Накануне вечером мирную жизнь в Тюмени нарушила новость: Антипинский НПЗ атаковали беспилотники ВСУ. Согласно официальному заявлению правительства Тюменской области, БПЛА были обнаружены и обезврежены на территории предприятия в микрорайоне Антипино.
Откуда могли лететь дроны ВСУ, существует ли защита от БПЛА и что сейчас происходит в Антипино — в материале «Наш Город».
Это была заранее спланированная акция
Первые сообщения об атаке беспилотников на АНПЗ появились накануне в интернете за несколько часов до происшествия — информацию с фотографиями якобы разрушенного завода (фейк) распространил в сети один из проукраинских сайтов. И только спустя шесть часов после фейковой новости, появились первые сообщения в тюменских чатах от очевидцев о произошедшем ЧП в районе Антипинского НПЗ. Тюменцы сообщали о скоплении пожарных машин, звуках взрыва.
В правительстве Тюменской области оперативно сообщили, что в 19:11 информация о ЧП поступила в экстренные службы. На место незамедлительно были направлены все службы. По информации источника «Нашего Города», после обследования территории завода были обнаружены три беспилотных летательных аппарата: один — на территории градирни, второй — в атмосферно-трубчатой установке, третий — в установке глубокой переработки.
«Разрушений, пожара и пострадавших в результате инцидента не зафиксировано», — заявил источник.
Информацию об отсутствии горения и взрывов подтвердили и в правительстве Тюменской области. По данным властей, оперативные действия экстренных служб предотвратили детонацию беспилотников, в результате чего была обеспечена бесперебойная работа предприятий.
В настоящее время в Антипино все предприятия, в том числе АНПЗ продолжают работу в штатном режиме, но меры безопасности существенно усилены — автомобилисты сообщают, что силовики дежурят на территории всего района. Также наряды ДПС работают на выездах из Тюмени — досматривают автомобили. Проверки продолжаются до сих пор, сообщают автовладельцы.
Глушат из-за угрозы атаки беспилотников: в Тюмени пропал мобильный интернет
Дроны могли провезти в регион по деталям
Расстояние от Украины до Тюмени превышает 2 тысячи километров. Сегодня на вооружении ВСУ дронов с техническими возможностями преодолевать столь длинные расстояния нет, поэтому, вероятнее всего, запущены БПЛА были с территории России. Такое мнение озвучивает независимый военный эксперт Алексей Хлопотов.
«Видов БПЛА достаточно много — есть карманные аппараты, которые летают на расстояние в несколько сотен метров (их применяют для разведки), самые массовые дроны, которые применяют на Украине, имеют радиус действия от 5 до 50 километров. БПЛА более тяжелого класса представляют из себя небольшие легкомоторные самолеты с дистанционным управления и радиусом действия 1000-1200 километров, специализированные разведывательные дроны могут сутками держаться в воздухе и преодолевать большие расстояния, но на вооружении Украины таких БПЛА нет», — поясняет «Нашему Городу» Алексей Хлопотов.
Версии, что дроны, обезвреженные в Тюменской области, были запущены с территории России придерживается и военный эксперт Михаил Тимошенко. Бывший полковник подчеркивает, что появившаяся накануне в СМИ версия о том, что БПЛА, направлявшиеся в стороны Антипинского НПЗ, были запущены с территории Казахстана, также является несостоятельной.
«Версию с Казахстаном не рассматривает никто. По сути дрон могут собрать в России и запустить по объекту из любого болота или леса», — говорит Тимошенко.
Эксперты отмечают: беспилотники достаточно просто провезти в разобранном виде по деталям из любой страны, с которой у России налажено почтовое сообщение. К примеру, в Китае или Казахстане заказывают винты, моторы, системы управления и прочее, рамы печатают на 3D-принтерах, устройства сброса тоже делают самостоятельно. Сложнее всего доставить на территорию России боеприпасы, которыми начиняются БПЛА, но и их могут также готовить на территории нашей страны.
Воздушная атака: в Тюмени на территории Антипинского НПЗ обезвредили три беспилотника
Защиты не существует?
На территории Уральского федерального округа сегодня расположено немало стратегически важных объектов, в числе которых нефтеперерабатывающие, нефтегазодобывающие, металлургические, машиностроительные предприятия, предприятия ТЭК, объекты, подконтрольные Росатому и т. д.
По мнению Алексея Хлопотова, целью ВСУ в первую очередь являются НПЗ, но не исключены и удары по Транссибирской магистрали: мостам, тоннелям. Правда, пока вывод из эксплуатация крупного моста или тоннель является сложнодостижимой целью для ВСУ, так как для этого требуется довольно много взрывчатых веществ (речь идет о нескольких сотнях килограммов). А доставить такой объем взрывчатки достаточно проблематично, по крайней мере, пока.
Военные эксперты сходятся во мнении — сегодня практически единственной действенной мерой защиты от атаки беспилотников являются системы противовоздушной и противоракетной обороны.
«Нужно строить локальную ПВО, так как тенденция ударов ВСУ по российским объектам нефтегазовой инфраструктуры прослеживается уже на протяжении длительного времени. У каждого НПЗ должны быть система защиты — панцири ПВО, электромагниные пушки, противодронные сетки от БПЛА на критических объектах, вооружение службы безопасности антидроновыми ружьями, стационарные электромагнитные системы защиты RF (радиочастотные)», — считает Алексей Хлопотов.
Что касается методов защиты в виде глушения интернета, то он далеко не всегда эффективен — зачастую системы управления беспилотников имеют другие каналы: радиоканалы, оптоволокно, спутник, старлинк. При этом управлять ими можно из любой точки мира.
«Рощино» в режиме ожидания: БПЛА парализовали небо над Тюменью и всей страной
Ранее «Наш Город» писал, что власти Тюменской области опубликовали алгоритм действий в случае обнаружения беспилотника. В инструкции указано — в какие службы нужно обращать и что делать ни в коме случае нельзя.
Читайте также:
«Росводоканал Тюмень» построит водоочистные сооружения в Сладково
Мясо в Тюмени подорожало на 20%: жители всё чаще покупают курицу и фарш
Родители бьют тревогу: дети не справляются с новой системой оценок в школах Тюмени