Данный автопортрет кисти Сюзанны Валадон (годы жизни 1865-1938) примечателен тем, что объединяет в себе два ранее отдельных жанра – обнажённую натуру и автопортрет. До неё это делала лишь только Паула Модерзон-Беккер (годы жизни 1876-1907) в «Автопортрете на Мою 6-ую Годовщину Свадьбы» (1906 год), где художница, что интересно, тоже не носит на себе ничего, кроме ожерелья. Оба являются знаковыми автопортретами, чрезвычайно реалистичными, правдивыми и честными. Однако если Модерзон-Беккер была ещё молодой (30 лет) в ту пору, когда рисовала себя с обнажённой грудью, то Валадон здесь уже старая (66 лет), и поэтому, как и в своей работе с изображением полового созревания девочки, известной как «Брошенная Кукла» (1921 год), художница в очередной раз подчёркивает важнейший, но, тем не менее, постоянно упускаемый из виду аспект из жизненного пути женщины.
Элис Нил (годы жизни 1900-1984) сделала похожий автопортрет в 1980 году, когда ей было уже 80 лет, а английская художница Дженни Савиль (родилась в 1970 году) также продолжала фокусироваться на более крупных «неидеализированных» обнажённых женских телах. Как и Валадон, Нил и Савиль признают, что именно морщины и обвисшая старческая плоть делают тело таким интересным; они придают ему жизнь и служат прямым доказательством его долгого пути.
Вполне возможно, именно благодаря обширному опыту Валадон в качестве модели, а также художника, рисующего обнажённую натуру, она действительно понимала, что каждое без исключения тело отличается, и подчёркивание этого во многом было силой портретного жанра. Валадон сделала два автопортрета, демонстрирующих одновременно её обнажённую грудь и её характерный серьёзный взгляд, первый она написала в возрасте 59 лет, а второй, о котором и идёт речь в этой статье – в 66 лет. Было замечательно сделать это в то время, да и в наши дни, если уж на то пошло, подобные портреты так и продолжают писаться художницами. Валадон отстаивает собственный взгляд на собственное тело, не ограниченное молодостью, и по-прежнему активное, настоящее и полностью работоспособное даже в пожилом возрасте.
И действительно, в этой картине Валадон полностью разрушает идеал: если ранее нагота означала лишь доступную сексуальность, то обнажённая натура Валадон в гораздо большей степени связана с идентичностью, с изображением себя неприкрытой и ни в чём неограниченной для того, чтобы тем самым способствовать и укреплять своё собственное личностное развитие и, вполне возможно, вдохновлять других делать то же самое.
- Художник – Сюзанна Валадон
- Название – «Автопортрет с Обнажённой Грудью»
- Год создания – 1931
- Размеры – 46 х 38 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Коллекция Бернардо (Париж, Франция)