ранее, что «раскатает в лепешку любого больного человека Восточной Азии». После этого он и основал Ассоциацию.
Вторым важным учреждением была Центральный институт гошу, основанный в Нанкине генералом Чжаном Чжицзяном. Её главной целью было продвижение именно национальных боевых искусств. 15 мая 1928 года, новая Националистская [Гоминьдановская] администрация в Нанкине объявила о государственной поддержке национальных боевых искусств и решении создать специальную национальную академию для этой цели. Инициативу поддержал Чан Кайши (蒋介石 1887–1975), лидер Гоминьдана, а Министерство образования взяло шефство над институтом. Как и в Атлетической ассоциации, в Институте было четыре задачи:
- изучать гошу,
- преподавать гошу,
- издавать учебники по гошу,
- организовывать мероприятия, связанные с гошу.
Программа предусматривала занятия для детей, подростков и взрослых и делилась на теоретические и практические модули. Теоретические занятия включали: принципы Националистической партии, китайский язык, географию, историю, математику, историю боевых искусств, физиологию, военное дело и музыку.
Направления разделялись на уданские и шаолиньские. Академия открыла курсы для подготовки учителей гошу: все молодые люди после начальной школы в возрасте 15–20 лет могли поступить и после окончания полной программы стать профессиональными инструкторами боевых искусств, которых затем отправляли преподавать уже в школах и университетах.
В ноябре 1937 г. после захвата Шанхая японской армией штаб-квартира Атлетической ассоциации была перенесена в международный район Шанхая, а штаб-квартира Центрального института – в Чунцин (тогдашнюю временную столицу националистов). После окончания Второй мировой войны его вернули в Нанкин, но из-за финансовых трудностей и начавшейся гражданской войны он был распущен в 1948 году.
Шаолиньский монастырь и национальные искусства в настоящее время
Китайские боевые искусства и монастыри боевых монахов стали неотъемлемой частью традиционного культурного ландшафта Китая. Сегодня Шаолиньский монастырь выступает своеобразной лабораторией, где переплетаются древние традиции и новые веяния. Развитие китайских боевых искусств здесь происходит на нескольких уровнях.
Они являются частью национального наследия и потому имеют высокий статус.
Именно поэтому ушу стало частью большой государственной программы КНР по продвижению китайской культуры в мире. Боевые искусства превратились в «экспортный товар», в значительной мере подчинённый спортивному рынку и коммерческим интересам – своего рода элементу мягкой силы.
Местному туризму не было бы развития, если бы он не работал под эгидой монастыря Шаолиня, который служит своеобразным магнитом для туристов, желающих ощутить что-то особенное.
Наконец, многие приезжают прикоснуться к философским аспектам боевых искусств: принять участие в ежедневных тренировках монахов, сфотографироваться под знаменитыми воротами монастыря или просто вдохнуть воздух, пропитанный историей и очарованием этого места. Таким образом, монастырь сменил свою функцию. Он уже не просто кузница китайских патриотов и мастеров боевых искусств, которые своей физической мощью призваны поддерживать обороноспособность и развитие страны, а превратился в посланца так называемой «ушу-дипломатии».
Вместе с тем образование и воспитание китайских граждан здесь не забыты - число учащихся в монастырской школе Шаолиня резко возросло, что свидетельствовало о большом ажиотаже среди китайских родителей, отправлявших туда детей, а также среди иностранцев, готовых провести в такой школе по 2–3 года. Чтобы отвечать вызовам времени, монастырь Шаолинь вынужден был вносить изменения. Часть из них была навязана историческими событиями. Местные власти поддерживали спортивный вариант ушу, рассматривая его как «средство обновления тела и духа китайцев в условиях стремительного распространения западного спорта», но при этом сами монахи Шаолиня воспринимались ими как наследие прошлого, противоречащее коммунистическим идеалам.
Это довело монастырь до края разорения, так как Шаолинь серьезно пострадал во время гражданской войны, когда монахов разогнали боевые действия националистов. По данным официальной исследовательской группы, присланной на Шаолиньскую гору в декабре 1982 года:
… в месте рождения этой ветви ушу лишь два бывших шаолиньских ученика могли исполнить шаолиньский комплекс Хунцюань, и они не смогли довести его до конца. Только несколько учеников умели работать с шаолиньским шестом. Шаолиньская школа пришла в упадок. Они (монахи) говорили: «Когда ещё один монах умрет, мы потеряем ещё одну часть шаолиньского искуства».
В настоящее время Шаолиньский монастырь – это бренд и культурно-социологический конструкт, служащий распространению китайской культуры за границей. Сегодня монахи стремятся развивать свою деятельность через участие в различных культурных и буддийских фестивалях не только в Китае, но и по всему миру – деятельность монастыря не ограничена провинцией Хэнань или КНР.
Шаолиньский монастырь окончательно превратился из прежнего центра религии в мировой центр любителей китайских боевых искусств и посланника традиционной китайской культуры. Благодаря реализации масштабной программы культурного, социального и религиозного развития своих филиалов внутри Китая и кураторству аналогичных заведений за рубежом, «шаолиньская культура» стала глобальным явлением, объединяющим людей, интересующихся китайской историей, культурой и поп-культурой.
Важно и то, что монастырь стал своего рода «якорем» для зарубежных визитов: к нему стремятся многие видные люди из мира политики и бизнеса. Китайцы рассматривают Шаолинь как чрезвычайно представительное и по-настоящему «китайское» место, неразрывно связанное с историей и традициями. Монастырь и его монахи стали значимым символом современного Китая, который хочет быть не только высокотехнологичным супердержавой, но и страной с богатой историей и уникальным духовным и материальным наследием.
Сегодня развитие китайских боевых искусств осуществляется на нескольких уровнях: непосредственно в реальном Шаолине (на горе Суншань в провинции Хэнань), и в многочисленных филиалах по всему миру. Миссия Шаолиня изменилась. Возросшее число занятий и тренировок для западных инструкторов потребовало внесения изменений и дополнительных дисциплин, направленных на более глубокое погружение слушателей в традиционную китайскую культуру (например, изучение китайского языка и курсы каллиграфии).
Наставники осознали, что они не только наставники в боевых искусствах, но и посланцы китайской культуры. Их подход к представителям западного мира стал более специализированным. Это часть более широкой задачи – продвижения китайской культуры в мире. В этом отношении Шаолинь вернулся к концепции обучения, ранее реализованной Атлетической ассоциации Цзинъу и Центрального института гошу. В настоящее время Шаолиньский монастырь – это бренд, который продвигает новое китайское ушу и посылает миру сильный сигнал о потенциале Китая: термин «больной человек Азии» перестал быть правдой. Если ранее китайские боевые искусства служили укреплению страны против захватчиков, то сегодня они пропагандируют сильное государство и привлекательный образ для будущих партнёров.