Чего-чего, а марку BMW знают все! Ну, т.е., наверное, вообще все. Если человек про такую не слышал, то это повод проверить, а точно ли он землянин? Не засланец-ли иной цивилизации? Ну, а тем, кто хотя бы немножко в теме, конечно, знаком двигатель N57D30.
Двигатель ураган! Вот только в ремонте он совсем не дешев. Оно и понятно! BMW не для бедных машина. Все дорого и работа, и запчасти. Вот взять хотя бы такие простенькие детали, как болты крепления крышек коренных опор. Болт, даже если взять в среднем по рынку России (Москву вообще в расчет не берем!), стоит рублей 400. Болт! Один. А их там 14, кажется? Стало быть, комплект болтов обойдется в 5600 р., а в столице, так и во все 10000 р. Дорого? Дорого-дешево это понятия относительные. Не станем пока давать оценок, а просто положим эту цифру на ум.
И еще вопрос. Сколько стоит динамометрический ключ? Такой, которым можно тянуть от 28 до 210 Н/м? Ну, пусть даже 5000 р., хотя есть и попроще. Эту цифру, пока, тоже просто запомним.
Да, так и вот, значиться, ремонтировал человек такой мотор. Ремонт был серьезный. Восстановление клапанного механизма ГБЦ, а клапанов там знаете сколько?! То-то! 😊 Гильзовка блока. Почему гильзовка, а не расточка? Сие нам неведомо. Может, в единственный ремонт 0,25 уже не выходили цилиндры, а может под старые поршни гильзовка делалась. Так делают иногда в целях экономии: «Мне чуть поездить и продать!». И еще растачивали постель коленчатого вала. Обошлось это все восстановление, вместе с комплектующими, не много не мало в 200 т.р. почти. Ну, а сколько стоило снять-поставить, разобрать-собрать, прокладки, то-да-се… не знаем, но вряд ли ошибемся, если скажем, что под полмиллиона на круг за все, про все.
Какое мы к этому имеем отношение? А, там, как уже выше сказано, кроме всего прочего, делали расточку постели коленчатого вала под ремонтные (увеличенные по наружному диаметру) вкладыши. В связи с особенностями конструкции этих двигателей традиционный ремонт постели, через занижение плоскостей разъема крышек коренных опор и последующую расточку постели в номинальный размер, невозможен. Ну, а в ремонтный размер растачивать постель на таких двигателях очень даже можно. Вот и расточили постель под наши UMpro вкладыши. https://umparts.ru/search/?partName=03-MBS07-500 Расточить то расточили, однако ремонт вышел не слишком удачный. С отремонтированным двигателем машина проехала 220 км, после чего наши партнеры, производившие восстановление агрегатов, получили претензию следующего содержания: «Пробег после сборки ДВС составил 220км, после чего заклинило двигатель, он заглох и не запускался. Через час двигатель запустился со стуком и сразу поехал в сервис».
Почему претензия к ним? А потому, что все как обычно – виноваты «ребилдеры» и/или бракованные запчасти. А тот, кто сборку производил ни в чем не виноват! Он же ничего ни делал! Он «просто собрал» 😊. Ну, а раз мы заявляем техническую поддержку, то надо поддерживать!
Дали нам посмотреть блок цилиндров (см фото 1), коленчатый вал (см фото 2), ШПГ(6 шт)(см фото 3) и масляный насос (см фото 4).
Сразу стало нам интересно, что с коленчатым валом? Потому, как если требовалась расточка постели коленчатого вала, то с валом просто не могло быть все в порядке! А вкладыши приобретались по внутреннему диаметру номинальные, только по наружке увеличенные. Уж не засунули ли вал в двигатель без шлифовки? Или, может, поставили номинальные вкладыши на шлифованный вал? Думаете такого не бывает? Еще как бывает! Каких только чудес не встретишь в прекрасном мире!
Но нет! Вал оказался номинальным и, кроме двух шеек, очень даже ничего. Видимо вместо старого был куплен «б/у в хорошем состоянии». А вот для четвертой коренной и пятой шатунной шеек никаких хороших слов найти нельзя! На четвертой коренной шейке оказался «приваренный» и провернутый вкладыш (см фото 5 и 6), а третья шатунная просто «убитая» (см фото 7).
Кстати, второй коренной вкладыш с полукольцами (с той же четвертой коренной шейки) похоже и вовсе аннигилировался! А вкладыш с третьей шатунной шейки выглядит эпично (см фото 8), как и нижняя головка третьего шатуна (см фото 9).
Здорово! Ну, механизм происшедшего понятен. Провернутый коренной вкладыш перекрыл подачу масла к шатунной шейке и там тоже очень быстро все тоже стало красиво. Дело за малым – понять почему провернуло коренной вкладыш😊.
Что с цилиндрами? Все они примерно в одинаковом состоянии. Есть множественные вертикальные царапины, явно абразивного происхождения (см фото 10).
Ну, а как себя чувствуют поршни? Соответственно цилиндрам. Тоже царапины на юбках, как и должно быть при наличии абразивных частиц в смазке (см фото 11).
Смотрим постель коленчатого вала. На четвертой опоре беда, а остальные визуально выглядят вполне прилично (см фото 12).
Разбираем масляный насос. Душераздирающее зрелище! Везде, где могут быть задиры они есть! (см фото 13)
Опять же понятно. Вкладыши разрушались. Продукты разрушения вкладышей (металлические частицы) попадали в поддон картера, а оттуда с моторным маслом, в цилиндры, в масляный насос, а затем их ловил фильтр. Но что произошло с коренными вкладышами 4-ой опоры?
Отворачиваем крышки коренных опор (см фото 14 и 15).
Внимательно смотрим, и видим на плоскостях разъемов коренных крышек деформацию алюминия, которой там быть ни, как не должно. Особенно выражена такая деформация (правильно!) на разъемах 4-ой опоры (см фото 16).
Ну, вот. Все и встает на свои места. Откуда эти «ямы»? Затянули болты вылупив глаз «динамометрической трубой»? Это вряд ли. Скорее болты бы порвали, чем так продавили алюминий… А, кстати, на что похожи болты? А с болтами все плохо (см фото 15).
Ну и вопрос к пострадавшему обладателю автомобиля: новые болты покупали? Ответ: нет!
Вот и сказочке конец! В мануале написано: Замена болтов обязательна! Это просто так написали? Что б болты продавать? Нет не просто так. Эти болты, если их отвернули, менять необходимо и вот почему: Такие болты изготовлены из высокопрочной стали и рассчитаны на работу в зоне упругой деформации. Это значит, что в процессе затяжки, болт не просто сжимает детали, а растягивается сам и работает, грубо говоря, как очень жесткая пружина. Именно это упругое растяжение создает очень высокую и, самое главное, равномерную силу, которая удерживает крышку коренной опоры на месте под огромными нагрузками.
Затяжка болтов такого типа всегда производится в два или больше этапов: сначала болты затягивают предписанным моментом, а затем доворачивают на определенный угол, так в данном конкретном случае это делается в четыре этапа:
1. Затяжка моментом 25 Нм
2. Затяжка моментом 50 Нм
3. Доворот на 60°
4. Доворот на 60°
Этапы доворота на указанный угол и вызывают контролируемое пластическое растяжение болта до расчетной величины.
После того, как болт был затянут надлежащим моментом, он уже прошел предел упругости и приобрел остаточную деформацию. Образно выражаясь, он свой ресурс уже отработал. Если такой, уже однажды использованный болт, вновь затянуть указанным моментом он не создаст необходимую прижимную силу т.к. уже растянут. А это значит, что под нагрузками крышка опоры коленчатого вала будет иметь возможность совершать микроперемещения. Двигаясь туда-сюда, крышка постепенно «набивает» те самые «ямы», которые мы видим на плоскости разъема, тем самым делая себе пространство для перемещений более значительных. В какой-то момент величина этих смещений становится достаточной чтобы существенно нарушить геометрию постели коленчатого вала. Ну, а нарушение геометрии постели совершенно автоматически влечет за собой изменение величины зазора между вкладышами и шейкой коленчатого вала, и соответственно, подшипники скольжения начинают работать в режиме недостаточного смазывания со всеми вышеописанными последствиями.
Все логично? Нет! Здесь нет ответа на вопрос почему пострадала только 4-я опора? Почему тоже самое не произошло с остальными? Точно ответить на этот вопрос проблематично, однако, учитывая, что на остальных опорах болты вытянуты несколько меньше, чем на четвертой, можно кое-что предположить.
Мы не даром упоминали в начале этой статьи динамометрический ключ. И вот вопрос: он, динамометрический ключ, был? А, может и был, да пользовались им неправильно. Затяжка болтов на этом двигателе начинается как-раз с этой злополучной четвертой опоры. И вот затянул моторист болты все правильным моментом и стал доворачивать на нужный угол. И вот на последнем этапе (а начинал он этот последний этап опять с четвертой опоры) почувствовал он, что болты «плывут». Почувствовал, испугался и не стал остальные болты доворачивать. Вот и получилось, что на четвертой опоре болты вытянулись сильнее, чем на остальных и держали еще хуже. Остальных опор тоже на долго бы не хватило, но четвертая сдалась первой.
Нас могут спросить: А почему вы думаете, что все было именно так? Разве, например, при ремонте постели не могли на четвертой опоре с размером ошибиться?
Такой вопрос имеет право на существование. Теоретически могли. Однако это очень маловероятно потому, что расточник растачивает постель за один проход. Он резец выставляет один раз и растачивает все опоры. Если бы он ошибся, то все опоры расточил бы одинаково неправильно. Но да, в принципе, могло произойти что-то такое нештатное в результате чего пришлось именно четвертую опору точить иначе, чем все остальные и сделано это было, скажем, большим, чем требуется диаметром. А еще можно предположить, что, например, вкладыш именно четвертой опоры имел ненадлежащею толщину. Возможно такое? Опять же теоретически, возможно…
Много разного можно предположить, но есть одна вещь, которая нам известна точно. Болты крепления крышек коренных опор не менялись! А должны были быть заменены. Потому логичным нам представляется именно тот вариант развития событий, который мы тут описали. А как вы считаете? Если есть другие варианты, пишите в комментариях!
Да, так к чему вся эта грустная история? Какая мораль, сей басни? Очень простая! Экономия денег клиента часто обходится крайне дорого мотористу!
И еще. Если в мануале написана, с нашей с вами точки зрения, какая-то глупость, то скорее всего, это нам с вами только так кажется. Почему? А потому, что все та же компания BMW за свою историю создала очень много отличных и просто хороших двигателей. А мы с вами сколько двигателей создали? Ни одного? Поэтому нам с вами не надо ничего изобретать и упрощать, а надо стараться следовать указаниям мануала. Он написан именно так, а не иначе, не зря. И не дураки его писали!