Найти в Дзене

Навстречу 170-летию Балтийского завода: броненосец «Император Александр III»

Броненосец «Император Александр III» в день спуска на воду 21 июля 1901 года
Броненосец «Император Александр III» в день спуска на воду 21 июля 1901 года

Броненосец «Император Александр III» заложили на Балтийском заводе 11 мая 1900 года, но спустили на воду на месяц раньше. Броненосец «Император Александр III», как и другие корабли данной серии, проектировался для действия в быстроходных эскадрах. По полноте своих обводов и сравнительно малой длине он должен был обладать высшей степенью поворотливости, необходимой при маневрировании в эскадрах. Работами руководил корабельный инженер В. Х. Оффенберг.

21 июля 1901 года эскадренный броненосец «Император Александр III» был готов к спуску на воду. У порога стапеля по правому борту корабля был сооружен царский павильон. Император и императрица прибыли по Неве на катере и разместились в павильоне со свитой, высшими чинами армии и флота и приглашенными на торжество спуска иностранными послами. По другую сторону стапеля, напротив царского павильона, была сооружена обширная открытая площадка для публики, служащих и рабочих завода и их семей.

Однако хорошо подготовленное торжество спуска корабля на воду омрачилось несчастьем, которое было воспринято как зловещее предзнаменование трагической судьбы корабля. В момент начала движения корпуса броненосца по стапелю над заводом внезапно разразился шквал с дождем, стало темно как ночью, и сильнейшим порывом ветра был снесен флагшток, установленный на фасаде эллинга. Огромный деревянный шток упал на зрителей - на месте были убиты два воспитанника Кронштадского инженерного училища и жандармский подполковник; еще два человека получили тяжелые ранения.Достройка «Императора Александра III» после спуска шла хорошим темпом, и осенью 1903 года броненосец вышел на испытания. Для сокращения времени испытаний приемная комиссия решила совместить замеры скорости движения и определения экономичности машин с испытаниями скорострельной артиллерии. Вскоре эскадренный броненосец «Император Александр III» был введен в строй и зачислен в Гвардейский экипаж под командованием капитана 1-го ранга Н. М. Бухвостова.

Броненосец «Император Александр III» на Ревельском рейде. Сентябрь 1904 года.
Броненосец «Император Александр III» на Ревельском рейде. Сентябрь 1904 года.

Общая стоимость постройки корабля составила 13 978 824 рубля (артиллерии главного калибра - 537 000 рублей, вспомогательной — 632 000 рублей).

Броненосец принял участие в Цусимском сражении. После выхода из строя «Князя Суворова» эскадру повел «Император Александр III», но в 14 часов 40 минут он тоже вышел из строя из-за шестиметровой пробоины в носовой части и многочисленных пожаров. Во главе эскадры встал броненосец «Бородино».

Борясь с пожарами и нарастающим креном, «Император Александр III» продолжал сражение и вскоре вернулся в кильватерную линию. Однако в 18 часов он все же был вынужден выйти из строя и в 18 часов 40 минут, потеряв остойчивость, перевернулся и, продолжая стрелять до последней минуты, затонул. Погиб весь экипаж броненосца – 867 человек.

Основные тактико-технические характеристики броненосцев этой серии следующие: 

водоизмещение 13 516 т; 

главные размерения: 121 х × 23,2 х 8 м;

скорость 18 узлов; 

бронирование: борта - 100—203 мм, 

казематы — 76 мм, 

башни - 152—254 мм, 

палуба - 29 мм, 

боевая рубка - 203 мм. 

Вооружение: четыре 12-дюймовых орудия в башнях, двенадцать 6-дюймовых орудий в шести двухорудийных башнях, двадцать 75-мм орудий, двадцать 47-мм и два 37-мм орудия, одна десантная пушка, восемь пулеметов, два надводных и два подводных торпедных аппарата. 75-мм орудия поместили за броню казематов и центральной батареи, прикрыв еще и 32-мм броневой крышей. Орудия изолировали одно от другого 25-мм броневыми переборками. Толщина верхнего броневого пояса корпуса — 152 мм, нижнего - 194 мм. Экипаж броненосца состоял из 29 офицеров и 838 матросов.