Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Почему я планирую на пенсии ходить в музеи и другим советую

Интересную мысль о пользе музеев для человека я услышала однажды в Эрмитаже. Туда я студенткой ходила в обязаловку – преподаватель курса истории искусств водила нашу группу на экскурсии, задавала проекты для самостоятельной работы в музее. Ради проекта я тогда и пришла. Встала перед картиной и давай искать на ней библейскую символику и выписывать в бумажный блокнот. Саму картину не помню, но там точно был ягнёнок. Увлеклась, чуть ли не носом водила по картине. – Близорукость, да? Я от неожиданности чуть не выронила блокнот. Этот вопрос задала мне бабушка-смотрительница зала: худенькая, росточком мне по плечо, голубые глаза, седое каре. Я её и не заметила, когда прошла в зал. – Добрый день, – сказала я, стараясь не выглядеть перепуганной её внезапным появлением. И решила добавить: – Да, почти минус 7 у меня зрение. О своих офтальмологических перипетиях с операциями писала тут (здесь же советы для подписчиков) 👇 – День действительно добрый, раз начинается в музее, – сказала смотрите

Интересную мысль о пользе музеев для человека я услышала однажды в Эрмитаже.

Туда я студенткой ходила в обязаловку – преподаватель курса истории искусств водила нашу группу на экскурсии, задавала проекты для самостоятельной работы в музее.

Ради проекта я тогда и пришла. Встала перед картиной и давай искать на ней библейскую символику и выписывать в бумажный блокнот. Саму картину не помню, но там точно был ягнёнок.

«Святое семейство с агнцем» (также «Святое семейство Фальконьери») — картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, датированная 1507 годом (фото из интернета)
«Святое семейство с агнцем» (также «Святое семейство Фальконьери») — картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, датированная 1507 годом (фото из интернета)

Увлеклась, чуть ли не носом водила по картине.

– Близорукость, да?

Я от неожиданности чуть не выронила блокнот. Этот вопрос задала мне бабушка-смотрительница зала: худенькая, росточком мне по плечо, голубые глаза, седое каре. Я её и не заметила, когда прошла в зал.

– Добрый день, – сказала я, стараясь не выглядеть перепуганной её внезапным появлением. И решила добавить: – Да, почти минус 7 у меня зрение.

О своих офтальмологических перипетиях с операциями писала тут (здесь же советы для подписчиков) 👇

– День действительно добрый, раз начинается в музее, – сказала смотрительница.

Я вежливо покивала и вернулась к картине. Но так легко я не отделалась.

– А вы знаете, что музеи полезны для человека?

Я скосила на бабушку глаза и улыбнулась:

– Ну, конечно, полезны! Это ж культура.

Не самая глубокая мысль, но так хотелось спокойно продолжить изучение картины.

– Для здоровья полезны, – бабушку было не остановить. – Знаете, что среди смотрительниц залов нет тех, у кого плохая память? А мы ведь даже экскурсии не водим. Зато слышим.

Вот тут мне стало интересно. Картина отошла на второй план, а бабушка, видя, что завладела моим вниманием, продолжила:

– А ещё в стенах музея у гипертоников снижается давление. Это тут обстановка такая. Умиротворяющая.

– А зрение улучшается? – не без надежды спросила я.

– Улучшается. Это ведь тренировка зрения, как по Норбекову. Знаете такого?

– «Опыт дурака»...

– Вот-вот. Вы то смотрите ближе, то дальше, сравниваете, ищите. Меняются цвета, фактуры, – авторитетно кивнула дама без очков. – Улучшается внимательность.

– Это ж сколько в музеи ходить надо...

– Я в музей и после смерти ходить буду.

Мне кажется, это был мой самый памятный поход в Эрмитаж.

О терапевтическом эффекте музеев стали писать в интернете. Его (этот эффект) даже доказали, но бабушки-смотрительницы узнали о нём раньше учёных))

Art&Science: как искусство изменяет наше тело, или почему эстетика зависит от физиологии

Некоторые музеи сейчас даже предлагают специальные программы для улучшения здоровья и самочувствия. Например, в некоторых художественных музеях проводятся занятия по йоге и медитации прямо в выставочных залах. А в музеях естественной истории можно послушать звуки природы и насладиться красотой минералов и драгоценных камней, что тоже благотворно влияет на психическое состояние.

ТОП 5 причин почему посещение музея полезно для каждого: мнение экспертов

В общем на пенсии планирую посещать музеи по этим причинам:

1. Ментальное здоровье: просмотр экспонатов, чтение информации, участие в экскурсиях стимулируют мозг, улучшают память, внимание и когнитивные функции. То есть это неплохая альтернатива решению сканвордов и общению с котом.

2. Снижение стресса: прогулки по музеям способствуют расслаблению и уменьшению уровня стресса. Уединение в культурной среде помогает отвлечься от повседневных забот и повысить настроение. Так, может, и повышение цен на лекарства будет меньше раздражать.

3. Социальные связи: посещение музеев вместе с единомышленниками или семьёй способствует укреплению межличностных связей, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. Но если дети или внуки не смогут составить компанию, и одной в музее не скучно, ведь там есть другие люди, к которым можно поприставать с какими-нибудь рассуждениями. Например, о терапевтическом эффекте музеев))

4. Физическая активность: прогулки по музею требуют определённых физических усилий — ходьбы, иногда подъёма по лестницам, что полезно для сердечно-сосудистой системы и общего тонуса организма. А что? Когда-нибудь и эта нагрузка покажется мне фитнесом. Я уже порепетировала со сломанной ногой.

5. Самобразование и мотивация к прокультурному образу жизни.

«Прокультурный» – так пишу по аналогии с «проактивный», вообще такого слова – прокультурный – вроде нет. Под «прокультурным» образом жизни подразумеваю такой, когда не ты ждёшь, когда тебя поведут в музей, театр, библиотеку и т. д., а ты берёшь и сам идёшь (и ещё кого-нибудь с собой ведёшь). Прокультурный человек относится к культуре проактивно. Культурный ходит в учреждения культуры, как потребитель того, что они предлагают, прокультурный помогает учреждениям культуры, например, волонтёрит, приводит туда аудиторию, рассказывает о них, в общем делает то, что по силам. Вот так я себе придумала))
Нейрофантазия на тему моей прокультурной пенсии
Нейрофантазия на тему моей прокультурной пенсии

Главное, чтобы на пенсии ноги держали. А то тогда весь план провалится. Придётся ходить в музеи и театры онлайн. А это уже немного не то...

Анекдот в тему.
Рабинович приходит в кассу музея: «Добрый день! Скажите, я как пенсионер имею право на скидку?» — «У нас сегодня для всех бесплатное посещение». — «Отлично! Тогда сколько вы мне заплатите, если я прогуляюсь по вашему музею?». 

Если верить данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за июнь 2024 года, около 48% россиян посещали музеи в течение двух последних лет. 

Пошли в музей?

При этом россияне старше 55 лет интересуются музеями значительно чаще молодёжи. Более трети опрошенных (38%) предпочитают брать в культурные учреждения внуков или детей, обеспечивая таким образом преемственность культуры. Это уже исследование аналитического центра НАФИ 👇

Россияне старше 55 лет интересуются музеями в разы чаще, чем молодежь — НАФИ

Добавлю ещё одну причину, почему мне интересны музеи и их выставки: мне нравится оценивать, как именно сотрудники распорядились площадью музея, как обыграли с дизайнерами и подрядчиками рабочее пространство, какие современные технические средства и технологии использовали для организации выставки. То есть смотрю не только содержание выставки.

То, как в музеях оформляют залы для выставок, можно назвать сочетанием искусства, науки и дизайна. Эта деятельность, которая обычно остаётся «за кадром», создаёт уникальную атмосферу, которая помогает лучше понять и почувствовать представленное содержание выставки. Художники, дизайнеры, оформители, сборщики конструкций, монтажёры оборудования – эти специалисты используют цвет, свет, композицию, пространство, технику, конструкции и пр., чтобы усилить наше впечатление от выставки.

Последним музеем, который я посещала, был музей В. Г. Распутина. В Иркутске не очень много музеев, постоянная экспозиция которых выстроена вокруг личности:

  • музей-усадьба В. П. Сукачёва;
  • музей В. Г. Распутина;
  • Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов (экспозиция размещается в двух усадебных комплексах ссыльных князей — С. П. Трубецкого и С. Г. Волконского). 
  • в 2027 года на ул. Урицкого, 9 ждём открытие музея Леонида Гайдая.

Мне понравилось то, что я увидела в музее Валентина Распутина. Понравилась «линия жизни» писателя под потолком, по которой можно отследить основные вехи биографии Валентина Григорьевича от рождения до кончины.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Под этими цифрами и надписями фото соответствующего этапа жизни, а под фото экспонаты этого же жизненного периода. Каскадный формат подачи информации: от числового/текстового к предметному.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Только как бывшая обладательница близорукости отмечу, что оранжевый цвет не очень хорошо виден на дереве, особенно когда подсвечивается контурным светом. Я выбрала бы красный или тёмно-зелёный.

В восторге я была от макетов музея, мимо которых просто невозможно пройти! В экспозиции представлены макеты ключевых сцен двух произведений писателя: 

  • «Прощание с Матёрой» — макет по мотивам повести 1976 года, масштаб — 1:250, габаритные размеры — 600×1200 мм. Есть художественная роспись фона.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
  • «Живи и помни» — макет сцены 1945 года, 9 мая, когда сибирская деревня на берегу реки получает известия о победе. Создан живой макет: люди, река, лодки, деревня, причём сделан не из фильма, а как было написано в повести.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Также в музее есть витрины в виде реки с задниками — берегами Ангары, которые меняются: от ранней весны плавно переходят в макет из «Живи и помни», далее берега перетекают в лето и в макет «Прощания с Матёрой», где всё происходит осенью, а заканчивается всё зимней рекой. Оформление экспозиции можно посмотреть тут 👇

Мне стало интересно, кто разработал концепцию оформления музея. Такой вопрос прозвучал на экскурсии. Экскурсовод ответила. А я ещё нашла информацию на «Иркутскинформ».

Концепцию экспозиции музея Валентина Распутина и макеты для неё создавал заслуженный художник России Сергей Элоян, который живёт и работает в Иркутске. 

Элоян, Сергей Норикович
Иркутский художник Сергей Элоян принимал участие в росписи главного храма Вооруженных Сил России 👇
Иркутский художник Сергей Элоян о росписи главного храма Вооруженных Сил России: «Строить и украшать такой храм - уникальный опыт!»

При разработке концепции музея художник старался максимально сохранить облик деревянного дома на Свердлова, 20 и сгладить диспропорцию между маленькой площадью здания и количеством экспонатов. 

Элоян решил отказаться от привычных витрин, а экспонаты встроить в интерьер русской избы. Некоторые из окон сделали интерактивными: при нажатии на них на экране запускалось слайд-шоу, фрагмент из фильма или спектакля. 

За основу одной из композиций взяли фразу Распутина о том, что тексты книг ему нашептала Ангара. С помощью проектора и звуковых эффектов планировали имитировать течение реки, из которой будто поднимались бы многочисленные книги Валентина Распутина на фоне изображений ангарских деревень. 

Макет музея писателя Валентина Распутина показали публике

По факту получилось немного иначе, но для довольно камерного музея весьма объёмно.

Фактами, которые я почерпнула после посещения музея Валентина Распутина, поделилась тут 👇

В хороших музеях интересны и форма, и содержание.

Пожелаю всем нам прокультурной пенсии подольше оставаться любознательными.

Любовь знать! Звучит здорово в любом возрасте))