Найти в Дзене
Искусство кино

Кино Дэй-Льюисов, эссе Данея, медитация Риверса: подборка главных материалов о кино за неделю 29.09 — 05.10

Отец и сын обсудили с Дэвидом Фиром из Rolling Stone совместное написание сценария и поиски правильного тона для фильма на съемочной площадке, а также источники вдохновения и то, как важная для обоих тема заставила Дэй-Льюиса-старшего вернуться в кино. Вот несколько цитат: О сочетании реализма и поэтизма: Ронан Дэй-Льюис: Я мог бы снять этот фильм в стиле «драмы кухонной раковины»[Kitchen sink drama — направление в театре, литературе и кинематографе Великобритании 1950-1960-х гг., отличавшееся реализмом и препарированием проблем рабочего класса — прим. ИК]. Но для меня было важно рассматривать его не как нечто, независимое от моей живописной практики, а как две стороны одной медали. Я не хотел сознательно вставлять в фильм образы из своих картин, но по мере написания сценария мы стали чувствовать себя более свободно и решили, что, возможно, не стоит делать его совсем уж прямолинейным. Я большой поклонник Дэвида Линча, а он сумел найти прекрасные способы, чтобы объединить личные и стран
Оглавление

Подборка главных новостей, событий и материалов недели: интервью с Дэниэлом и Ронаном Дэй-Льюисами, с Изабель Юппер и Хари Неф, байки художников-постановщиков, архивное эссе Сержа Данея и трейлер «Боганклоха» Бена Риверса.

Интервью с Дэниэлом и Ронаном Дэй-Льюисами о работе над «Анемоном»

    «Анемон», режиссер Ронан Дэй-Льюис, 2025 «Анемон», режиссер Ронан Дэй-Льюис, 2025
«Анемон», режиссер Ронан Дэй-Льюис, 2025 «Анемон», режиссер Ронан Дэй-Льюис, 2025

Отец и сын обсудили с Дэвидом Фиром из Rolling Stone совместное написание сценария и поиски правильного тона для фильма на съемочной площадке, а также источники вдохновения и то, как важная для обоих тема заставила Дэй-Льюиса-старшего вернуться в кино. Вот несколько цитат:

О сочетании реализма и поэтизма:

Ронан Дэй-Льюис: Я мог бы снять этот фильм в стиле «драмы кухонной раковины»[Kitchen sink drama — направление в театре, литературе и кинематографе Великобритании 1950-1960-х гг., отличавшееся реализмом и препарированием проблем рабочего класса — прим. ИК]. Но для меня было важно рассматривать его не как нечто, независимое от моей живописной практики, а как две стороны одной медали. Я не хотел сознательно вставлять в фильм образы из своих картин, но по мере написания сценария мы стали чувствовать себя более свободно и решили, что, возможно, не стоит делать его совсем уж прямолинейным. Я большой поклонник Дэвида Линча, а он сумел найти прекрасные способы, чтобы объединить личные и странные, гиперреальные аспекты своего творчества.

О значении атмосферы на съемках:

Дэниэл Дэй-Льюис: Когда меня спрашивают о том или ином режиссере, я всегда думаю о съемочной площадке. Как там все устроено? Думаю, люди представляют, что постановщик все время говорит людям, что им делать. И это действительно отнимает много времени, понимаете — эта тысяча вопросов о той или иной детали, костюме, освещении или чем-то еще, которые нужно решить. Но для меня, пожалуй, самым привлекательным всегда было работать с кем-то, кто создает особенную рабочую атмосферу на съемочной площадке. И я не сомневался, что у нас будет хорошая атмосфера на съемочной площадке, но это очень ценная вещь, и создать ее может только режиссер.

О режиссерской чуткости и поиске тона:

Ронан Дэй-Льюис: Я считаю, что часть работы режиссера заключается в том, чтобы понимать, когда нужно давать указания, а когда лучше заткнуться и просто дать кому-то шанс попробовать что-то сделать. Я старался давать очень конкретные указания. В процессе написания сценария мы так много обсуждали аспекты характеров и почти каждую сцену, что к моменту начала съемок у нас было полное представление о персонаже и мире — оставалось только найти нужный тон.

Интервью с Изабель Юппер о тонкостях профессии

    «Сидони в Японии», режиссер Элиз Жирар, 2023 «Сидони в Японии», режиссер Элиз Жирар, 2023
«Сидони в Японии», режиссер Элиз Жирар, 2023 «Сидони в Японии», режиссер Элиз Жирар, 2023

Актриса вместе с молодой коллегой Хари Неф рассуждает о составляющих работы, «прыжках в неизвестность», важности доверия на съемках — и сущности кино. Вот несколько цитат:

О сути кино:

Юппер: Кино, вопреки всему, посвящено настоящему моменту, этой искре неожиданного и непредсказуемого. Все думают, что это активный процесс, но на самом деле он скорее пассивный. Когда вы готовитесь, что-то проникает в ваши разум, тело и подсознание. Затем, когда вы это делаете, между вами и фильмом происходит что-то еще, чего вы действительно не можете предвидеть. Чем больше я играю, тем больше я думаю, что кино — это язык. Поэтому вы должны быть готовы понять этот язык, принять его. Независимо от того, какие вопросы у вас есть, в большинстве случаев вы получаете ответы через объектив, через движение камеры, через оформление декораций.

О грани между желаниями спрятаться и быть увиденной:

Юппер: Я всегда считала, что кино — это идеальное воплощение этого двойственного, противоречивого движения, потому что экран — идеальный метафорический объект: он скрывает, показывает, скрывает, показывает. Это интересно, потому что мы все знаем, что на экране или сцене то, что вы выражаете, что вы отдаете, независимо от того, что это — радость, боль, слезы — исходит из чего-то очень личного. Но невозможно сказать, из чего именно. И никто не может сказать, насколько это правдиво.

О чужой актерской работе, которая навсегда изменила ее:

Юппер: Я была еще совсем маленькой, когда посмотрела знаменитый русский фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957). Меня поразила финальная сцена: это длинный план, когда молодая женщина приходит на вокзал, чтобы встретить жениха, а мы, зрители, знаем, что он никогда не вернется, потому что погиб на войне. Она одета в белое, в руках держит цветы и улыбается с надеждой. Это необыкновенный кадр, потому что, когда она идет, по ее лицу можно понять, что она осознает, что его нет. И вдруг ее улыбка сменяется слезами. <...> Когда я сейчас это рассказываю, у меня почти слезы наворачиваются на глаза. А потом она вдруг снова начинает улыбаться. Смотря этот фильм в возрасте примерно десяти лет, я поняла, что на экране можно плакать и смеяться одновременно, и это был действительно чудесный момент, который я никогда не забуду.

Реквизит: взгляд художников-постановщиков

    «Солнце мое», режиссер Шарлотта Уэллс, 2022 «Солнце мое», режиссер Шарлотта Уэллс, 2022
«Солнце мое», режиссер Шарлотта Уэллс, 2022 «Солнце мое», режиссер Шарлотта Уэллс, 2022

Восемь ветеранов индустрии вспоминают для MUBI об одном ключевом предмете из фильмов, над которыми работали. Инбал Вайнберг говорит о пластиковой кукле из «Незнакомой дочери» (2021) Мэгги Джилленхол, Калина Иванова — о портрете в «Серых садах» (2009) Майкла Сакси, Шайенн Форд — о столовых лампах в «Шалом, папик» (2020) Эммы Селигман, Томмазо Ортино — о столе поэта в «Поздней славе» (2025) Кента Джонса, Биллур Туран — о плитке в ванной комнате в «Солнце мое» (2022) Шарлотты Уэллс, Нэйтан Паркер — о картах в «Урожае» (2024) Афины Рахель Цангари, Мария Джуркович — о дешифровальной машине Алана Тьюринга в «Игре в имитацию» (2014) Мортена Тильдума, а Йорген Стангеби Ларсен — о вазе в «Сентиментальной ценности» (2025) Йоакима Триера.

Эссе Сержа Данея об этическом измерении одного длинного кадра

    «Сало, или 120 дней Содома», режиссер Пьер Паоло Пазолини, 1975 «Сало, или 120 дней Содома», режиссер Пьер Паоло Пазолини, 1975
«Сало, или 120 дней Содома», режиссер Пьер Паоло Пазолини, 1975 «Сало, или 120 дней Содома», режиссер Пьер Паоло Пазолини, 1975

Cineticle публикуют перевод эссе французского кинокритика, в котором тот, оттолкнувшись от однажды ужаснувшего его своей манипулятивностью кадра-«трэвеллинга» в фильме «Капо» (1960) Джилло Понтекорво, пытается вывести собственную концепцию «кино «после концлагерей». В рамках эссе он рассматривает такие фильмы про Холокост, как «Ночь и туман» (1959) Алена Рене, «Холокост» (1979) Марвина Чомски, а также множество других картин — и проблематизиует вопрос о том, имеет ли место быть вымысел в кино «после Освенцима» — и какие этические проблемы он в себе несет.

Интервью с Марком Дженкином о его новом фильме «Роза Невады»

    «Роза Невады», режиссер Марк Дженкин, 2025 «Роза Невады», режиссер Марк Дженкин, 2025
«Роза Невады», режиссер Марк Дженкин, 2025 «Роза Невады», режиссер Марк Дженкин, 2025

Инди-постановщик рассуждает о создании своей мистической картины с Джорджем Маккеем и Каллумом Тернером, стремлении дезориентировать зрителя и заставить его размышлять, смешении времен, а также уникальной способности кино запечатлевать время.

О том, как зрительская дезориентация связана с визуальным оформлением фильма:

Работа художника в этом фильме очень продуманная. Ник[герой фильма — прим. ИК] должен был вернуться в 1993 год; 90-е были временем моего становления, и я думаю, что все еще живу в той эпохе. Мои культурные ориентиры, музыка, которую я слушаю, мое чувство моды — все это из середины девяностых. Это идеализированный период моей жизни. Но когда я начал работать с художницей-постановщицей Фелисити Хиксон, я понял, что мои воспоминания неверны, потому что они были записаны на основе поп-культурных представлений того времени <…> мы все по-прежнему выглядели как в 80-е. Фелисити показала мне фотографии-референсы, и я просто не мог в это поверить. Это сознательное представление, которого мы добились с помощью работы художника, но я думаю, что это ощущение усиливается еще и камерой, с которой я работал. <…> Думаю, самая новая камера, которую мы использовали, была 1976 года, а самая старая, вероятно, 1961 года.

О нестареющих фильмах и смешении времен:

<…> это эстетика, которая не может устареть, потому что она уже устарела. Фильм, снятый на 16-миллиметровый цветной негатив Vision3, просто застыл во времени, тогда как снятый в цифровом формате, например, десять лет назад… Слушайте, это не антицифровая тирада, и я не считаю, что такие вещи плохо стареют. Но если вы посмотрите на ранние цифровые фильмы 2005 или 2006 года, они выглядят так странно, в то время как мои фильмы не стареют. И работа художника была ключевым моментом. Конечно, я мог бы как-то разграничить временные пласты или снять две временные линии, чтобы современные фрагменты «Розы Невады» было легко отличить от фрагментов, снятых в прошлом, но я не хотел этого делать. Этот диссонанс был заложен во внешний вид фильма. Моя идеальная реакция зрителя — чтобы он сказал: «Я не знаю, какой сейчас год».

О запечатлении времени и нераскрытом потенциале кино:

В этом и заключается красота съемки. Время всегда ускользает, и вы можете захотеть поделиться им с людьми, которых больше нет рядом с вами, но великая привилегия, которой мы обладаем как кинематографисты, заключается в том, что у нас есть шанс запечатлеть и сохранить его. Отсюда моя одержимость призраками. Кино — это сфера призраков: вы смотрите фильм 40-летней давности, и хотя в реальном мире все актеры уже мертвы, они оживают на экране, и вы наблюдаете за этими призраками на холсте. Я не хочу романтизировать ситуацию. Когда я утром перед выходом на съемочную площадку просматриваю отснятый материал, я не думаю: «О, это так прекрасно — способность кино запечатлеть время!» Обычно я беспокоюсь о том, что вышло не так. Только когда я начинаю говорить о фильме, я понимаю, что все это правда удивительно. Кинематографу всего 130 лет, плюс-минус, и в будущем нас можно будет считать первопроходцами. И если мы не в восторге от всего еще нераскрытого потенциала кино, то у нас проблемы.

Эссе о том, почему фильм Пола Шредера «Мисима: Жизнь в четырёх главах» — это не просто биография японского писателя

    «Мисима: Жизнь в четырёх главах», 1985 «Мисима: Жизнь в четырёх главах», 1985
«Мисима: Жизнь в четырёх главах», 1985 «Мисима: Жизнь в четырёх главах», 1985

Фред Барретт для In Review Online разбирает картину прославленного режиссера и сценариста и высказывает идею о том, что фильм стоит воспринимать как визуальное эссе, «экранную версию литературной критики», позволяющую зрителю найти точки пересечения между жизнью, убеждениями и искусством одной из самых загадочных фигур XX века. По мнению Барретта, «Мисима» только притворяется биографическим фильмом: Шредер отказывается рассказывать о Мисиме с исторической точностью и вместо этого принимает миф, возникший вокруг личности Мисимы, показывая, что это является единственным адекватным способом подхода к жизнеописанию писателя. Барретт утверждает, что Шредер так и не докопался до сути «настоящего» Мисимы, потому что такового не существует, а загадочная фигура писателя не поддается тем методам психологического исследования образов, которые Шредер применял в других своих картинах.

Вышел трейлер фильма «Боганклох» Бена Риверса

    «Боганклох», режиссер Бен Риверс, 2024 «Боганклох», режиссер Бен Риверс, 2024
«Боганклох», режиссер Бен Риверс, 2024 «Боганклох», режиссер Бен Риверс, 2024

Одинокая жизнь мужчины где-то в лесу в шотландских горах показана через смену времен года, пока случайные встречи не нарушают его уединенное существование. Новая картина прославленного документалиста, показанная в Локарно и получившая приз за лучший международный документальный фильм на фестивале «Послание к человеку», ожидается к выходу в США в этом году.