Найти в Дзене
Зелёная Точка Старта

Lexus и Гигакастинг: как Toyota запускает новую индустриальную волну в Китае — и что это значит для России.

Оглавление
   Lexus и Гигакастинг: как Toyota запускает новую индустриальную волну в Китае — и что это значит для России.
Lexus и Гигакастинг: как Toyota запускает новую индустриальную волну в Китае — и что это значит для России.

Toyota строит в Шанхае, практически под боком у Tesla, собственную «Гигафабрику» — Lexus Shanghai. Это не просто новый завод. Здесь Toyota строит, первый в Китае полностью собственный завод, по новейшим стандартам производства.

Ну как «по новейшим стандартам»? На самом деле японцы долго смотрели, изучали опыт тех же Tesla, Xiaomi, BYD, и поняли, что надо. Иначе они рискуют не просто отстать, а полностью потерять рынок. Для лидеров электромобильной отрасли, это уже вполне себе отраслевые стандарты, зарекомендовавшие свою эффективность.

В Шанхае Toyota строит завод полного цикла – от производства современных твердотельных аккумуляторных элементов, до линий Гигакастинга кузовных элементов. Надо сказать, что это ещё сильнее повлияет на весть мировой автопром. Раньше, когда новые технологии внедряли те же Tesla, Xiaomi, BYD, Rivian, многие на это смотрели с ухмылкой. Мол, «Да кто они такие? А вот Toyota…». И вот Toyota «спеклась» или «дозрела».

Новая технологическая платформа Lexus Shanghai способна изменить мировую структуру автопрома.

От сварки — к Гигакастингу.

   Lexus
Lexus

Lexus Shanghai станет первой площадкой Toyota в Китае, где применят технологию гигакастинга — литья под давлением крупных кузовных элементов.

Речь идёт не просто о замене сварки: там, где раньше кузов собирался из сотен деталей и тысяч точек сварки, теперь за дело берётся литейная машина, выдающая цельный алюминиевый элемент.

Меньше деталей — меньше затрат, выше точность, выше скорость.

Гигакастинг — литьё под давлением в масштабе кузовных панелей, с интеграцией десятков деталей в один отлив.
   кузовные элементы, отлитые по технологии гигакастинга
кузовные элементы, отлитые по технологии гигакастинга

Tesla первой внедрила этот подход в серию. Toyota же, как обычно, пришла к производственной инновации, когда для конкурентов это уже стало обычным делом. Но, конечно, японцы привнесут в это, традиционную для себя, инженерную щепетильность и управленческую дисциплину.

Теперь Гигакастинг выходит из зоны экспериментов — в зону «японской серийной надёжности».

Lexus: электрификация и твердотельные батареи.

Но Гигакастинг — лишь половина истории. Вторая половина — батареи.

На первом этапе в Шанхае запущен выпуск обычных тяговых аккумуляторов, но вторая очередь аккумуляторного завода уже запланирована под серийное производство твердотельных батарей Toyota, которое начнётся в 2027–2028 годах.

Это будет одна из первых в мире промышленных площадок по выпуску твердотельных аккумуляторов, и в этом контексте Китай становится не только площадкой для локализации, но и полигоном для новой энергетической эры.

И если раньше китайские гиганты — CATL и BYD — задавали темп глобальной электромобильной гонке, то теперь Lexus готов ответить собственным качеством, долговечностью и эффективностью производства.

А может китайцам этого и надо? Просто так они не будут запускать «в свой огород» конкурентов.

Рынок и цифры.

В 2024 году Lexus продал 851 214 автомобилей, из них 181 906 — в Китае, что составляет 21,4% от глобального объёма. Для сравнения: BMW продал 714 530 автомобилей (включая MINI) только на китайском рынке.

   Lexus
Lexus

И да, тут верный статус сравниваемых. Потому что до китайских брендов японцам ещё тянуться и тянуться. Только один Dongfeng, о котором мы сегодня уже говорили, за 9 месяцев продал 1,058 млн. автомобилей. А если взять для сравнения BYD, то до него Лексусу, как до Луны пешком. Тем более, учитывая, что если у Toyota в прошлом году был рост +3,4%, по сравнению с 2023 годом, то у BYD рост +26,7%.

Чувствуете разницу?

В Toyota рассчитывают, что запуск локального производства собственных электромобилей в Шанхае, как раз, поможет радикально изменить баланс: в ближайшие 5 лет доля Китая в глобальных продажах Lexus может удвоиться. И это будут именно электромобили Lexus.

Прогнозируемая мощность завода — 100 000 автомобилей в год, с возможностью удвоения.

Технологический рубеж.

Toyota не только сокращает себестоимость и улучшает экологичность, но и задаёт новую планку стандартизации — от качества литья до управления сборкой.

В отличие от Tesla, чьи инновации порой выглядят дерзко, но не всегда стабильно (вспоминаем «производственный ад», о котором когда-то говорил Илон Маск), японский Гигакастинг обещает стать «тихой революцией» — инженерной, выверенной и бесшумной.

И до этой «революции» осталось совсем недолго. Lexus Shanghai будет сдан в эксплуатацию в августе 2026 года, а на полную производственную мощность, со всем модельным рядом, он выйдет уже в 2027 году.

P.S.

Россия: Гигакастинг как вызов и как шанс.

Когда Lexus и Toyota привозят в Шанхай Гигакастинг, это сигнал не только китайскому, но и российскому автопрому.

Пока у нас обсуждают уровень локализации и подсчитывают баллы «российскости» по СПИК, мировые производители уже считают не сварные точки, а литейные формы.

Рано или поздно — и чем раньше, тем лучше — российским автопроизводителям придётся освоить технологию гигакастинга.
Иначе отставание станет не просто экономическим, а
структурным.

Тот, кто льёт кузов целиком, получает не только снижение себестоимости, но и новое качество конструкции, иной уровень безопасности и долговечности.

Если Tesla открыла эту эру, а Toyota намеревается придать ей промышленную зрелость, то Россия пока лишь приближается к этому порогу.

Но есть и потенциал: на базе СПИК-проектов можно запустить адаптацию Гигакастинга в отечественных заводах — особенно при поддержке индустриальных партнёрств и новых литейных производств. И, возможно, уже через несколько лет мы будем говорить не о «баллах локализации», а о «баллах технологичности» — где главным критерием станет, кто способен отлить кузов за один цикл.

Путь очевиден: от сварки к литью, от адаптации — к изобретению. И Россия ещё может успеть — если начнёт двигаться уже сегодня.

Toyota
286,7 тыс интересуются