Если дочитаете до конца, то, возможно, согласитесь со мной, что автору надо почистить карму) Примечание переводчика Е.Л.
«Ура! Ещё одна статья о ёмкостях для сбора фекальных вод!» — никто никогда не говорил. Это никому не нравится, но, нравится вам это или нет, ответственное обращение с отходами — неотъемлемая часть водного туризма, и оно никуда не денется. Если вы просто решил и почитать это с бутербродом в обеденный перерыв, возможно, стоит отложить статью на потом. Уверен, вы тут найдете хороший, ненавязчивый обзор ручек для швабр.
Для старых лодок, таких как наша Cal 40 1964 года, накопительные танки для отходов даже не рассматривались в первоначальном проекте. На «более новых» лодках, построенных в период с 1980-х по начало 2000-х годов, танки первого поколения были скорее второстепенной задачей. Они были сложны в использовании и плохо справляются с контролем запахов. За долгие годы владения лодкой я установил три системы сборных танков на своих лодках и испытал их преимущества, недостатки и, конечно же, полное безобразие на чужих лодках. У меня сложилось определённое мнение о том, что работает, а что, скажем так, не очень.
С трудом добытый, а порой и неприятный опыт, накопленный в ходе этого процесса, лег в основу нашей собственной конструкции системы резервуаров для хранения, которой мы довольны уже около девяти сезонов. В этой статье я попытаюсь рассказать о некоторых моментах, которые привели к этой конструкции, и о некоторых уроках, извлеченных в процессе. Надеюсь, что-то из этого опыта будет полезно тем, кто рассматривает возможность модернизации резервуара для хранения.
С древних времён моряки рассказывали поучительные истории о морских катастрофах, чтобы их товарищи могли извлечь пользу из их опыта. Итак, собирайтесь, товарищи, и я поделюсь с вами историями о самой страшной, хотя и не смертельной, катастрофе – катастрофе с танком для сбора чёрных вод.
Семейный круиз прерван
Представьте себе, как мой друг и его молодая семья отправились в свой первый круиз на новой для них яхте C&C 38 1981 года выпуска. Первый этап плавания прошёл под парусом против ветра при скорости ветра 35 узлов и волнении от четырёх до шести футов, но молодой экипаж и новая лодка справились с этим превосходно. Вскоре все отправились спать в тот вечер, чувствуя себя хорошо после первого дня плавания. Однако примерно через два часа после того, как мы спали, жена моего друга разбудила его, сказав, что что-то плохо пахнет. Когда они пошли проверить своих детей, спящих в передней каюте, то обнаружили, что из-под V-образной койки, где спали дети, идёт едкая вонь.
Эвакуировав экипаж в кокпит, наш отважный шкипер осмотрел проблемный отсек и обнаружил, что пластиковый сварной фитинг в полиэтиленовом сборном танке, изначально установленный C&C, оторвался, и всё его содержимое вылилось в трюм. Само собой, круиз закончился. После бессонной ночи, проведенной в поисках тепла в кокпите, наша молодая семья развернулась и отправилась домой, чтобы начать многонедельный процесс очистки и дезинфекции судна, а также замены сборного танка.
Чему мы научились из этого?
Для начала поговорим о материале резервуара. В случае нашей молодой семьи, вышедшая из строя емкость представляла собой сварную конструкцию из полиэтилена (ПЭ) с плоскими стенками. Учитывая возраст, я полагаю, что это был скорее полиэтилен низкой плотности (ПЭНП), чем гораздо более прочный полиэтилен высокой плотности (ПЭВП), который чаще используется сегодня. Преимущество сборных резервуаров заключается в том, что они изготавливаются на заказ, что позволяет максимально эффективно использовать объём доступного пространства. Однако, по моему опыту (и я уверен, что увижу опровержения в комментариях), сборные резервуары из ПЭНП/ПЭВП слишком хрупкие, чтобы хранить что-либо опасное (топливо) или вредное (черные сточные воды).
Похоже, проблема с обрывом фитинга — распространённая проблема, не только в нашей молодой семье, но и на форумах любителей лодок и домов на колёсах, и по моему собственному опыту. Устанавливая сборный HDPE-бак на свою предыдущую лодку, я сломал соединение фитинга с боковой стенкой бака при затяжке. Да, я перетянул фитинг (нужно использовать тефлоновую ленту и не затягивать больше, чем на один оборот больше, чем от руки), но материал настолько мягкий, что «появилось ощущение», что его нужно затянуть сильнее, и я подозреваю, что новичок на верфи поступит так же.
Лучший материал для резервуара хранения: центробежно формованный полиэтилен высокой плотности
На мой взгляд, для накопительных резервуаров для фекальных вод существует только один материал — это ротоформованный полиэтилен высокой плотности (HDPE). Они прочные, не имеют запаха, бесшовные и не треснут под отрицательным давлением во время откачки, если в вентиляционном отверстии резервуара поселятся насекомые. Вам придётся смириться с имеющимися формами, но множество форм от разных производителей подойдут для большинства случаев.
Сантехника и крепления
В случае с прерванным круизом нашей молодой семьи, смещение бака под действием сильных волн, вероятно, создало нагрузку на фитинг, приваренный методом трения к боковой стенке бака, что привело к его разрушению. Это подчёркивает два важных аспекта монтажа сборного танка.
Установка бака на место
Во-первых, резервуар следует установить плотно, обвязать ремнями или иным образом зафиксировать, чтобы он не двигался в непогоду. Никто не любит об этом думать, но это включает в себя и переворачивание. Девяносто девять процентов из нас никогда не столкнутся с переворачиванием (надеюсь), но мне хочется верить, что если бы это случилось со мной, содержимое резервуара не оказалось бы на потолке.
Никаких острых углов
Во-вторых, соединения с баком не должны создавать изгибающих нагрузок на арматуру бака. Если вы используете высококачественный канализационный шланг (а вам следует это делать), он очень жёсткий, и если вам придётся с трудом натягивать шланг, чтобы присоединить его к фитингу, вся сила пружины шланга будет пытаться сорвать фитинг с бака. В идеальном мире все шланги будут иметь прямые участки с небольшими изгибами. В реальном мире, где пространство ограничено, лучше использовать коленчатые фитинги, чем тугие изгибы шланга, которые нагружают арматуру, хотя это и компромисс, поскольку меньше соединений — лучше.
Жесткая ПВХ-труба
Ещё одна спорная тема — использование жёстких ПВХ-труб в системе накопительного бака. Любое движение в системе создаст ещё большую нагрузку на фитинги, чем жёсткий шланг. Если вы живёте в холодном климате, как и я, остатки жидкости в трубах могут замерзнуть и привести к их растрескиванию. В моей системе есть ПВХ-трубы, но они самодренирующиеся, с мягким креплением (шланги на каждом конце) и никогда не опускаются ниже ватерлинии.
Антигравитация, катастрофа в Карибском море
Популярной системой сбора сточных вод среди чартерных судов в Карибском море является система гравитационного слива. Например, на Тортоле на чартерной базе в Роуд-Тауне нет откачивающих устройств. Перед возвратом судна фрахтователям предписывается открыть кингстоны каждого резервуара на судне за пределами гавани в проливе Дрейка, где быстрое течение на запад уносит сточные воды с Британских Виргинских островов в сторону, собственно, Американских Виргинских островов.
Я большой поклонник простоты гравитационного слива, но у него есть существенный недостаток. Осадок оседает на дне бака и в шланге, ведущем к кингстону. Поскольку дно бака находится всего на фут-два выше ватерлинии, разница давлений между баком и океаном очень мала, около 0,5 фунта на кв. дюйм (0,03 бар), и порой её недостаточно для выталкивания осадка из бака.
Переполненный резервуар для хранения
Мне посчастливилось столкнуться с этим явлением лично, когда мы с друзьями арендовали лодку для участия в весенней регате и парусном фестивале на Британских Виргинских островах – потрясающем событии для всех, кто любит парусный спорт и гонки в одном из красивейших мест на земле. К сожалению, в этот раз эту красоту омрачил отвратительный смрад, исходивший от некоторых парусов. Обнаружив отвратительную коричневую полосу, исходящую из вентиляционного отверстия правого цистерны, мы поняли, что цистерна переполнена, и даже при помощи кингстона её осушить не удалось.
Так как правый гальюн находился рядом с койкой, которую я использовал, мои товарищи по команде поспешили обвинить меня в том, что я в одиночку засорил и переполнил 60-литровый бак за один день. (Они — сборище придурков! Но я всё равно их люблю.) Более вероятным сценарием было то, что предыдущий чартер, или, возможно, серия предыдущих чартеров, добросовестно открыли забортный клапан перед возвращением лодки, но засор помешал слить воду.
Выполнение грязной работы
К сожалению, единственным способом прочистить бак было перелезть через борт с вантузом и прочистить сквозное отверстие в корпусе ниже ватерлинии, для чего команда, как положено, и выбрала меня. (Опять, придурки!) Операция прошла успешно, но никакие души не смоют воспоминания о струе экскрементов, хлынувшей на мою маску, когда я пытался уплыть на полной скорости.
«Идеальная» конструкция резервуара для хранения?
Идеально? Вряд ли. Я уверен, что идеальной процедуры лечения корневых каналов не существует, поэтому попытаюсь описать, какой вариант необходимой процедуры, о которой я бы предпочёл не думать, является для меня лучшим. У всех разные потребности и стиль плавания, и эта система — именно то, что нам подошло. Вы можете рассматривать различные аспекты этой системы по отдельности, а не как комплексную, если она вам подходит.
Конструкция танка
Как я уже упоминал ранее, я большой поклонник простоты конструкции гравитационного слива в сборном танке, распространённом на чартерных судах Jeanneau и Beneteau, эксплуатируемых в Карибском море. На прилагаемой иллюстрации простой системы гравитационного слива вы видите, как отходы закачиваются через вентилируемый контур в танк, расположенный выше ватерлинии. Вентиляционное отверстие на уровне палубы позволяет воздуху поступать в танк и выходить из него, а также обеспечивает путь для перелива в случае его переполнения. Палубный фитинг и погружная труба позволяют откачивать воду из танка традиционным способом, или, если вы находитесь в подходящем месте в открытом море, можно открыть забортный клапан для осушения танка.
При длительных переходах в открытом море кингстон можно оставить открытым, и слив будет осуществляться непосредственно за борт. Лучшим вариантом для такой конструкции будет ротоформованный резервуар из полиэтилена высокой плотности (HDPE) с воронкообразным дном, большим (более 1,5 дюйма) выпускным отверстием и возможностью подключения вентиляционных и заливных патрубков в верхней части. В 2016 году, когда я строил свою систему, в США таких резервуаров не было, но мне удалось заказать 40-литровый резервуар для сточных вод Nuova Rade Zefiro, доставленный из Франции. (Кстати, они также выпускают 60-литровую версию, которая, оглядываясь назад, была бы лучшим выбором.) Теперь я вижу, что Vetus и, возможно, другие компании производят ротоформованные резервуары, предназначенные для гравитационного слива, которые доступны в США.
Устройство противозасорного клапана
Поклявшись никогда больше не повторять свой травматический опыт с вантузом, я решил установить два клапана на сливной линии бака, соединив их Т-образным отводом с палубным насосом. Чтобы откачать воду через палубный порт, нужно закрыть забортный клапан и открыть шаровой кран на выходе из бака. Дополнительным преимуществом является то, что в отличие от бака, где сливная трубка входит сверху, где на дне остаётся около дюйма (2,5 см) жидкости, нижний слив полностью опорожняет бак.
Если засор возникнет на дне бака или перед кингстоном, вантуз для слива, соединённый с отверстием для слива на палубе, прочистит его без необходимости плавать и принимать антибиотики. Для этого мы сделали специальный вантуз, который вкручивается в фитинг на палубе. Резьбовую часть я изготовил на 3D-принтере, но ради того же эффекта можно обойтись и без переходника для откачки.
Вентиляция
Я стремлюсь к простоте во всех системах своих лодок, но это не то. Однако выслушайте меня, ведь у каждого компонента своё предназначение. Основная идея заключается в том, что у каждого из трёх аспектов вентиляции есть свой собственный путь: вход воздуха, выход воздуха и выход переливаемой жидкости.
Воздух в
Воздух засасывается в бак при гравитационном сливе в море или откачке в доке. Вентиляционный ковш направлен вниз, чтобы предотвратить попадание дождя, и оснащён сеткой, предотвращающей появление насекомых в этом, казалось бы, уютном помещении. Черпак расположен сбоку от каюты, чтобы не допустить попадания воды при её кренении. Поскольку именно там находятся люди, обратный клапан створчатого типа (пружинным обратным клапанам требуется слишком большое давление для открытия) предотвращает утечку выходящего воздуха и, следовательно, запаха.
Воздух наружу
Выброс воздуха происходит при смыве в туалете, и воздух вытесняется из бачка. Нашей целью было устранить тот лёгкий запах, который был каждый раз, когда кто-то смывает. Гости вежливо улыбались, но, судя по сморщенным носам, они тоже чувствовали этот запах. Неловко. Первым делом мы переместили вентиляционное отверстие ниже ватерлинии, подальше от людей в кокпите. Вторая линия защиты — самодельный фильтр с активированным углем. В совокупности эти вентиляционные устройства обеспечивают приятный аромат в кокпите.
Перелив жидкости
Третья функция вентиляции — та, которая, как вы надеетесь, вам никогда не понадобится, но если понадобится, будьте готовы. Мы используем систему мониторинга уровня воды в баке SCAD Solo, но если у вас есть дети, внуки или даже совершенно некомпетентный взрослый, и они продолжают качать воду, когда бак полный, вам нужно куда-то деваться этой гадости. Если убрать угольный фильтр, то для выпуска воздуха и перелива можно использовать один и тот же шланг. Однако, поскольку угольный фильтр представляет собой пористый губчатый материал, мы считаем, что при переполнении он мгновенно забьётся твёрдыми частицами, что может привести к избыточному давлению и разрыву бака. Фу.
Наше решение — отдельный прямой канал для слива за борт с углублением в шланге, который действует как U-образный сифон под раковиной, заполняемый розовым нетоксичным антифризом. Это позволяет выходящему воздуху проходить через фильтр, пока не будет достаточного давления для вытеснения розового антифриза. Отсутствие розового цвета в прозрачном шланге указывает на перелив бака. Линия отфильтрованного воздуха и линия перелива используют одно и то же отверстие в корпусе на уровне ватерлинии с дополнительным обратным клапаном, обеспечивающим свободный слив, но не попадание воды внутрь.
Уничтожитель запахов
Последний компонент системы — набор Raritan KO2 Knock Out Odors, который добавляет небольшое количество биоактивного уничтожителя запахов в линию подачи морской воды при каждом смыве. Промывка пресной водой также устранит этот источник запаха, но мы путешествуем налегке, и запасов пресной воды почти нет. Небольшое количество биоактивного средства в линии также поддерживает аэробную активность в баке, что дополнительно подавляет запахи. Чтобы понять этот процесс, нет лучшего источника, чем книга Пегги Холл (директора) «Избавьтесь от запахов на судне» — обязательная к прочтению для всех, кто задумывается об обновлении системы очистки фекальных вод.
Заключение
Надеюсь, мой опыт поможет читателям в поисках идеальной , то есть, лучшей системы для сбора черных вод. Думаю, теперь можно спокойно вернуться к обеду, ведь мне даже ни разу не пришлось сказать «какашка»! (До сих пор.)
Перевод отсюда https://www.practical-sailor.com/systems-propulsion/plumbing/holding-tank-lessons-learned