Найти в Дзене

👶 Когда язык учится раньше, чем дыхание: дети, понимающие иностранный до рождения

Учить иностранный язык с пелёнок — уже не метафора, а буквально с момента, когда ребёнок ещё не родился. Исследователи из Университета Монреаля доказали, что мозг младенца способен запоминать и различать иностранные звуки ещё в утробе матери. Даже если будущая мама просто проигрывает несколько минут сказки на другом языке — это уже перестраивает нейронные сети ребёнка. Звучит как научная фантастика, но за этим — реальные измерения активности мозга и передовые технологии нейровизуализации. 👩‍🍼 В исследовании участвовали 60 франкоязычных беременных женщин.
Начиная с 35-й недели беременности, они каждый день включали своим будущим детям короткие записи — сказку на французском (родном языке) и на одном из двух иностранных — немецком 🇩🇪 или иврите 🇮🇱. В среднем малыши слышали историю около 25 раз до рождения. После появления на свет (в течение первых 78 часов жизни) детям вновь включали те же сказки, но уже в трёх вариантах: Учёные использовали технологию fNIRS (функциональная ближняя
Оглавление

Учить иностранный язык с пелёнок — уже не метафора, а буквально с момента, когда ребёнок ещё не родился. Исследователи из Университета Монреаля доказали, что мозг младенца способен запоминать и различать иностранные звуки ещё в утробе матери.

Даже если будущая мама просто проигрывает несколько минут сказки на другом языке — это уже перестраивает нейронные сети ребёнка. Звучит как научная фантастика, но за этим — реальные измерения активности мозга и передовые технологии нейровизуализации.

🧠 Как проходил эксперимент

👩‍🍼 В исследовании участвовали 60 франкоязычных беременных женщин.
Начиная с 35-й недели беременности, они каждый день включали своим будущим детям короткие записи — сказку на французском (родном языке) и на одном из двух иностранных — немецком 🇩🇪 или иврите 🇮🇱.

В среднем малыши слышали историю около 25 раз до рождения. После появления на свет (в течение первых 78 часов жизни) детям вновь включали те же сказки, но уже в трёх вариантах:

  • родной французский язык,
  • иностранный язык, услышанный в утробе,
  • полностью незнакомый язык.

🔬 Что показали измерения

Учёные использовали технологию fNIRS (функциональная ближняя инфракрасная спектроскопия) — мягкий «светящийся шлем», фиксирующий кровоток и насыщение кислородом в коре головного мозга.

💡 Результат оказался поразительным:

  • При прослушивании французского и знакомого иностранного языка активировались те же зоны левого полушария, что и у взрослых.
  • А вот при новом, незнакомом языке активность была минимальной и распределялась случайно.

То есть, новорождённые буквально распознавали “знакомые” звуки, услышанные ещё до рождения.

🌍 Почему это важно

💬 Мозг человека начинает учиться ещё до рождения.
Это подтверждает феноменальную пластичность нервной системы. Если даже несколько минут в день звукового воздействия могут перестроить нейросети, представьте, насколько формирующим оказывается раннее окружение.

🧩 Язык — это не просто слова, это акустическая привычка.
Дети, слышавшие иврит или немецкий, не понимали их, конечно, но мозг уже “настраивался” на их фонетику и ритмику. Это как если бы у них заранее появились «нейронные фильтры», готовые к восприятию второго языка.

⚠️ Но эффект может быть двусторонним.
Как подчёркивает профессор Энн Галлахер, если положительное воздействие влияет на развитие, то и негативное окружение (шум, стресс, агрессия) может менять мозг не в лучшую сторону.

🔍 Что это значит для будущего науки

🧬 Исследование открывает путь к новым методам ранней коррекции речи и когнитивных нарушений.
Возможно, в будущем врачи будут использовать мягкие акустические стимулы, чтобы помогать формированию языковых центров у детей, находящихся в группе риска — например, с наследственными особенностями слуха или развития.

🎧 Технология fNIRS уже доказывает, что мозг новорождённых можно изучать безопасно и точно, без МРТ или инвазивных процедур. Это открывает огромный пласт будущих исследований: от восприятия речи до эмоциональной связи с матерью.

💡 И философский аспект:
Этот эксперимент напоминает, насколько глубоко язык вплетён в саму природу человека. Он не просто инструмент общения — это “прошивка” сознания, которая начинает загружаться ещё до первого вдоха.

✨ Моё мнение

Как человек, работающий с языками и технологиями, я вижу здесь удивительное пересечение нейробиологии и лингвистики.
В каком-то смысле, природа уже реализовала “нейрообучение на аудиопотоке” задолго до появления нейросетей и LLM.

🎶 Звуки речи, слышимые через кожу и жидкости, становятся для ребёнка первым «датасетом» — сырым, но важным.
И если наши модели вроде GPT обучаются на текстах, то человеческий мозг — на шёпоте, сердцебиении и интонации.

📚 Источники