Если на выходном валу мотор-редуктора предполагается устанавливать шкив, звездочку цепной передачи или консольно расположенный барабан/диск/стол, то при подборе мотор-редуктора необходимо учитывать допустимую радиальную и осевую нагрузку на выходном валу. При превышении допустимой радиальной и осевой нагрузку в конструкции исполнительного механизма должен быть предусмотрен отдельный подшипниковый узел.
Пример поломки: подъемник со шкивом
Рассмотрим реальный случай: мотор-редуктор на подъемнике, где на выходном валу консольно закреплен шкив. Результат — серьезные повреждения:
· Деформация выходного вала.
· Разрушение шпонок.
· Деформация полого вала редуктора.
Предварительный вывод: основная причина — превышение допустимой радиальной нагрузки. Вероятно, нагрузка имела ударный характер или были частые перегрузки. Отдельной опоры для шкива не было, и все радиальные силы действовали непосредственно на вал и подшипники редуктора, что и привело к разрушению.
Ошибочное предположение
Клиент предположил, что виной всему разрушившееся стопорное кольцо, что позволило валу сместиться и увеличить плечо нагрузки.
Почему это маловероятно? При разрушении стопорного кольца вал либо выпал бы полностью (сопровождаясь сильными вибрациями), либо не сдвинулся бы с места. Скорее всего, деформация вала и разрушение подшипников — это первичные признаки перегрузки, а не ее следствие.
Вывод и рекомендация
Любая подобная поломка требует разборки и осмотра подшипников выходного вала и их посадочных мест. Если они деформированы или разрушены — в 80% случаев виной именно превышение радиальной нагрузки.
Всегда учитывайте паспортные значения нагрузок на вал редуктора. При их превышении — проектируйте дополнительную опору. Это сэкономит деньги и избежит простоев оборудования.