Будущее путешествий уже здесь! Высокоскоростные поезда — это больше, чем просто способ добраться из точки А в точку Б. Это живое свидетельство того, чего может достичь человеческая инженерия. В 2025 году эти изящные машины не просто сокращают время в пути — они изменили наше представление о возможностях железных дорог.
Будь то футуристические проекты Китая, неизменно надёжные японские «Синкансэны» или элегантные европейские «рабочие лошадки», гонка за создание самого быстрого поезда — соревнование не только в скорости, но и в инновациях.
Это не просто транспортные системы, а взгляд в будущее экологичных, эффективных и захватывающих путешествий. Итак, давайте посмотрим на самые быстрые в мире поезда.
Читайте: Маглев импульс – Почему Азия мчится вперёд, пока западные проекты сходят с рельсов
1. TGV (POS/Euroduplex) (Франция)
Максимальная скорость: 575 км/ч (357 миль/ч)
Французская сеть TGV (сокращение от Train à Grande Vitesse, «скоростной поезд») работает на специальных путях LGV (lignes à grande vitesse, «высокоскоростные линии»).
Именно эта платформа удерживает мировой рекорд скорости для поездов на стальных колёсах — 574,8 км/ч, установленный в 2007 году (на модифицированном составе).
В повседневной эксплуатации, где их скорость достигает 320 км/ч, современные составы TGV (поколений POS и Euroduplex) обеспечивают высокую пропускную способность в густой сети европейских сообщений, демонстрируя, что проектирование системы и геометрия путей так же важны, как и сам поезд.
TGV POS оснащён трёхсистемными моторными вагонами, что позволяет ему работать в различных электрических сетях Франции, Германии и Швейцарии. Эти поезда развивают мощность 9,6 МВт и являются воплощением десятилетий накопленного опыта в области высокоскоростных железных дорог.
2. JR SCMaglev L0 Series (Япония)
Максимальная скорость: 505 км/ч (314 миль/ч)
Хотя он ещё не введён в коммерческую эксплуатацию, японский SCMaglev L0 (Superconducting Magnetic Levitation, «сверхпроводящий маглев») заслуживает упоминания.
Он станет самым быстрым поездом в мире после открытия первого участка линии Тюо-синкансэн, ожидаемого после 2027 года. Серия L0 удерживает текущий мировой рекорд для управляемых рельсовых транспортных средств — 603 км/ч — и будет работать на коммерческих линиях со скоростью 505 км/ч.
Эта система сократит время в пути между Токио и Осакой всего до 67 минут по сравнению со 150 минутами на текущей линии Токайдо-синкансэн.
3. Shanghai Maglev (Китай)
Максимальная скорость: 460 км/ч (286 миль/ч)
Шанхайский маглев остаётся самым быстрым коммерческим пассажирским поездом на планете.
Хотя его заявленная максимальная скорость в эксплуатации — 460 км/ч, в обычном режиме он курсирует со скоростью 431 км/ч по выделенной 30,5-километровой линии, соединяющей аэропорт Пудун и станцию Лунъян-роуд.
Маршрут, использующий немецкую технологию Transrapid, работает с 2004 года, демонстрируя преимущества левитации без трения для сверхскоростных перевозок. А во время тестовых испытаний система превысила скорость 500 км/ч.
4. CR450 Fuxing (Китай)
Максимальная скорость: 450 км/ч (280 миль/ч)
Китайская программа CR450 — самый значительный шаг вперёд для традиционных высокоскоростных железных дорог в этом десятилетии.
Прототип, представленный в начале 2025 года, нацелен на эксплуатационную скорость 400 км/ч при расчётной скорости 450 км/ч и уже прошёл динамические испытания. Если его введут в эксплуатацию, как и планировалось, он станет самым быстрым действующим поездом на Земле.
Читайте: CR450 – Самый быстрый в мире поезд, разгоняющийся до скорости 450 км/ч
В ранних отчётах упоминается снижение веса состава и меньшее энергопотребление. Китай уже обсуждал ввод поезда в эксплуатацию в период 2026–2027 годов; по состоянию на 2025 год CR450 всё ещё находится на стадии испытаний.
5. CR400 Fuxing (Китай)
Максимальная скорость: 350 км/ч (217 миль/ч)
Текущая «рабочая лошадка» китайских ВСМ, платформа CR400 «Фусин» (复兴号, Fùxīng Hào, «Возрождение»).
Она курсирует по крупнейшей в мире сети высокоскоростных магистралей со скоростью до 350 км/ч. Составы, как «Синий дракон» (AF) и «Золотой феникс» (BF), сочетают аэродинамическое совершенство и системы отечественной разработки.
По масштабу — десятки тысяч километров выделенных линий — и повседневной надёжности семейство «Фусин» является мировым эталоном сетевых высокоскоростных перевозок.
6. Talgo 350 (Испания)
Максимальная скорость: 350 км/ч (223 миль/ч)
В высокоскоростной сети Испании курсируют поезда AVE S-103 и Talgo 350.
И хотя Talgo 350 рассчитан на скорость 350 км/ч, на большинстве маршрутов он работает на скоростях до 310 км/ч из-за ограничений инфраструктуры. Поезд, произведённый компанией Talgo в партнёрстве с Bombardier, был введён в эксплуатацию в 2005 году.
Эти поезда имеют характерный аэродинамический дизайн и соединяют крупные города, включая Барселону, Мадрид, Севилью и Валенсию. Более новые поезда Talgo AVRIL рассчитаны на ещё более высокие скорости, но пока они также работают в рамках существующих ограничений.
7. Shinkansen E5/H5 (Япония)
Максимальная скорость: 320 км/ч (200 миль/ч)
Японские E5 (Тохоку-синкансэн) и его версия для холодного климата H5 (Хоккайдо-синкансэн) развивают в эксплуатации скорость 320 км/ч.
Они сочетают фирменную пунктуальность с инженерными тонкостями. Активная подвеска и наклон кузова до 1,5 градусов позволяют поездам поддерживать высокую скорость на кривых большого радиуса без ущерба для комфорта.
Тестовые заезды показали потенциал выше 320 км/ч, но Япония отдаёт приоритет комфорту и низкому уровню шума, а не рекордным цифрам.
8. ICE 3 (Германия)
Максимальная скорость: 320 км/ч (199 миль/ч)
Немецкие поезда семейства ICE 3 (InterCity Express) развивают скорость до 320 км/ч на высокоскоростных линиях, в частности, на маршрутах во Франции.
В самой Германии их максимальная скорость обычно ограничена 300 км/ч. Серия ICE 3 отличается распределённой тягой, что позволяет увеличить пассажирское пространство.
Новейшие поезда ICE 3neo (класс 408) начали курсировать в 2024 году с современными удобствами, как места для хранения велосипедов и обновлённые интерьеры.
9. Eurostar e320 (Великобритания/Франция)
Максимальная скорость: 320 км/ч (199 миль/ч)
Поезда Eurostar e320 курсируют через туннель под Ла-Маншем, соединяя Лондон, Париж и Брюссель.
На высокоскоростных участках во Франции и Бельгии они достигают 320 км/ч. Основанные на технологии Siemens Velaro, эти поезда представляют собой последнее поколение международных высокоскоростных перевозок.
В Великобритании скорость поездов e320 ограничена из-за инфраструктурных особенностей, но на континенте они полностью реализуют свой скоростной потенциал.
10. KTX Series (Южная Корея)
Максимальная скорость: 305 км/ч (190 миль/ч)
Южнокорейские поезда KTX (Korea Train eXpress), созданные на базе французской технологии TGV, работают на скорости 305 км/ч.
Более новый вариант KTX-Sancheon, проходящий регулярные модернизации, отличается улучшенной аэродинамикой, пониженным уровнем шума и усовершенствованными системами безопасности, сохраняя при этом ту же эксплуатационную скорость.
Сеть KTX соединяет Сеул с крупными городами, значительно сокращая время в пути по Корейскому полуострову.
Заключение
Ландшафт высокоскоростных железных дорог продолжает стремительно меняться в 2025 году, причём Китай здесь лидирует как в расширении сети, так и в скоростных достижениях.
Появление CR450 представляет собой значительный скачок в традиционных железнодорожных технологиях, в то время как системы магнитной левитации, как шанхайский маглев и японский SCMaglev, указывают на будущее сверхскоростного наземного транспорта.
Эти поезда — настоящее чудо инженерии, демонстрирующие, как высокоскоростные железные дороги продолжают трансформировать транспорт, предлагая экологичную альтернативу авиаперелётам на средние расстояния и соединяя города и регионы с беспрецедентной скоростью и эффективностью.
Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram
Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU