Для зрителя трасса — не самая заметная часть гонок (как смотреть на что-то, когда на арене главные герои — авто). Однако для пилотов, инженеров и организаторов чемпионатов это высокотехнологичный «спортивный снаряд», от состояния которого зависят безопасность, зрелищность и спортивная справедливость. Когда объявляют о предстоящей перекладке асфальта, у многих возникает вопрос: это жизненная необходимость или всего лишь «косметический» ремонт, который препятствует проведению гонок и может подождать? Давайте разберемся.
На что влияет дорожное полотно
Покрытие трассы — это ключевой элемент взаимодействия болида с трассой, который напрямую влияет на несколько критически важных аспектов:
- Безопасность. Ровное, предсказуемое покрытие с высоким коэффициентом сцепления — залог контроля над автомобилем. Трещины, выбоины и «волны» могут привести к потере управления на высоких скоростях.
- Спортивные результаты. Состояние покрытия определяет скорость и стабильность прохождения круга. Гладкий асфальт позволяет добиться лучшего сцепления, что напрямую влияет на время круга, работу аэродинамики и износ шин.
- Зрелищность. Ровная трасса способствует более плотной и острой борьбе на треке. Пилоты могут ехать ближе друг к другу, смещаться с идеальной траектории для обгонов, не опасаясь попасть в неровность, которая может отправить их в снос.
- Износ техники. Неровное покрытие создает огромные нагрузки на подвеску, шины и кузов автомобиля, ускоряя их износ и повышая риск механических поломок.
Качественное ровное покрытие гоночного «полотна» в первую очередь влияет на безопасность проводимых заездов. От качества покрытия также зависят и результаты участников — лучше сцепные характеристики, выше скорость и управляемость на трассе.
К примеру, мотогонки: любая кочка или яма на трассе это «волнительный» момент для пилота, очень сложно стабилизировать мотоцикл, когда из двух цепляющихся за асфальт колес остаётся только одно.
Можно отметить и прямую роль качества покрытия на износ гоночной техники — меньше ударных нагрузок на подвеску, колеса, весь автомобиль в целом.
Дмитрий Гусев, спортивный судья первой категории
От демонтажа до обновления: что происходит, пока зрители не видят
Перекладка асфальта на гоночной трассе сильно отличается от ремонта обычной дороги.
Для начала производится демонтаж старого покрытия. С помощью тяжелой техники старый асфальт фрезеруется и снимается. Далее готовится основание: тщательно проверяется и при необходимости ремонтируется основание трассы — «фундамент», от которого зависит долговечность нового покрытия.
Когда основа готова, можно приступать к укладке нового асфальта. Но и здесь не так все просто — используется специальная высокопрочная асфальтобетонная смесь, часто с составом каменных заполнителей и битума. Укладка ведется с помощью высокоточных машин, чтобы обеспечить идеальную ровность и заданный уклон. Новый слой уплотняют катками до достижения максимальной прочности. После укладки трассе требуется время, чтобы асфальт «отстоялся».
А перед гонками после «обновления» проводятся тестовые заезды, чтобы резина шин «зацепила» трассу, появилась необходимая шероховатость и пилоты могли адаптироваться.
В данный момент мы реализуем первоначальную стадию ремонта, так как реконструкция полотна — это долгосрочный проект. Сейчас мы перекрываем лишь часть трассы и уже запланирован объем работы на будущий год. В течении двух-трех лет мы планируем провести замену асфальтового покрытия на всей гоночной дорожке.
Также нас ждут замена и модернизация отбойников, с учетом проведенного в этом году этапа РСКГ.
Алексей Волков, технический директор АСК «Нижегородское кольцо»
Какие требования предъявляются к покрытию?
Важно понимать: не существует универсальной гоночной трассы. У каждой серии высокого уровня есть свои строгие технические регламенты и требования к покрытию.
Например, трасса для «Формулы-1» требует идеальной геометрии, сцепления, и определенного уровня шероховатости для оптимальной работы шин и аэродинамики.
Мы также следим за соответствием высоким стандартам гоночных серий, которые ежегодно проходят на «Нижегородском кольце» (например, Российская серия кольцевых гонок, Российская дрифт серия) и поддерживаем соответствие. Это означает регулярный мониторинг состояния полотна, проведение сертификаций и плановых работ, чтобы трасса была готова принять у себя лучших гонщиков страны и обеспечить им безопасные и равные условия борьбы.
Реконструкция необходима, чтобы оставаться одной из лучших и гостеприимных трасс страны, и предоставлять участникам наших событий не только отличный сервис комплекса и инфраструктуры, но и максимально комфортные ощущения от драйва на треке.
Решение о работах с асфальтовым покрытием трассы было принято собственником и руководством еще в начале сезона, так как за 15 лет покрытие износилось и требовало внимания в определенных местах. Но для того, чтобы не прерывать работу комплекса в горячий сезон и не гнать, было решено начать в октябре, когда основные всероссийские мероприятия уже прошли, но и погода позволяет.
Цель работ — выравнивание геометрии полотна трассы и асфальтовых зон вылета. Планируем обновить покрытие между поворотами Т1-Т7 по конфигурации «B» РСКГ, Т13-выход на стартовую прямую.
Сергей Пигулевский, генеральный директор АСК «Нижегородское кольцо»
Реконструкция на гоночной трассе — это совсем не косметическая процедура, а стратегическая необходимость. Это инвестиция в безопасность, зрелищность и престиж. Каждый слой нового асфальта — это шаг к тому, чтобы гонки стали быстрее, острее и, что самое главное, безопаснее для тех, кто рискует на пределе возможностей (и не важно, профессиональные ли это пилоты или любители, которые только врываются в мир автоспорта)