Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Пабло Пикассо и цирк. Лирика "розового периода"

После долгих месяцев синего — холодного, безысходного, наполненного тоской и одиночеством — в жизнь Пабло Пикассо наконец приходит свет. Начало 1904 года становится для художника переломным: он поселяется в Париже, на Монмартре, в доме Бато-Лавуар. Там, среди бедности и вдохновения, рождается его розовый период — тёплый, человечный, пронизанный нежностью и светлой грустью.

В этот момент Пикассо около двадцати трёх лет. Он пережил трагическую смерть близкого друга Карлоса Касагемаса, отчаяние и сомнение в себе, долгие скитания между Барселоной и Парижем. Но теперь рядом — Фернанда Оливье, его первая настоящая любовь, муза и тихий свет нового начала.

Фернанда в черном, 1905-06. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США
Фернанда в черном, 1905-06. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США

На смену "голубого периода, изображавшего темы нищеты, одиночества и отчаяния в мрачных синих тонах, приходит "розовый", представляющий более приятные темы: клоунов, арлекинов и карнавальных артистов.

Два акробата с собакой, 1905. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
Два акробата с собакой, 1905. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

В картинах появляются более яркие краски: оттенки красного, оранжевого, розового и земельного.

Актер, 1904. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Актер, 1904. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Шут и юный акробат, 1905. Частная коллекция
Шут и юный акробат, 1905. Частная коллекция
Арлекин на лошади, 1905. Частная коллекция
Арлекин на лошади, 1905. Частная коллекция

Центром этого вдохновения становится цирк Медрано — одно из самых знаменитых мест Монмартра. В начале XX века это был настоящий храм для художников и поэтов. Здесь бывали Тулуз-Лотрек, Ренуар, Аполлинер, Модильяни. Пикассо приходил туда почти ежедневно, сидел в дешёвом партере, делал быстрые наброски, наблюдая за движениями акробатов, за тем, как они, рискуя жизнью, дарят зрителям иллюзию лёгкости.

Девочка на шаре, 1905.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Девочка на шаре, 1905.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Акробат и юный Арлекин, 1905. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия
Акробат и юный Арлекин, 1905. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия

Его особенно трогали маленькие цирковые семьи, жившие на грани нищеты и славы, их внутренняя дисциплина, скромность и печаль. Эти образы легли в основу целой серии полотен.

Семья комедиантов, 1905. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Семья комедиантов, 1905. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Семья Арлекина, 1905. Частная коллекция
Семья Арлекина, 1905. Частная коллекция
Семья Арлекина, 1905. Частная коллекция
Семья Арлекина, 1905. Частная коллекция
Семья жонглеров, !905. Частная коллекция
Семья жонглеров, !905. Частная коллекция
Семья акробатов с обезьяной, 1905. Гётеборгский художественный музей, Гётеборг
Семья акробатов с обезьяной, 1905. Гётеборгский художественный музей, Гётеборг

На этих картинах нет громкого представления — только тишина между выступлениями, мгновения отдыха, когда маски сняты, и перед нами просто люди.

Акробат и молодой Арлекин, 1905. Частная колекция
Акробат и молодой Арлекин, 1905. Частная колекция
Сидящий арлекин, 1905. Музей Берггрюна, Берлин
Сидящий арлекин, 1905. Музей Берггрюна, Берлин

Цирк Медрано стал для Пикассо своеобразной школой наблюдения за движением, телом, жестом. Позже, уже в кубистический период, именно эта пластическая память — осознание ритма и равновесия — станет основой его нового языка. Но в розовом периоде цирк был не исследованием, а любовью. Художник видел в артистах самого себя — странствующего, ищущего, живущего искусством.

Смерть Арлекина, 1906.Национальная портретная галерея, Вашингтон
Смерть Арлекина, 1906.Национальная портретная галерея, Вашингтон

Розовый период длился всего два года, но в нём заключено дыхание юности и надежды. Это время, когда Пикассо позволил себе просто любить — женщину, жизнь, цирк, свет. Когда на арене Медрано горели огни, а где-то на Монмартре молодой художник писал свой тихий гимн человеческой душе — в оттенках розового.

Автопртрет, 1906. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия
Автопртрет, 1906. Художественный музей Филадельфии, Филадельфия

И всё же тема цирка не покинула Пикассо. Она вернётся к нему позже — уже в ином, более философском свете. Как воспоминание о времени чистого вдохновения, о юности, когда жизнь казалась ареной света и любви.

Семья Арлекина, 1908. Частная коллекция
Семья Арлекина, 1908. Частная коллекция
Арлекин, 1915. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
Арлекин, 1915. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
Сидящий Арлекин с гитарой, 1916. Частная коллекция
Сидящий Арлекин с гитарой, 1916. Частная коллекция
Арлекин, 1917. Частная коллекция
Арлекин, 1917. Частная коллекция
Арлекин, 1917. Музей Пикассо, Барселона
Арлекин, 1917. Музей Пикассо, Барселона
Арлекин с гитарой, 1918. Частная коллекция
Арлекин с гитарой, 1918. Частная коллекция
Арлекин, играющий на гитаре, 1918. Частная коллекция
Арлекин, играющий на гитаре, 1918. Частная коллекция
Цирк на ярмарке, 1922. Музей Пикассо, Париж
Цирк на ярмарке, 1922. Музей Пикассо, Париж
Акробат, 1922. Частная коллекция
Акробат, 1922. Частная коллекция
Акробат со скрещенными руками, 1923. Художественный музей Бриджстоун, Токио
Акробат со скрещенными руками, 1923. Художественный музей Бриджстоун, Токио
Арлекин-музыкант, 1924. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Арлекин-музыкант, 1924. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Синий акробат, 1929. Музей современного искусства Парижской мэрии, Париж
Синий акробат, 1929. Музей современного искусства Парижской мэрии, Париж
Пьерро и Арлекин, 1969. Частная коллекция
Пьерро и Арлекин, 1969. Частная коллекция

Цирк для Пикассо так и остался образом самого художника: вечного актёра, жонглирующего светом и тенью, болью и красотой, смехом и молчанием.