Лимонов Э. Plus Ultra (За человеком). – СПб. : Лимбус-Пресс, 2016)
Предупреждаю: будет скучно. Но предмет к иному категорически не располагает.
«Я ценю только мышление, чистое мышление», – объявил Э.Л. в новом сборнике своих эссе. И посулил употребить всю свою интеллектуальную мощь на познание разного рода трансценденций: «Мне всегда хотелось забраться “за” человека и понять Большие величины, понять Вселенную, Вселенные, Бездну Хаоса… Современники мои, даже лучшие из них, все еще копаются в человеке. Да и лучшие философы и писатели планеты копались в человеке. Тех, кто пытался проникнуть “за”, можно по пальцам пересчитать. Выходить “за человека” отваживались единицы».
Посыл многообещающий. Тем паче, еще «В Сырах» автор прокламировал себя как человека с интеллектом высшего типа, ссылаясь на экспертизу Института Сербского, сделанную в 2001 году.
Но: либо столичные психиатры фатально ошиблись, либо за полтора десятка лет произошло что-то неладное и необратимое. Весь наличный интеллект Эдуард Вениаминович употребил на торговлю литературным секонд-хэндом. «Plus Ultra» – лишнее тому свидетельство. Déjà vu крепнет от страницы к странице: «Лошадь – загадочный зверь. Огромное в сравнении с человеком животное, верховая ведь весит до 600 килограммов, а тяжеловесы – свыше тонны…». Хм. Теперь это называется «Кавалерия», а прежде было «Поклонением лошади» (с незначительными отличиями) и входило в «Апологию чукчей». Или же: «Мона Лиза, в сравнении с беременной Мадонной Пьеро делла Франчески, – просто торговка рыбой. Пьеро делла Франческа умер в 1492 году, но его понимание красоты ультрасовременно. Мадонна высока, стройна, под платьем угадываются очертания фигуры…». Синьорина, мы с вами где-то встречались, non é vero? Точно, в журнале «Ом» №7 за 2004…
«Plus Ultra» примерно на треть сделана из подгнившей глянцевой колумнистики. Две оставшиеся трети, как и было обещано, посвящены размышлизмам о высоком и не очень. Время и пространство, Христос и апостолы, церкви и кабаки, жанр романа и живопись…
Авторецензия гласит: «Получился такой субъективный учебник всего сразу: истории, географии, развития военных изобретений, астрофизики и даже анатомии. А также искусствоведения. Более странной книги я не держал в руках. Такое впечатление, что написана психом» (http://limonov-eduard.livejournal.com/795889.html). Психом – это, на мой вкус, чересчур сильно сказано. Уместнее было бы приписать авторство второгоднику, насмотревшемуся Рен-ТВ.
Так вот, чтоб вы знали: Архимед и Леонардо да Винчи – одно лицо. Евангелисты Марк и Лука, а заодно и апостол Павел входили в число учеников Христа. Никакой античности не было, а была лишь ренессансная мода писать от имени греческих и римских авторов. Египетские птице- и звероголовые боги – реальные существа, продукт эксперимента по скрещиванию людей и животных, осуществленного цивилизацией атлантов. Нашествие монголов на Русь – лишь выдумка досужих историков. И прочие сплетни в виде версий.
Что сплетни – это еще полбеды. Кто только ими сейчас не кормится – от Бушкова до Прокопенко. Беда в том, что лимоновские открытия и прозрения пересыпаны смехотворными школярскими ошибками, и впрямь достойными второгодника.
«Циркуль изобрел не Архимед, а Леонардо». А как быть с железными циркулями I века до н. э., найденными в галльских курганах?..
«Существует вероятность, что апостолы Христа были не иудеями, а парфянами. Впрочем, его ученики носили в основном греческие имена: Петр, Павел, Андрей, Филипп». Вообще-то, Петр – лишь прозвище рыбака Симона, а Саул стал именоваться Павлом лишь после того, как обратил ко Христу проконсула Сергия Павла.
«К XI веку была усовершенствована рыцарская броня, рыцарские латы, обычный лук уже не пронзал усовершенствованную броню феодалов». Господи, ну какие еще латы, какая броня? Вплоть до XIV века рыцари носили хауберк – кольчужный доспех чрезвычайно низкого качества. Во французской поэме XIII века «Четыре сына Эмона» («Рено де Монтобан») добрая русская кольчуга сделала героя практически неуязвимым – но это лишь к слову, для справки…
В общем, настоятельно советую держать «Plus Ultra» подальше от детей – не дай Бог, решат, что так все и было: двоек не оберетесь.
Во всем остальном Э.Л. выступает в своем привычном амплуа ретранслятора трюизмов. Первый кабак на Руси завел царь Иван IV в 1552 году. Финны храбро воевали против Красной Армии. В России жанр романа сделали популярным Гоголь, Тургенев, Достоевский и Толстой. Умеренный климат способствует развитию искусств, поскольку в чрезмерной жаре или холоде все силы уходят на защиту от стихий. Немного, оказывается, можно обнаружить в Безднах Хаоса…
Самое интересное в книжке – эволюция взглядов самого автора. Скажем, в «Ересях» Лимонов с оглядкой на Фоменко и Носовского доказывал, что Христос родился в 1054 году н. э. А теперь выходит, был современником парфян. Или Парфянское царство благополучно дотянуло до XI века? Или вот про монголов: лет пять назад Э.Л. вслед за Львом Гумилевым пел дифирамбы первому русскому евразийцу Александру Невскому – правильный был князь, с ордынцами братался и конину ел (см. «Как мы строили будущее России». А нынче все с точностью до наоборот: «Нашествие монголов на Русь – великая неправда, фабула исторического романа, а не история… Евразийство, отличный героический миф, к сожалению, по сути – исторический роман». Переоценка ценностей случилась по весьма простой причине – прочитал сочинитель Николая Морозова. Вполне некрасовская коллизия: «Что ему книга последняя скажет, / То на душе его сверху и ляжет»...
Несколько лет назад Лев Данилкин, трепетно и безоглядно влюбленный во всякого живого классика, восторгался: мол, если Лимонова заставят писать про фонарные столбы – даже тогда его сочинения будут отличаться от остальных как живые розы от кладбищенских пластмассовых гвоздик.
Судите ж вы, какие розы…
Автор: Александр Кузьменков
Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.