Мы с братом почти одновременно пришли к решению сменить автомобили. Бюджет был примерно одинаковый, а вот взгляды на жизнь, как оказалось, кардинально разные.
Брат всегда был патриотом и оптимистом:
"Надо поддерживать нашего производителя! Веста - это уже не та старая Лада. Новый дизайн, оцинковка, куча опций. Зачем мне б/у иномарка, кот в мешке, когда я могу взять новую машину с гарантией и три года вообще не знать проблем?" - горячо доказывал он, показывая на телефоне фотографии сверкающей Lada Vesta SW Cross в максимальной комплектации.
Я же, будучи человеком более приземленным и, как мне кажется, прагматичным, придерживался иной точки зрения.
"Новая машина теряет 20% стоимости, как только выезжает за ворота салона. Гарантия - это хорошо, но ТО у дилера стоит конских денег, и за каждую мелочь ты будешь платить втридорога. Я лучше возьму проверенный временем корейский седан, который уже потерял в цене основную часть, вложу немного на старте, чтобы довести до ума, и буду спокойно ездить, экономя на обслуживании и страховке".
Мой выбор пал на Hyundai Solaris второго поколения, 2020 года выпуска, с одним владельцем и пробегом в 70 000 км.
Так мы и разъехались по разным автосалонам. Максим стал счастливым обладателем новой Весты за 1 850 000 рублей. Я нашел свой Солярис в отличном состоянии за 1 200 000 рублей. Мы пожали руки и договорились ровно через год, или через 30 000 км пробега (что наступит раньше), сесть и честно посчитать все до копейки. Кто же из нас окажется прав?
Год эксплуатации: эмоции и реалии
Путь Максима и его новой Весты.
Первые месяцы брат летал на крыльях. Запах нового автомобиля, нулевой пробег, всеобщее внимание. Он не мог нарадоваться на огромный багажник универсала, высокий клиренс и работу подвески, которая отлично справлялась с нашими дорогами. Он съездил на ней на юг, возил стройматериалы на дачу - машина работала как часы.
Первые траты начались планово. ТО-1 на 15 000 км у официального дилера обошлось ему в 12 000 рублей. Стандартная замена масла и фильтров, плюс диагностика. На 30 000 км он прошел ТО-2, которое вышло уже дороже - около 18 000 рублей, так как добавилась замена свечей и тормозной жидкости.
Из внепланового: на пробеге около 20 000 км у него заскрипела педаль сцепления. По гарантии смазали, проблема ушла. Ближе к 25 000 км появилась вибрация при торможении. Вердикт дилера - повело передние тормозные диски. Это не признали гарантийным случаем, сославшись на "агрессивный стиль вождения" и "естественный износ".
Замена дисков и колодок у официалов стоила бы около 20 000 рублей. Максим плюнул, купил качественные неоригинальные запчасти за 8 000 и поменял в знакомом сервисе за 3 000. Гарантия на тормозную систему на этом закончилась.
Главной статьей расходов, помимо бензина, стала страховка. ОСАГО на нового водителя с его стажем вышло в 14 000 рублей. А вот КАСКО на новую машину банк, выдавший кредит, обязал сделать полное. Итог - 75 000 рублей.
Мой путь и пятилетний Солярис.
Покупка "кота в мешке" началась с полной диагностики в профильном сервисе. Вердикт был утешительным: серьезных проблем нет, но для полного спокойствия рекомендовали провести большое ТО. Я был к этому готов и заложил эти траты в бюджет.
Сразу после покупки было сделано:
- Замена масла в двигателе и всех фильтров (масляный, воздушный, салонный).
- Замена масла в АКПП (частичная, для профилактики).
- Замена тормозной жидкости.
- Замена передних тормозных дисков и колодок (стояли еще родные, и износ был на подходе).
За все запчасти (брал хороший неоригинал) и работу я отдал около 30 000 рублей. Зато теперь я был уверен в машине на 100%. Следующая замена масла через 10 000 км обошлась мне в 5 000 рублей (запчасти + работа). И еще одна на 20 000 км от начала моей эксплуатации - те же 5 000 рублей.
Страховка ОСАГО вышла чуть дешевле, чем у брата - 12 000 рублей.
За год Солярис не подвел ни разу. Никаких внезапных поломок, никаких скрипов и стуков. Просто заводился и ехал в любую погоду. Единственная мелкая неприятность - перегорела лампочка ближнего света. Цена вопроса - 500 рублей и 10 минут времени.
Момент истины: садимся за калькулятор
Прошел год. У обоих на одометре добавилось чуть больше 30 000 км. Мы сели за стол, вооружившись чеками и банковскими выписками. Топливо решили не считать, так как расход у машин примерно одинаковый, и это переменная, зависящая от стиля езды.
Считаем расходы Максима (Lada Vesta):
- Плановое ТО у дилера (ТО-1 + ТО-2): 12 000 + 18 000 = 30 000 руб.
- Ремонт (тормозные диски и колодки): 8 000 (запчасти) + 3 000 (работа) = 11 000 руб.
- Страховка (ОСАГО + КАСКО): 14 000 + 75 000 = 89 000 руб.
- Шиномонтаж (2 сезона): 5 000 руб.
- Дополнительно: комплект зимней резины, который он купил сразу — 28 000 руб.
Итого прямых расходов за год: 30 000 + 11 000 + 89 000 + 5 000 + 28 000 = 163 000 рублей.
Считаем мои расходы (Hyundai Solaris):
- Первичное большое ТО: 30 000 руб.
- Промежуточные замены масла (2 раза): 5 000 + 5 000 = 10 000 руб.
- Мелкий ремонт (лампочка): 500 руб.
- Страховка (ОСАГО): 12 000.
- Шиномонтаж (2 сезона): 5 000 руб.
- Дополнительно: зимняя резина досталась от предыдущего владельца в хорошем состоянии.
Итого прямых расходов за год: 30 000 + 10 000 + 500 + 12 000 + 5 000 = 57 500 рублей.
Разница уже более чем в два раза. Но самое интересное ждало нас впереди.
Главный удар: амортизация
Есть одна статья расходов, которую редко кто считает, а зря. Амортизация, или, проще говоря, то, насколько машина подешевела за год. Мы не поленились, открыли сайты с объявлениями и приценились. Выяснилось, что годовалая Vesta SW Cross как у брата теперь стоит около 1 500 000 рублей. А вот мой шестилетний Solaris с пробегом 100 000 км потерял в цене не так сильно и продавался в районе 1 150 000 рублей.
Теперь считаем потери.
- Потеря стоимости Весты: 1 850 000 (цена покупки) - 1 500 000 (рыночная цена) = 350 000 рублей.
- Потеря стоимости Соляриса: 1 200 000 (цена покупки) - 1 150 000 (рыночная цена) = 50 000 рублей.
А теперь сложим прямые расходы и потерю стоимости, чтобы получить полную картину стоимости владения автомобилем за этот год.
- Полная стоимость владения Вестой: 163 000 (расходы) + 300 000 (амортизация) = 463 000 рублей.
- Полная стоимость владения Солярисом: 57 500 (расходы) + 50 000 (амортизация) = 107 500 рублей.
Разница составила 355 500 рублей. Когда Максим увидел эти цифры, он долго молчал. Его новая, блестящая, гарантийная машина за год "съела" почти на 400 тысяч больше, чем мой пятилетний "кот в мешке".
Получается, что за год владения новой Вестой брат "попал" на сумму, превышающую 150 000 рублей, только на одной амортизации по сравнению со мной, не говоря уже о разнице в расходах на обслуживание и страховку.
Означает ли это, что я выиграл спор, а брат проиграл? С точки зрения чистой математики за первый год - безусловно.
Максим получил эмоции от владения новой вещью, полную уверенность в ее техническом состоянии на старте и заводскую гарантию, которая, хоть и с оговорками, но все же прикрывала его спину. Он не тратил время на поиски и диагностики, а просто пришел в салон и купил то, что хотел.
Я же сэкономил огромную сумму, но при этом потратил время на поиск живого экземпляра, рисковал нарваться на проблемы, и мне пришлось сразу вложить определенную сумму, чтобы быть уверенным в автомобиле. Мне повезло, и Солярис оказался действительно надежным. Но могло быть и иначе.
Этот год показал, что стратегия "купить свежее б/у и довести до ума" в краткосрочной перспективе оказывается намного выгоднее. Главный враг владельца нового автомобиля - это не поломки, а стремительная амортизация.
А как вы считаете, кто из нас сделал более правильный выбор в долгосрочной перспективе? Что бы выбрали вы в нашей ситуации: новую Весту с гарантией или проверенный пятилетний Солярис?