Мосты всегда были одним из самых впечатляющих чудес инженерной мысли. Однако за последние несколько десятилетий рекордные сооружения изменили представление о мостостроении и вывели на совершенно новый уровень. Самые высокие мосты мира взмывают в небо выше небоскрёбов.
В этом рейтинге, говоря о «самых высоких» мостах, мы имеем в виду конструктивную высоту (расстояние от вершины пилонов или опор моста до самой нижней видимой части основания). Это не то же самое, что высота дорожного полотна (расстояние от проезжей части до поверхности земли или воды).
Иногда самые высокие опоры поддерживают мосты, которые не являются «самыми высокими» над долинами или реками, в то время как другие и со скромными опорами перекинуты через гигантские ущелья.
По состоянию на 2025 год среди самых высоких мостов мира по конструктивной высоте доминируют недавние и текущие проекты из Китая. Многие из этих мостов всё ещё строятся, что показывает, как быстро новая инфраструктура продолжает менять мировые рейтинги.
Ниже представлено 7 самых высоких мостов по конструктивной высоте, каждый из которых является выдающимся достижением в области проектирования и масштаба.
Читайте: 10 самых быстрых поездов в мире – Настоящее и будущее путешествий на рекордной скорости
1. Мост Пужехэй — 385 м
После завершения строительства мост Пужехэй в провинции Юньнань, Китай, станет самым высоким мостом по конструктивной высоте.
Его западный пилон достигнет 385 м, превзойдя все существующие рекорды. Проект вантового моста (тип, в котором дорожное полотно поддерживается стальными тросами-вантами, прикреплёнными напрямую к пилонам) предусматривает основной пролёт (расстояние между двумя центральными опорами) длиной 930 м через долину реки Наньпань.
Из-за подъёма уровня воды в водохранилище под ним дорожное полотно будет находиться на высоте около 444 м над поверхностью воды. Завершение строительства моста, предназначенного для скоростного автомобильного движения, запланировано на 2028 год.
Он сыграет важную роль в развитии транспортного сообщения региона. А масштаб отражает как быстрое расширение инфраструктуры Китая, так и инженерные амбиции.
2. Мост Чантай через реку Янцзы — 352 м
Пилоны моста Чантай через реку Янцзы в провинции Цзянсу, Китай, поднимаются на высоту 352 м.
Мост, открытый для движения в 2025 году, простирается более чем на 10 км через реку Янцзы, что делает его одним из самых длинных и одновременно самых высоких мостов в мире.
Его центральный вантовый пролёт составляет 1176 м, а конструкция объединяет несколько видов транспорта: по нему проходят скоростная автомагистраль, местное шоссе и междугородние железнодорожные линии.
Инженеры использовали передовые сталежелезобетонные композитные технологии (совмещение стали и бетона для создания более прочных и лёгких конструкций) и задействовали одни из самых больших кранов для позиционирования компонентов с миллиметровой точностью.
3. Мост Чжанцзяган-Цзинцзян-Жугао через реку Янцзы (Южный пролёт) — 350 м
Этот строящийся подвесной мост через реку Янцзы будет иметь пилоны высотой 350 метров.
Длина основного пролёта по проекту составит более 2300 метров, что сделает его одним из самых длинных в мире. После завершения строительства он соединит ключевые промышленные города вдоль Янцзы, облегчив транспортные и торговые потоки в регионе дельты реки.
Хотя мост всё ещё находится в стадии строительства, это один из самых амбициозных инфраструктурных проектов в мостостроительной программе Китая. Его огромные размеры гарантируют, что по высоте пилонов он займёт место сразу за мостом Чантай и опередит французский виадук Мийо.
4. Автомобильно-железнодорожный мост Мааньшань — 345 м
Автомобильно-железнодорожный мост Мааньшань через реку Янцзы в провинции Аньхой, Китай, — это также строящийся мост.
Ожидается, его пилоны достигнут высоты около 345 м, а основной пролёт составит около 1120 м, что делает его одним из крупнейших вантовых пролётов в мире. Верхний ярус предназначен для шестиполосной скоростной автомагистрали, а на нижнем разместятся двухпутная высокоскоростная железная дорога и две линии метро.
Такая многоцелевая конструкция требует исключительной жёсткости, контроля вибрации и точного проектирования, чтобы тяжёлые автомобильные нагрузки и высокоскоростные поезда могли безопасно использовать одно и то же сооружение.
5. Виадук Мийо — 343 м
Виадук Мийо на юге Франции остаётся одним из самых известных и высоких мостов в мире.
Завершённый в 2004 году, он установил новый стандарт для современного мостостроения: его самый высокий пилон возвышается на 343 м. Мост несёт автомагистраль A75 через долину реки Тарн, простираясь на 2460 м.
Дорожное полотно находится на высоте около 270 м над дном долины, открывая водителям захватывающие панорамные виды. Спроектированный инженером Мишелем Вирложё и архитектором Норманом Фостером, виадук сочетает элегантный дизайн и конструктивную прочность, что делает его не только транспортной артерией, но и произведением искусства.
6. Мост Шицзыян — 342 м
Мост Шицзыян, строящийся в настоящее время в провинции Гуандун, Китай, будет иметь пилоны высотой 342 м.
Он спроектирован, как подвесной мост через один из рукавов дельты Жемчужной реки и соединит основные транспортные коридоры на юге Китая. Хотя окончательные детали его пролёта и материалов ещё уточняются, по предварительным данным, будет обслуживать скоростное автомобильное движение через один из самых оживлённых водных путей в регионе.
Его место в рейтинге подчёркивает, как прибрежные районы Китая инвестируют в крупномасштабную инфраструктуру для поддержки своих густонаселённых городских и промышленных агломераций.
7. Русский мост — 320,9 м
Русский мост во Владивостоке, Россия, — это знаковый вантовый мост, два А-образных пилона которого поднимаются на высоту около 320,9 м над фундаментом.
Открытый в июле 2012 года для соединения острова Русский с материком, мост имеет центральный пролёт длиной 1104 м (на момент открытия — самый длинный в мире среди вантовых мостов) и общую протяжённость около 3,1 км.
На его дорожном полотне расположены четыре полосы движения, а навигационный габарит (высота для прохода судов) под мостом составляет около 70 м. Построенный к саммиту АТЭС 2012 года (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), Русский мост сочетал новейшие строительные технологии.
Это самоподъёмная опалубка (система для бетонирования, которая перемещается вверх по мере роста сооружения) и длинные ванты из параллельных прядей, что позволило справиться с экстремальными погодными условиями и создать один из самых высоких и технически сложных вантовых мостов в мире.
Изменения в рейтинге
Многие читатели могут удивиться, не увидев в списке турецкий мост «Чанаккале 1915», который является рекордсменом по длине подвесного пролёта.
Несмотря на мировую известность, высота его пилонов теперь уступает более новым проектам, особенно в Китае. Важно также различать конструктивную высоту и высоту дорожного полотна.
Например, недавно построенный мост через Большой каньон Хуацзян в провинции Гуйчжоу имеет дорожное полотно на высоте 625 м над ущельем, что делает его «самым высоким» по этому показателю, но не по высоте пилонов.
Хотя Франция по-прежнему занимает место в этом рейтинге благодаря виадуку Мийо, Китай лидирует в этой области с беспрецедентным количеством мегамостов, сочетающих высоту, длину пролёта и пропускную способность.
По мере завершения таких проектов, как Пужехэй и Чжанцзяган, они продолжат обновлять мировые рекорды и менять само представление о том, каким может быть мост.
Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram
Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU