Юрий Мамонтов
Проходят годы. Уходит в историю лётная молодость. Навещают любопытные вопросы - а был ли ты лётчиком, поднимал ли в воздух самолёты? Что ты видел впереди себя за лобовым стеклом? Стареют волосы на висках… и из 400 поступивших и 200 выпустившихся осталось нас только 150. Оставшиеся мои товарищи, к сожалению, оставляют свои воспоминания только за столом за разговорами с друзьями, знакомыми, родственниками и конечно же внуками. Кем мы были, когда через несколько минут врывались в область пуска ракет по своему неприятелю? Охотниками? Спортивный азарт переполнялся эмоциями.
1983 год. Полк ПВО (Амдерма) произвёл посадку на аэродроме на севере Кольского полуострова. Нужно было поиграть железными мускулами перед переговорами на большом верху и показать свою решительность. Шли автомобильной колонной вдоль Кольского, перед поворотом «за угол» одновременно развернулись влево, на побережье. Уверенным шагом пошли в сторону Норвегии.
Вдруг откуда не возьмись появились F-16. Любопытству лётчиков недружественной страны не было предела. Они рассматривали диковинные 128-е со всех сторон. Подходили очень близко.
На просторах «АВИАТОРА» можно найти воспоминания моих товарищей по оружию о встречах в воздухе с американами, японцами. Один из них рассказал, что увидел только дымный грязный след от удирающего в неизвестность «ОРИОНА» (его перехватчик был поднят с Амдермы). «Орионы» паслись невдалеке от наших границ и заставляли нас часами сидеть в кабинах или париться в космическом одеянии внутри дежурных домиков. С похожими миссиями работают наши Ту-95. И наши лётчики часто видят сопровождение
Любой «чужой» самолёт вызывает любопытство как с той стороны, так и с нашей стороны. Особенное любопытство вызывает военный самолёт недружественной страны. Твою уверенность подкрепляют подфюзеляжные и подкрыльевые подвески.
Такой случай произошёл утром 01 апреля 2001 года. Неподалёку от острова Хайнань. Самолёт ЕР-3Е выполнял обычный разведывательный полёт на высоте 6.700 метров выдерживая скорость 330 км/час.. На острове Хайнань расположен крупный объект радиоэлектронной разведки Китая осуществляющий контроль воздушного и космического пространства.
Каждому государству хочется знать то, что скрывает противоположное государство от посторонних глаз и может вызвать перевес в военном противостоянии. Самолёт радиоэлектронной разведки выполнил взлёт с авиабазы Кадена , это Окинава (Япония).
(комментарий специалиста по связям с общественностью Кимберли Мартин: место постоянного базирования авиабаза Уидби-Айленд в штате Вашингтон). На борту новейшая аппаратура для сбора закрытой информации с территории Китая. Командир разведчика – лейтенант Шейн Осборн (лейтенант, командир?). Самолёт шёл за пределами территориальных вод Китая. В 130 км от острова самолёт с четырьмя двигателями перехватили J-8.
Это была пара перехватчиков ВМС Китая.
Кстати, все полёты ЕР-3 всегда привлекали внимание командование армии Китая и.. самих лётчиков –перехватчиков. Лётчики часто подходили очень близко к сопровождаемому самолёту. Лётчик Ванг Вей подошёл настолько близко, что дал возможность записать адрес его электронной почты. Расстояние было не более 3 метров. Высота 6.700 метров. 9ч.15 м утра. Такое расстояние вызвало нервоз у «читающих».
(вставка автора. мой товарищ по училищу и по службе в Заполярье на глубоком дембеле нашёл тех, кого он перехватывал (SR-71), стал переписываться. Ныне он по другую сторону баррикад).
Так вот. Американцы энергично махали руками, чтобы Ванг Вей отошёл на безопасное расстояние. Дважды Ванг Вей отваливал вниз с выходом в заднюю полусферу. Удар пришёлся по лопастям винта левого внешнего двигателя. Истребитель ударил хвостовой частью. Этот удар изменил траекторию истребителя и второй удар пришёлся по носовой части «ОРИОНА». Истребитель ударил своей носовой частью. В итоге обломки разрушили элерон американского самолёта, повредил фюзеляж, оторвал носовой обтекатель. Истребитель вспыхнул и упал в море. Парашюта не видели. После столкновения «ОРИОН» вошёл в крен 130 градусов и пикирование 30 градусов. Потеря высоты достигла 2.300 метров. Всё же выйти в горизонтальный полёт удалось. Высота 3.050 метров. После столкновения экипаж «ОРИОНА» оказался в сложной ситуации: 1. Разгерметизированный с пробоинами в фюзеляже плохо управляемый самолёт без данных по скорости на приборной доске 2. Огромное количество секретной документации на борту 3. Наличие особого оборудования на борту. О своей безопасности уже никто не думал. Экипаж готов к покиданию. Повреждённый двигатель остановлен.
Что сподвигло лётчика-истребителя на эти маневры? Желание показать своё мастерство? Показать превосходство своей техники над техникой противника? Что ещё? Ошибка в технике пилотирования поставила точку на этих вопросах.
Ведущий пары Чжао Ю, увидев происходящее запросил применить оружие и уничтожить «Орион». Ему отказали. Указание: американца привести на аэродром посадки.
После принуждения к посадке на аэродром острова Хайнань командир «ОРИОНА» приказал начать уничтожение документов и секретного оборудования. Основное за четверть часа было приведено в негодность, в мешки складывалось с каким-либо грузом и выбрасывалось в море. Согласно инструкциям в компьютерные системы заливали свежесваренный кофе (надо запомнить), топором уничтожили компьютерные диски. В итоге были уничтожены: криптографические ключи, руководства по радиотехнической разведке, список сотрудников Агентства национальной безопасности. На борту находилась перехваченная информация, в том числе по России.
(вставка из воспоминаний автора. (читайте https://dzen.ru/a/YC6P9jrW7nh8FISs……) …после потери ориентировки я понял, что могу принести вред своей стране, если мой блокнот, карты, наколенный планшет с данными боевых аэродромов, другие документы в моих карманах попадут к противнику. Как уничтожить всё это я не мог представить. Съесть? –Не успею. Выбросить за борт неуничтоженными в клочья? – не получится. В воздухе бывает такое, что потом ни пером описать, ни после водки рассказать…)
Трудная посадка произведена на авиабазе Линьшу. Посадка выполнялась без закрылков, без указателей высоты и скорости, с неисправными триммером и левым стабилизатором. Фактическая посадочная скорость 310 км/час (как у истребителя).
Экипаж «ОРИОНА» требовал дипломата и не пускал на борт китайцев. Был штурм. 24 члена экипажа «ОРИОНА» в том числе 3 женщины (?) стали пленниками. Ворвавшись внутрь фюзеляжа, военные увидели «непроходимые джунгли». Двое суток без перерыва допрашивались члены «ОРИОНА». Через три дня разрешили встретиться с тремя дипломатами из США.
Из документов:
-причины столкновения и виновники оказались спорными
-борт подтвердил, что США отслеживал подводные лодки Китая.
-лейтенант «ОРИОНА» указал, что он видел парашют Ванга
-китайцы указали, что «ОРИОН» таранил сопровождавший китайский самолёт, а именно «ОРИОН» резко взял в сторону истребителя и совершил столкновение
-американцы показали архивные предыдущие видеозаписи, где были нарушения в сопровождении
-американцы настаивали, что самолёт «ОРИОН» шёл на автопилоте
После извинений посла США (по другим данным выразили только сожаление по гибели лётчика Китая) экипаж американского самолёта убыл 12 апреля в США. В США их встречали как национальных героев. Но допросили. Командир «ОРИОНА» был награждён Крестом «За выдающиеся лётные заслуги».
Американцы до 07 мая больше не летали вблизи Китая. Возобновили разведывательные полёты на RC-135. Поисковая операция результата не дала- китайский лётчик найден не был. Для всего Китая он стал героем. Его наградили орденом «Страж территориального воздушного пространство и вод», а вдова - личное письмо с соболезнованием от президента Джорджа Буша. Требуемая компенсация в 1 млн. долларов за потерянный истребитель и погибшего лётчика Китай не получил.
29 мая договорились о возврате самолёта. 03 июля разобранный «ОРИОН» двумя рейсами Ан-124 «Волга-Днепр» (консоли в одном, фюзеляж в другом) возвратили в США. Там его собрали. «ОРИОН» продолжил полёты , а в 2024 году самолёт был передан в музей авиации и космонавтики.. Китай требовал прекратить полёты вдоль его границ разведывательных самолётов США. Но безуспешно. В 2014 году китайский истребитель приблизился к американскому «Посейдону» и выполнил отдельные фигуры пилотажа на глазах изумлённого и испуганного экипажа. Позднее подобные сближения повторились. Но это совсем другие истории.
Предыдущая часть:
Продолжение: