Найти в Дзене

Люблю животных больше, чем людей. Это грех? Протоиерей Александр Никольский.

Многие сегодня признаются: «Я люблю животных больше, чем людей». Кто-то говорит это с грустью, кто-то с гордостью, а кто-то — с болью. Действительно, с животными проще. Они не предают, не обижают, не спорят. Собака всегда радуется, кошка ждёт, даже если ты был к ней не слишком добр. Кажется, вот она — настоящая, безусловная любовь. Но всё ли здесь так просто? На самом деле, такая привязанность нередко говорит не о доброте, а о внутренней ране, о следствии греха гордости. Человеку тяжело общаться с другими людьми, он боится боли, обид, предательства. С животными безопасно — они не попросят простить, не заставят задуматься о себе. Но Господь ведь создал нас не для одиночества, а для любви, общения и служения ближним. Христос сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). А ближний — это человек, не собака и не кошка. Любовь к животным может быть добрым чувством, но она никогда не заменит любви к людям. Почему? Потому что только в общении с человеком душа растёт, очищает

Многие сегодня признаются: «Я люблю животных больше, чем людей». Кто-то говорит это с грустью, кто-то с гордостью, а кто-то — с болью. Действительно, с животными проще. Они не предают, не обижают, не спорят. Собака всегда радуется, кошка ждёт, даже если ты был к ней не слишком добр. Кажется, вот она — настоящая, безусловная любовь. Но всё ли здесь так просто?

На самом деле, такая привязанность нередко говорит не о доброте, а о внутренней ране, о следствии греха гордости. Человеку тяжело общаться с другими людьми, он боится боли, обид, предательства. С животными безопасно — они не попросят простить, не заставят задуматься о себе. Но Господь ведь создал нас не для одиночества, а для любви, общения и служения ближним.

Христос сказал:

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

А ближний — это человек, не собака и не кошка. Любовь к животным может быть добрым чувством, но она никогда не заменит любви к людям. Почему? Потому что только в общении с человеком душа растёт, очищается, учится терпению, смирению и состраданию.

Животное можно любить, но любовь к человеку требует усилий — прощать, уступать, терпеть, молиться за обидчика. Именно эта любовь делает нас подобными Богу. Святитель Иоанн Златоуст писал:

«Если ты не можешь терпеть брата своего, то как хочешь любить Бога, Которого не видишь?»

Сегодня появилась новая форма этого самообмана — «любовь» к искусственному интеллекту, к виртуальным собеседникам и персонажам. Люди ищут лёгкую замену живому общению. Им кажется, что это понимание и принятие, но на деле — замыкание в собственном эгоизме. Такой человек перестаёт понимать, что такое настоящая любовь.

Любовь к животным и ненависть к людям не могут существовать вместе. Если сердце полно раздражения, злобы и осуждения, никакие хвостатые друзья не принесут мира. Это не комфорт, а тихое разложение души. Единственный путь исцеления — путь покаяния.

Скажи Господу:

«Господи, научи меня любить Тебя и людей, которых Ты посылаешь в мою жизнь».

И постепенно сердце оживёт. Придёт радость, появится желание общаться, помогать, прощать. Тогда любовь к животным не исчезнет, но станет добрым дополнением к главной заповеди — любви к ближнему.

-2

Конечно, никто не говорит, что животных не нужно любить. Они — часть Божьего творения, и забота о них — проявление милосердия. Но, как бы сильно мы их ни любили, человека заменить они не могут. Ведь в каждом человеке — образ Божий, а в животном — только Его след.

Любовь к животным — это хорошо. Но если она вытесняет любовь к людям, она становится ловушкой души. Настоящая любовь — не та, что не ранит, а та, что спасает.

Пусть Господь даст нам силы любить и тех, кто нас не понимает, и тех, кто ошибается. Ведь, как сказано в Евангелии:

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).