Найти в Дзене

Студенчество - это репетиция жизни. У тебя один дубль.

В Университете есть люди, которых ты не видишь на лекциях, но именно они делают так, чтобы тебе хотелось остаться после пар. В новом выпуске «Легенды Синергии» - разговор с Романом Султановым, аспирантом, уже почти выпускником нашего Университета и человеком, который создаёт пространство, где у каждого есть право искать, пробовать, пересобирать свой Путь, где можно быть собой, даже если ты пока не до конца понял, кто ты. Просто потому, что здесь в тебя верят и дают не просто шанс, а инструменты, связи и опыт. Итак, вашему вниманию диалог с проректором по молодежной политике Университета «Синергия» про то, как студенту найти себя и «жить по мечте», когда всё вокруг - про баллы, дедлайны и чужие ожидания. Роман, «молодёжная политика» - звучит серьёзно, почти как государственный аппарат. Но если говорить просто: про что это?
Про лидерство, ценности, воспитание, про поддержку или про контроль? И почему именно «политика»? Знаешь, это направление называют по‑разному: молодёжная политика, во
Оглавление
Один из самых волнительных моментов - речь перед первокурсниками 1-го сентября
Один из самых волнительных моментов - речь перед первокурсниками 1-го сентября

В Университете есть люди, которых ты не видишь на лекциях, но именно они делают так, чтобы тебе хотелось остаться после пар.

В новом выпуске «Легенды Синергии» - разговор с Романом Султановым, аспирантом, уже почти выпускником нашего Университета и человеком, который создаёт пространство, где у каждого есть право искать, пробовать, пересобирать свой Путь, где можно быть собой, даже если ты пока не до конца понял, кто ты. Просто потому, что здесь в тебя верят и дают не просто шанс, а инструменты, связи и опыт.

Итак, вашему вниманию диалог с проректором по молодежной политике Университета «Синергия» про то, как студенту найти себя и «жить по мечте», когда всё вокруг - про баллы, дедлайны и чужие ожидания.

Роман, «молодёжная политика» - звучит серьёзно, почти как государственный аппарат. Но если говорить просто: про что это?
Про лидерство, ценности, воспитание, про поддержку или про контроль? И почему именно «политика»?

Знаешь, это направление называют по‑разному: молодёжная политика, воспитательная работа, внеучебная активность, внеакадемическая жизнь.
Но, если честно, дело не в названии. Важно - про что это на самом деле.

Когда мы с теплом вспоминаем университетские годы, то говорим, как правило, не о лекциях, оценках и зачётах. Мы вспоминаем атмосферу, людей, события, в которых участвовали. Всё то, что случалось между парами и после - и что, в итоге, часто определяло наш характер, окружение, вкус к жизни.

Вот это всё и есть молодёжная политика. Это про среду, про людей, которые становятся для нас важными, про опыт, который формирует личность. Это про студенческие клубы, проекты, про увлечения, про первое лидерство, про неформальные встречи и даже про первую любовь.

И задача молодёжной политики в Университете - создать такую насыщенную экосистему, в которой молодой человек не просто учится, а развивается как личность, сделать так, чтобы университетская жизнь не сводилась к лекциям и зачётам, чтобы студент действительно чувствовал, что может - попробовать, ошибиться, выбрать и заново начать.

Моя команда, которая делает возможным ВСЁ: Грушин Яромир, Жаббаров Сергей, Болдырева Татьяна, Романов Михаил, Шкатов Иван.
Моя команда, которая делает возможным ВСЁ: Грушин Яромир, Жаббаров Сергей, Болдырева Татьяна, Романов Михаил, Шкатов Иван.

Ты - проректор по молодёжной политике, а если отбросить должностные описания: то кто ты кто в экосистеме Университета? Наставник, архитектор среды, продюсер студенческих историй? Или, может быть, ты чувствуешь себя как «многодетный отец на тысячу детей», к которому студенты идут за поддержкой?

Если смотреть по календарю - конечно, большая часть времени уходит на административные задачи: документы, процедуры, регламенты, совещания, отчёты, согласования. Но это не самоцель, мы точно не те, кто работает ради бумажек. Это просто часть системы, в которой мы живём, и часть ответственности.
Я работаю ради студентов, у которых горят глаза, которые приходят с идеями, проектами, желанием что-то изменить к лучшему. Важно их поддержать, дать ресурсы, окружение, пространство для роста. А тем, у кого это пока только внутри, - помочь найти путь, зажечь этот внутренний огонь.

Мне важно, чтобы в университете человек находил не только знания, но и смыслы. Чтобы была не просто учёба по программе, а опыт, который останется с ним навсегда. Поэтому иногда я - архитектор среды, иногда - продюсер талантов, наставник, модератор, или старший товарищ.

Всё это про одно: быть рядом, когда студенту нужно, и немного раньше, чем он сам поймёт, что ему нужно.
Потому что Университет - это прежде всего студенты.

-3

Зачем нужна молодежная политика в 2025

Почему «молодёжная политика» вдруг стала чем-то важным? Раньше были просто кружки, КВН, студсовет. Сейчас - стратегия, бюджеты, проректоры, гранты, инициативы, проекты. Что поменялось? Почему Университету вообще стоит вкладываться в студентов не как в будущих специалистов, а как в лидеров изменений?

Молодёжная политика - это про взаимодействие, про кругозор, про эрудицию. Через неё проще всего взрастить в человеке то, что не всегда удаётся в рамках академического процесса: лидерство, командность, способность брать ответственность.
Лидерские качества например. Есть ли профессии, где они совсем не нужны? Возможно. Но это исключения.

Коммуникация, самопрезентация, эмоциональный интеллект, умение держать удар - всё это рождается чаще не на лекции, а в процессе совместной деятельности, в сообществе.

В современном мире важно не только, что ты знаешь, но и с кем ты взаимодействуешь. Сеть личных связей, партнёров, друзей - это твой социальный капитал и те, кто активно участвует в жизни Университета, получают этот капитал уже во время учёбы: они ездят на форумы, волонтёрят, создают команды, запускают проекты. Это совершенно иная глубина взросления и личностного роста.

Второй важный аспект - воспитание гражданина и патриота своей страны.

Если не вдаваться в тонкие материи, я бы сказал так:

Мы любим то, про что знаем. Мы не можем полюбить то, с чем не соприкоснулись. Невозможно восхищаться тем, что не замечаешь.

Поэтому так важно, чтобы молодые люди узнавали Университет, узнавали свою страну, узнавали друг друга, а мы, как Университет, должны дать им возможность это сделать.

Сегодняшний мир требует от вуза не только подготовки профессионала, но и формирования человека, способного ориентироваться в сложной, быстро меняющейся реальности, поэтому меняется и подход. То, что раньше было на уровне студсоветов и энтузиазма, стало системной задачей - у нас появились бюджеты, инфраструктура, стратегия, потому что стало понятно: развитие личности - это не побочный эффект образования, это его равнозначная цель.

-4

Ты человек системный, с хорошим образованием, мог бы спокойно строить карьеру в любой корпоративной среде. Что в тебе однажды переключилось так, что ты выбрал не просто «работать», а заниматься молодёжной политикой?

Наверное, тут есть и объективные причины, и что-то очень личное. Всё совпало в момент, когда я оказался рядом с нашими студентами, которые готовились к финалу Всероссийского конкурса «Твой ход».
Мы провели с ними несколько интенсивных дней: задания, волнение, ночные подготовки. Это была не просто работа - мы по-настоящему проживали с ними каждый этап.
А потом - финал: большая сцена, глава «Росмолодёжи» Ксения Разуваева и заместитель Руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко, софиты, эмоции и трое наших ребят выходят вперёд, получают признание, по миллиону рублей, их вызывают по имени. И вот стоишь рядом и ловишь себя на том, что радуешься, как за самых близких и бегут мурашки, как будто это не их победа, а наша общая.
Думаю, именно тогда я и понял: мне важно быть в этой сфере не ради себя, а ради тех, кто рядом - чтобы поддерживать, усиливать, помогать раскрыться. Чтобы быть рядом в тот момент, когда у человека получается.

Аспирантура или MBA?

Ты много говоришь про ценности, про работу со студентами, но чтобы поддерживать других, часто нужно самому пройти путь вглубь.
Скажи пожалуйста, почему ты выбрал аспирантуру, а не MBA?
Всё-таки MBA - про бизнес, про скорость, аспирантура - совсем другой ритм
.

Во-первых, у меня уже было управленческое образование - я окончил факультет менеджмента МГУ. То есть базовые вещи, связанные с управлением, как государственным, так и коммерческим, я уже проходил, поэтому MBA не стал для меня каким-то новым вызовом.

А вот аспирантура - это другое. Это про глубину, про системную работу с информацией, про умение её находить, обрабатывать, структурировать и делать выводы. Это про навык размышлять.
В аспирантуре ты не просто учишься - ты тренируешь мышление. Аналитическое, критическое, концептуальное, прокачиваешь ментальную выносливость. И это, как мне кажется, не менее важно, чем финансовые модели или управленческие кейсы.

-5

Если представить, что ты снова студент - что бы ты вспомнил о себе того времени, когда сам сидел за партой и помогает ли это чувство понимать ребят, с которыми ты работаешь?
Ты отталкиваешься от их реальности или всё-таки иногда достаёшь с полки свою молодость и пробуешь через неё чувствовать их страхи, амбиции, желания?

Во‑первых, как бы ни хотелось отделить одно от другого - всё, что я делаю для студентов сегодня, так или иначе проецируется на мой собственный опыт.
Я не могу полностью абстрагироваться. Хочешь не хочешь, а примеряешь на себя: «А как бы я себя чувствовал в этой ситуации?» И мне важно, чтобы в этом была честность.
Во‑вторых, работа с молодёжью - это не про ностальгию и не про ворчание. Политика, особенно молодёжная, начинается с уважения к студентам.
Я не из тех, кто сидит и говорит:
«Ох уж это поколение, вот в наше время…», потому что я уверен - когда мы были студентами, кто-то так же говорил про нас. Это цикл и это нормально.
Всё новое сначала вызывает отторжение, так было всегда. Что-то яркое, спорное, резкое появляется, ставит на уши академическое сообщество - а через 50 лет часть этого становится классикой и даже поводом для гордости.

Молодёжь 17–22 лет - это другое поколение, со своей скоростью, своими вопросами и чувствительностью и это просто факт.
А если мы, взрослые, хотим быть с ними в диалоге, важно не делать из отличий проблему.
Нам важно быть рядом, видеть, слышать, находить язык и компромисс, потому что в этом есть шанс на настоящее партнёрство.

«Каждое поколение пишет письмо будущему - на языке, который оно ещё не выучило».
-6

Ты много работаешь со студентами. Вот скажи - когда ты сам был студентом, ты о чём мечтал? И насколько это похоже на то, о чём мечтают студенты сейчас? Или амбиции поколения действительно меняются?

Хороший вопрос. Думаю, амбиции действительно меняются, но не потому, что одно поколение «лучше» или «хуже». Просто каждое поколение - это зеркало своей эпохи.

Мои студенческие годы прошли в середине 2010-х. Это один из самых благополучных периодов в современной России. Тогда молодёжь была ориентирована на успех, который был повсюду.

Сейчас для ребят приоритетнее свобода, выбор, соответствие внутренним установкам. Для них важно, чтобы работа не только приносила деньги, но и совпадала с их внутренними смыслами. Чтобы ты мог оставаться собой, важны границы и личное пространство.

Ценности сместились от вертикальной карьеры к балансу и самореализации и это влияет на рынок: работодателям уже недостаточно просто предложить хорошую зарплату - важно совпасть по культуре.

Да, кажется, что у них меньше ясности, меньше «я точно хочу быть этим», но я бы не сказал, что это слабость. Это просто другая конфигурация: у них больше чувствительности, больше попыток не «вписаться», а выстроить свою траекторию. Они просто по-другому пробуют и наша задача - не навязывать свои модели, а помочь им разобраться в себе, не испугаться этого поиска и пройти его осознанно.

По данным исследования Deloitte, только 6 % представителей поколения Z и миллениалов сегодня стремятся занять высшие управленческие позиции - тогда как большинство ставит во главу угла смысл, развитие и личную устойчивость.

Роман, ты не раз говорил, что видишь свою задачу в том, чтобы поддерживать студенческие инициативы - не просто слушать идеи, а помогать превращать их в проекты. Расскажи, как это работает на практике. Что ты делаешь, когда к тебе приходит студент и говорит: «хочу»?

Знаешь, я бы здесь разделил вопрос на две части, потому что когда студент уже пришёл и говорит: «Хочу», - дальше начинается управленческая работа: нужно найти ресурсы (помещение, команду, информационную поддержку, финансирование). Это уже административные вещи и тут всё более-менее понятно.

А вот куда сложнее - сделать так, чтобы появился тот самый студент, который вообще дойдёт до этой точки. Чтобы он понял: можно. Чтобы он поверил, что его инициатива - это не просто идея «для галочки», а что ей дадут шанс, что его услышат.
Понимаешь, он должен сначала увидеть возможность, потом - осознать, чего он сам хочет, потом - найти в себе решимость проявиться: написать, прийти, спросить, иногда - просто оставить комментарий под постом. И работа, которая для меня сегодня важнее всего - она происходит именно
до.
До того, как появляется проект. Это и есть та самая архитектура среды и создание атмосферы, про доверие, про то, чтобы студент почувствовал: можно не просто придумать, а сделать. И ты не один.

Моя гордость - команда КВН Университета «Синергия»
Моя гордость - команда КВН Университета «Синергия»

Как проектная деятельность превращает студентов в лидеров

А зачем вообще студенту тратить время на какие-то инициативы?
Учёба, работа, свои дела - всего хватает. Вот в чём реальный смысл вовлекаться во всё это, если ты студент, которому просто важно нормально жить и идти своим путём?

Студенческие годы - это, строго говоря, единственный период, когда у тебя есть полное право на эксперименты. На поиск, на ошибки, на попытки. После - начинается взрослая жизнь и с ней приходит, часто, не свобода, а расписание,-
работа, ипотека, обязательства. Если ты не успел сделать что-то важное в Университете, потом времени ещё меньше.
И тут всё просто: когда ты идёшь на рынок труда - с дипломом в руках и резюме на один лист, ты не один. Таких, как ты - сотни. Тот же диплом, та же специальность, те же курсы. Но выигрывает не тот, кто «просто учился», а тот, у кого была инициатива. Кто сделал хоть что-то осмысленное: проект, студенческий комитет, форум, волонтёрка - что угодно.
Я всегда вспоминаю фразу, которую приписывают Гёте:

«Поступки - зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

И вот в Университете у тебя впервые появляется шанс этот облик проявить, пока у тебя ещё есть на это время.

Недавно мы разговаривали с одной из твоих подопечных - Татьяной, лидером волонтёрского движения в «Синергии» и вот что хочется спросить у тебя по следам, так сказать:
Смотри, сегодня волонтёрство часто воспринимается как что-то факультативное: хобби, возможность поучаствовать в событии, но ты же точно знаешь - у этого есть вторая глубина, какая она?

Адель, волонтёрство - вот это слово и контекст, который мы представляем, оно почти потеряло вкус. Но стоит чуть приглядеться и в нём раскрываются куда более серьёзные смыслы, особенно если ты студент.

Когда у тебя есть команда из 10–15 человек, пусть даже таких же студентов, и тебе нужно за два дня собрать мероприятие, решить тысячу мелочей, найти людей, уговорить, договориться, не поссориться, не утонуть в хаосе - ты не просто волонтёр. Ты уже менеджер. Руководитель. И, возможно, неплохой.

В этом смысле студенческое волонтёрство - лучший управленческий тренажёр: ресурсов мало, времени нет, задачи настоящие и да, это не игра.
А потом ты выпускаешься и, как я уже говорил - у всех одинаковые дипломы, все умеют «работать в команде» и «достигать целей» и вот два одинаковых резюме лежат на столе, а в одном из них - строчка:

«Организовал волонтёрскую команду на 50 человек, провёл 12 мероприятий, взаимодействовал с администрацией, партнёрами и участниками».

Кого позовут на собеседование?
Теперь глубже: начало XX века, в Советской психологии формируется то, что сегодня называют деятельностным подходом. Алексей Леонтьев и Лев Выготский - фамилии, которые редко слышны в обыденной жизни, но без них не было бы половины современной психологии. Их общий тезис можно свести к простой фразе:

«Личность формируется через деятельность».

Не через слова, не через саморефлексию, а через реальное действие.

Когда человек, особенно молодой, особенно студент, выходит за пределы своего комфорта, начинает что-то делать - не для галочки, не для оценки, а потому что считает это важным - в этот момент с ним что-то происходит.
Он становится субъектом и это формирует его гражданскую позицию.

В Сочи, на Олимпиаде в 2014 году, были наши волонтеры. Были и те, кто в этом году поехал очищать Чёрное море от нефтяных пятен. Просто потому, что им не все равно и знаешь, это уже не про резюме, это про биографию, про личную историю, в которой ты сделал что-то полезное не только для себя.
В этом и заключается сила волонтёрства.

-8

Что может дать Университет студенту сегодня?

Ты уже выстроил системную машину, но глядя на твой азарт - понятно, ты не останавливаешься. Что дальше? Какой следующий шаг? Может, акселератор? Питчинг студенческих стартапов для выпускников? Или что-то ещё, чего мы пока даже не представляем?

Мы сейчас делаем серьёзную ставку на проектную и грантовую деятельность.
В этом году мы обучили порядка тридцати педагогов - людей, которые готовы быть наставниками для студентов. Это неформальная, но очень важная инфраструктура и я считаю это одним из самых перспективных направлений, потому что, по сути, мы предлагаем молодому человеку пройти полный цикл реального проектного менеджмента: придумать идею, упаковать её, защитить, получить финансирование, реализовать и грамотно отчитаться.
На выходе - не учебный симулятор, а рабочая модель, где прокачиваются и инициатива, и ответственность, и управленческие навыки.

Вообще, любой проект - это всегда про прототип будущего, ты тестируешь, на что способен. Ошибаешься, переделываешь, получаешь первые деньги, впервые нанимаешь кого-то, впервые отвечаешь за кого-то. Это уже не «учёба» в классическом смысле, это рост через действие.

Роман, ты в этой системе не просто координатор, ты уже лидер, расскажи, какую планку ты сам себе ставишь? Что ты хочешь построить в «Синергии» в ближайшие 5–10 лет?

Если честно, вся молодежная политика - это история про охват. Это когда ты не просто работаешь с теми, кто уже активен, а создаешь условия для того, чтобы их становилось больше, не точечно, а системно.

Есть устойчивая цифра: в среднем только 7% студентов вовлечены в университетскую жизнь по-настоящему. Это так называемый «актив» - ребята, у которых горят глаза, которые готовы брать на себя ответственность, придумывать, тянуть команду. С ними всё понятно, они уже в игре.

Но моя цель - не только усиливать этих 7%, я хочу раздвинуть рамки и сделать так, чтобы мы дотягивались до тех, кто мог бы быть активным, но по какой-то причине молчит. Кто не тянет руку, потому что боится, не знает, с чего начать, или не верит, что получится. Вот их нужно вовлекать, потому что часто именно в них скрытый потенциал. В них могут быть следующие основатели стартапов, кураторы социальных проектов, сильные управленцы.

Через 5–10 лет я вижу «Синергию» как Университет, где каждый студент, даже самый незаметный на первом курсе, получает шанс проявиться. Причём, не просто шанс, а приглашение:

«Тебя ждут. Тебе помогут. Попробуй».

Университет - это не про диплом, это про то, кем ты становишься за эти годы и моя планка - сделать так, чтобы стать «видимым» мог каждый.

-9

Выпускники и студенты: один Университет - одно сообщество.

Скажи, как ты видишь взаимодействие между студентами, абитуриентами и выпускниками? Мы сейчас выстраиваем первые мостики между поколениями, и нам важно понять - в чём настоящая сила этой связи?
Что она даёт молодым, и какую роль здесь могут сыграть выпускники?

Мы ведь с тобой тоже когда-то были студентами и у каждого внутри, если честно с собой поговорить, уже есть ответ на этот вопрос.
Студент всегда живёт с ощущением, что настоящая жизнь - где-то впереди: в школе мы «готовимся к университету», в университете - «готовимся к жизни» и в этом вечном «готовимся» - огромный запрос: увидеть, что происходит за дверью под названием «выпуск».

Вот почему встречи с выпускниками - это взгляд в своё ближайшее будущее. Причём особенно ценно, когда приходит не «бизнесмен с обложки», с 30-ю годами стажа, а тот, кто вчера ещё сидел с тобой в одной аудитории:

У него такой же диплом, тот же факультет, он помнит, где стоял кофе-автомат. И вдруг - он уже основал компанию, возглавил команду, нашёл себя. Это короткая дистанция, в которой студент узнаёт себя, но - на шаг впереди и вот тут включается доверие.

Выпускнику тоже это нужно: он возвращается в Университет как в дом, где его помнят, где преподаватель всё ещё помнит его курсовую, где можно на минуту снова стать тем самым студентом, но уже с другим опытом и с возможностью передать его дальше.

Конечно, в этом может быть и деловой интерес и кадровый, и проектный, но первичное - всё же не расчёт, а эмоции и чувства.

«Передавать опыт - всё равно что прокладывать мост. Только по нему кто-то сможет пройти дальше тебя».

Какую реакцию ты бы хотел увидеть у тех, кто прочтёт это интервью - студентов, выпускников, партнёров? Что для тебя было бы маркером: да, получилось, попало в точку?

Я вообще буду рад, если они просто прочитают. Если ещё и с улыбкой - вообще победа!

А если говорить серьёзно - я бы хотел, чтобы студенты после этого интервью поняли простую вещь: их университетская жизнь - это не просто лекции и сессии, это короткий, но невероятно мощный период, когда можно успеть гораздо больше, чем просто сдать зачёт.

И если есть шанс попробовать себя в чём-то новом - будь то волонтёрство, проект, грант, инициатива - то нужно хватать его. Не понравится? Ну окей, по крайней мере, будешь знать, что попробовал.

Я жду от студентов одной вещи - чтобы они загорелись, чтобы захотели что-то сделать. А от выпускников, коллег, партнёров - ну, тёплого слова, может быть. Или встречи. Иногда и этого достаточно.

-10

Как меняется роль проректора или свой среди своих.

Когда-нибудь, лет через десять, твои студенты - уже выпускники, взрослые люди - будут говорить о тебе. Что бы тебе хотелось, чтобы они сказали?

Если через десять лет какой-нибудь выпускник вдруг вспомнит, что у него был проректор по молодёжной политике - это уже неплохо. Правда. Потому что, если честно, двадцать лет назад вообще никто не знал, кто такие проректоры. Это были люди, живущие где-то наверху - не на облаке, но недалеко, у них была деятельность, но к студентам она не имела отношения.
А я вот хочу быть тем, кого запомнили не потому, что он сидел где-то в приёмной, а потому, что был рядом. Потому, что помог, потому, что поддержал в момент, когда это было нужно.
Рома, я знаю, что ты ведешь свой Телеграм-канал. Скажи, пожалуйста, у тебя сейчас там сколько подписчиков?

Точно не скажу, но наверное, примерно 350 - 360 плюс-минус.

Я, знаешь, о чём подумала, вот мы с тобой живём в такое время, когда человек, особенно если он управляет людьми, смыслами, будущим - просто не имеет права оставаться за кулисами. Ты работаешь с молодёжью, формируешь не только процессы - ты формируешь представления о том, каким может быть лидер и, честно, я уверена, что многие бы хотели услышать твой голос - не официальный, а настоящий. Тот, который ты включаешь, когда говоришь с близкими и друзьями, когда рассказываешь, как устроена твоя жизнь, как ты справляешься, где ошибаешься, где побеждаешь, что тебя вдохновляет.
Это важно.
Потому что если мы не покажем, кто стоит за должностью, никто не захочет занять это место и повторить твой путь.
А давай, ты меняешь формат своего канала, а мы все на него подписываемся?

Договорились!

-11

Друзья, на этом моменте уместно сделать паузу. Не финальную, конечно, а скорее - многоточие, потому что всё, о чём мы здесь говорили с Романом, на самом деле - только завязка.

Если вы учитесь в «Синергии», если вы - наш выпускник или просто наблюдаете со стороны и задаётесь вопросом, где сегодня формируется новый класс амбициозных, честных и включённых молодых людей - то вот ответ: здесь.

Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе, как развиваются студенческие проекты и проекты выпускников, как попасть в программу менторства, и какие инициативы можно запустить уже сейчас.

С Уважением, Кадырова Аделя
Директор Клуба выпускников и друзей «Синергии».