Броненосец «Император Александр III» заложили на Балтийском заводе 11 мая 1900 года, но спустили на воду на месяц раньше. Броненосец «Император Александр III», как и другие корабли данной серии, проектировался для действия в быстроходных эскадрах. По полноте своих обводов и сравнительно малой длине он должен был обладать высшей степенью поворотливости, необходимой при маневрировании в эскадрах. Работами руководил корабельный инженер В. Х. Оффенберг.
21 июля 1901 года эскадренный броненосец «Император Александр III» был готов к спуску на воду. У порога стапеля по правому борту корабля был сооружен царский павильон. Император и императрица прибыли по Неве на катере и разместились в павильоне со свитой, высшими чинами армии и флота и приглашенными на торжество спуска иностранными послами. По другую сторону стапеля, напротив царского павильона, была сооружена обширная открытая площадка для публики, служащих и рабочих завода и их семей.
Однако хорошо подготовленное торжество спуска корабля на воду омрачилось несчастьем, которое было воспринято как зловещее предзнаменование трагической судьбы корабля. В момент начала движения корпуса броненосца по стапелю над заводом внезапно разразился шквал с дождем, стало темно как ночью, и сильнейшим порывом ветра был снесен флагшток, установленный на фасаде эллинга. Огромный деревянный шток упал на зрителей - на месте были убиты два воспитанника Кронштадского инженерного училища и жандармский подполковник; еще два человека получили тяжелые ранения.Достройка «Императора Александра III» после спуска шла хорошим темпом, и осенью 1903 года броненосец вышел на испытания. Для сокращения времени испытаний приемная комиссия решила совместить замеры скорости движения и определения экономичности машин с испытаниями скорострельной артиллерии. Вскоре эскадренный броненосец «Император Александр III» был введен в строй и зачислен в Гвардейский экипаж под командованием капитана 1-го ранга Н. М. Бухвостова.
Общая стоимость постройки корабля составила 13 978 824 рубля (артиллерии главного калибра - 537 000 рублей, вспомогательной — 632 000 рублей).
Броненосец принял участие в Цусимском сражении. После выхода из строя «Князя Суворова» эскадру повел «Император Александр III», но в 14 часов 40 минут он тоже вышел из строя из-за шестиметровой пробоины в носовой части и многочисленных пожаров. Во главе эскадры встал броненосец «Бородино».
Борясь с пожарами и нарастающим креном, «Император Александр III» продолжал сражение и вскоре вернулся в кильватерную линию. Однако в 18 часов он все же был вынужден выйти из строя и в 18 часов 40 минут, потеряв остойчивость, перевернулся и, продолжая стрелять до последней минуты, затонул. Погиб весь экипаж броненосца – 867 человек.
Основные тактико-технические характеристики броненосцев этой серии следующие:
водоизмещение 13 516 т;
главные размерения: 121 х × 23,2 х 8 м;
скорость 18 узлов;
бронирование: борта - 100—203 мм,
казематы — 76 мм,
башни - 152—254 мм,
палуба - 29 мм,
боевая рубка - 203 мм.
Вооружение: четыре 12-дюймовых орудия в башнях, двенадцать 6-дюймовых орудий в шести двухорудийных башнях, двадцать 75-мм орудий, двадцать 47-мм и два 37-мм орудия, одна десантная пушка, восемь пулеметов, два надводных и два подводных торпедных аппарата. 75-мм орудия поместили за броню казематов и центральной батареи, прикрыв еще и 32-мм броневой крышей. Орудия изолировали одно от другого 25-мм броневыми переборками. Толщина верхнего броневого пояса корпуса — 152 мм, нижнего - 194 мм. Экипаж броненосца состоял из 29 офицеров и 838 матросов.