Международный фестиваль медиаискусства седьмой год проходит в Гатчине, прямо в дворцовом парке, где так любила проводить время императорская семья. Павел I и Мария Фёдоровна катались здесь по озеру на потешных кораблях, Николай I и Александра Фёдоровна играли с гостями в карты и катались на деревянной горке прямо во дворце, Александр III любил в этих краях охотиться — для российских царей это было пространство досуга и развлечений. Вот и тема нынешнего фестиваля — «Игра». Так что художники из разных стран воскрешают Потешную флотилию, играют со зрителями в прятки, выбивают ковры на скорость, а ещё создают иллюзии и загадывают ребусы. Директор фестиваля Ольга Аршанская рассказала нам о самых ярких проектах.
Прятки
Юрий Элик, Алиса Волохова, Игорь Поцукайло (Санкт-Петербург)
Юрий Элик — это один из пионеров видеоарта в нашей стране. Он стоял у истоков аудиовизуального перформанса, и это один из самых старших участников фестиваля. Юра работает с нами уже много лет и стал для нас уже своего рода талисманом, как и вся творческая компания, которая собралась в этом проекте, — художник Алиса Волохова и композитор Игорь Поцукайло. Все трое — представители старшего поколения, у них другое чувство юмора, они иначе работают с ритмом и больше внимания уделяют содержанию работ, чем технологиям. При этом они прекрасно владеют всеми медиаинструментами, но смыслы, которые они вкладывают в произведение, им гораздо важнее. А ещё мне нравится их не слишком серьёзное отношение к самим себе. В нынешней творческой молодежи меня слегка напрягает то, что ещё вчера они ходили в школу, а сегодня уже очень серьёзные деятели искусства. На мой взгляд, многим молодым художникам не хватает самоиронии, без которой вообще-то невозможно по-настоящему повзрослеть. А вот, действительно взрослые художники — Юра, Алиса и Игорь — позволяют себе отлично подурачиться и посмеяться над собой.
Их работа находится в пространстве бывшего Адмиралтейства. Само здание давно сгорело, но от него осталось 16 колонн — и эти колонны буквально притягивают художников. Каждый год они сражаются за право что-то сделать в этом месте. И мне кажется, что работа Элика, Поцукайло и Волоховой идеально встроилась в это пространство, и оно откликается с благодарностью.
Гатчинский парк был создан в XVIII веке как целостное произведение искусства. здесь проводила свой досуг семья императора, поэтому и весь комплекс был задуман как своего рода игровая площадка. В парке есть пруд Ковш и Белое озеро, и там император Павел I вместе с супругой Марией Фёдоровной любили кататься на специальных потешных кораблях. Чтобы разместить этот маленький императорский флот, и было построено Адмиралтейство. Там суда собирались, ремонтировались, и оттуда царь с царицею выплывали кататься. Но когда здание сгорело, от него остался своего рода Стоунхендж из 16 колонн. Сейчас музейщики говорят, что хотят восстановить Адмиралтейство. А мне немного жаль, ведь в этом пространстве так прекрасно чувствуют себя работы современных художников. Так персонажи Юрия Элика и его коллег играют в этих колоннах в прятки. Художники вручную нарисовали удивительных чудиков, которые выглядывают из-за колонн, перебегают между ними, скрываются и вновь появляются. И меня не оставляет мысль, что художники изобразили фактически самих себя — они тоже как будто немножко чудики, и это они играют со зрителями.
Эмпренабль
Сергей Козинцев, Александр Щербаков (Москва, Калининград)
Тему потешной флотилии продолжает проект «Эмпренабль» Сергея Козинцева и Александра Щербакова. Всей нашей команде пришлось выучить это название флагманского корабля Павла I, оно означает «Неприступный». Работа была сделана в рамках Международного конкурса световых инсталляций, медиаарта и видеомэппинга, который мы провели при поддержке президентского фонда культурных инициатив. Ещё осенью мы провели конкурс и набрали молодых художников в лабораторию «Город как медиатекст» и пять месяцев с ними занимались: у ребят были лекции по истории искусства XX — XXI веков, о том, как работать с видеоконтентом, они формировали ментальные карты, придумывали свою воображаемую Гатчину. А затем в мае мы пригласили их в реальную Гатчину и предложили совместить город, который они представляли себе, с реальным пространством. Мы водили их на экскурсии по музею, по парку, по городу — три дня погружались вместе с ними в наши реалии, в которых существует не только история дворца и императорской семьи, но и прошлое Гатчины как научного города, одного из советских центров ядерной физики. Кроме того, здесь были построены первый телеграф и первый в России военный аэродром, здесь проходили испытания подводные лодки, это был город инноваций, практически Сколково советского времени. Мы пытались погрузить ребят в жанр сайт-специфик, поэтому практически все конкурсные проекты основаны на работе художников с прошлым и настоящим Гатчины.
Сергей Козинцев и Александр Щербаков заинтересовались историей Потешной флотилии Павла I. Полагаю, она их так зацепила по личным причинам: Сергей —моряк с опытом, он ходил на парусных судах, поэтому погружен в морскую эстетику и разбирается в терминологии. Ему хотелось показать зрителям Гатчину как город кораблей — звучит странно, поскольку это довольно далеко от моря, и тем не менее, история российского флота, действительно, связана и с Гатчиной.
При разработке проекта я предлагала ребятам уйти от эстетики «Пиратов Карибского моря» в сторону местной мистики — чтобы вместо блокбастерного звука у нас появились как будто воспоминания о звуке, так же, как и о кораблях. Всё же у нас совсем другое по характеру море и контекст другой. Однако художников захватило их личное восприятие темы, поэтому работа получилась сказочной и достаточно диснеевской. Но я даже рада, что они сделали проект таким, каким сами его видели. Ведь фестиваль тем и отличается от кураторского проекта, что здесь первична воля художника, и я не могу ничего навязать, только порекомендовать и посоветовать. И у такого, эффектного голливудского формата есть свои поклонники — люди ведь любят то, что они узнают.
Whale
Dreamlaser (Нижний Новгород)
Художники из нижегородской команды Dreamlaser сделали этого кита для своего фестиваля Intervals. Я увидела его этой весной и пригласила к нам в гости, потому что работа показалась мне замечательной и потому что в этом году мы тоже решили работать с водой, как с экраном. На Карпином пруду мы установили фонтан — получился совершенно особенный экран диаметром 30 метров. Всё-таки глупо находиться в Гатчине, где так много воды, и не использовать это. А Dreamlaser хороши тем, что виртуозно пользуются всеми цифровыми инструментами и знают, как работать с эффектом голограммы на водном экране, чтобы зрители поверили в объемность изображения, хотя на самом деле оно плоское. Так что в какой-то степени я позвала их, чтобы показать остальным художникам, как максимально интересно можно поработать с этими ресурсами. Например, итальянская команда NucleoX использовала фонтан для демонстрации коллажа из живописных работ, как водяной холст — это тоже работает интересно. Однако Dreamlaser смогли создать очень качественную иллюзию объема.
Trame di Luce
NucleoX (Италия). Пьерпаоло Чеккарини, Чезаре Роза, Франко Чезаре Занетти
Конечно, сегодня непросто привозить в Россию иностранные команды — возникают и бюрократические, и финансовые, и логистические сложности, но всё же за последние годы мы не потеряли международного статуса. Действительно, некоторые художники не решаются ехать — им кажется, что по нашим улицам ходить опасно, поэтому художники из Франции и Испании прислали нам свои медиаработы. А вот итальянские участники конкурса, команда NucleoX, с радостью приехали к нам в резиденцию. В этой команде трое участников, и им захотелось сделать трехчастную работу: первая — проекция на водном экране, вторая — мэппинг на Иорданском фасаде, третья — на Павильоне Венеры. Свой проект они собрали практически молниеносно, по впечатлениям, схваченным во время прогулки по Гатчине и экскурсии по дворцу. Им понравился дворец, который был создан итальянскими архитекторами, художники оценили многочисленные отсылки к Античности в парковой скульптуре, и в своей работе объединили это всё с ренессансной живописью, добавив отсылки к Палладио. Узнав, что в этих краях любил охотиться Александр III, увидев в залах много трофеев и изображений охотничьих сцен, художники запросили изображения из дворцовой коллекции, сколлажировали их и представили на водном экране проект, в котором отрефлексировали тему охоты. Мне охотничья тема не близка, я против убийств зверей для удовольствия, но в этом мы с императором Александром расходимся. Объединяют все три части работы итальянцев герои-тени, они перемещаются из одной локации в другую, появляются и исчезают.
Парящие тени аллей
Дарья Григорьева, Виктория Самохина, Илья Семёнов (Москва)
Эта инсталляция находится в пространстве Адмиралтейских ворот — раньше через них экипажи въезжали в Гатчинский парк. Сейчас ворота закрыты, они существуют как часть ограждения, которое отделяет Проспект 25-го Октября от дворцового парка. Тем не менее, это величественный портал, спроектированный Винченцо Бренной, и мне давно хотелось с ним поработать как с локацией для медиаработ, причём так, чтобы подчеркнуть его архитектуру и функцию перехода из одного пространства в другое.
И вот во время нашей лаборатории художницы Дарья Григорьева и Виктория Самохина заинтересовались этим порталом, но также и картами парка, графикой маршрутов — ведь, разумеется, у императорской семьи были свои излюбленные маршруты по парку, они менялись, а с ними менялся и парк, что-то из придуманного архитекторами оставалось только на бумаге, что-то реализовалось. И вот художницы запросили у музейщиков архивные планы и чертежи и, накладывая их друг на друга, сделали портал из сегодняшнего дня во вчерашний и позавчерашний, и далее — до самого XVIII века. То есть у них получилась история про парк, но всё же главное действующее лицо в этой инсталляции — само время.
Гатчинскiя словеса\ Гиперсеть
Группа EVPRAXIS: Ирина Сафонова, Евдокия Дергилёва, Степан Терещенко (Москва, Санкт-Петербург)
Когда человек приходит ночью в парк, для него это, прежде всего, приключение. Однако, мне кажется, у посетителей любого медиафестиваля есть несколько этапов восприятия представленных работ. Первый — это поверхностная эмоция, глаз ловит то, что ярко, красиво и эффектно. Затем зритель читает экспликации, чтобы понять, что же он увидел, — может быть, он это делает, уже вернувшись домой. В этот момент начинается внутренняя работа. И если инсталляция правда хороша и глубока, до него ещё долго-долго волнами долетают смыслы, размышления и воспоминания.
Мне кажется, что мы в «Ночи света» хитренькие: маскируемся под приключение — все приходят, веселятся и фотографируют, а затем все те слои смыслов, которые заложены художниками в медиаинсталляции, всё равно настигают зрителя. И по-моему, это очень демократичный формат погружения зрителей в сложное искусство.
Тем не менее, есть вещи, которые считываются посетителями мгновенно, но в то же время выглядят достаточно эффектно. Например, «Гатчинскiя словеса / Гиперсеть». Они мне так нравятся, во-первых, потому что эта работа в чистом виде сайт-специфик — она представляет собой размещённые по всему парку тексты, в которых сама Гатчина обретает голос. А во-вторых, у художницы Иры Сафоновой философское образование, поэтому она придумывает ироничные и глубокие тексты, которые по-настоящему цепляют: «Марс вошёл в чат», «Это новый уровень», «Гать?» или, например, мы нашли малюсенькую пальму, которая посажена недавно на Острове Любви, и художницы сделали огромную светящуюся надпись «Диковина». А ведь она и правда — диковина!
Dust.exe
Школа дизайна РАНХиГС. Татьяна Алисова, Анна Юрина (арт-группа BOONT)
Мне очень нравится эта работа, поскольку она по-настоящему игровая, но в то же время очень человеческая. За форматом аттракциона прячутся воспоминания художников о советском детстве, когда мы, засыпая, рассматривали узоры на коврах, или когда выбивали их, развешивая на уличных рамах. И я вижу, как зрители с удовольствием играют в предложенную им игру, соревнуются друг с другом, но параллельно погружаются в размышления о наших отношениях с соседями и вообще о соседстве и о коммуникации.
Инсталляция состоит из двух частей. Она включает настоящий бабушкин ковёр, который перекинут через раму, и рядом висит цифровой ковёр точно с таким же узором. Ты можешь взять в руки хлопушку и, ударяя по шерстяному ковру, выбить пыль из ковра дигитального — ты увидишь, как меняются паттерны, как ты влияешь на изображение. Второй сценарий — соревновательный. Можно вдвоём по очереди выбивать ковёр, а компьютер будет подсчитывать очки.
Что вокруг
Ева Хан, Екатерина Мартыш, Илья Изотов, Александр Попов (Москва)
Мне бы хотелось упомянуть ещё одну работу — «Что вокруг». Наш фестиваль как будто бы заточен на максимально сложные технологичные форматы, при этом я очень люблю простые аналоговые творческие решения. Художницы Ева Хан и Катя Мартыш взяли три металлические бочки, сварили их между собой так, чтобы получился высокий тубус. В бочках прорезаны отверстия, а внутрь вставлена лампочка. Зрителям предлагают покрутить ручку, и цилиндр начинает вращаться — свет танцует, и всё это выглядит совершенно волшебно. При том, что вся инсталляция — это просто цилиндр и одна лампочка, здесь нет никаких навороченных технологий, зато какой эффект! И при всех радостях цифрового мира мне кажется важным не забывать, что удивительные вещи можно создавать минимумом средств, и что волшебство на самом-то деле возникает благодаря не технологиям, а нашему воображению и фантазии.
Фестиваль медиаискусства «Ночь света-2025», Гатчина