Найти в Дзене
Зачем я там была?

Фрида Кало: жизнь, превращенная в живопись (и почему даже копии не теряют ее силы)

Когда меня пригласили на выставку репродукций Фриды Кало в галерее Vekarta, я сомневалась. Репродукции - это ведь нечто неживое: изображение без дыхания, без того электрического заряда, который чувствуешь рядом с оригиналом. Но потом я подумала: я ведь была в Мехико, а в дом-музей Фриды так и не попала - отпугнули очереди (зато заглянула в соседний дом-музей Троцкого, с которым у неё были короткие, но бурные отношения). Потом, когда в Москве и Петербурге проходили выставки, посвященные Кало, я снова их не посетила - не успела. А в российских музеях ее работ нет. При этом Фрида мне близка- и как художница, и как человек. Я много про нее читала (а вот фильм с Сальмой Хайек, признаюсь, так и не посмотрела — кто видел, стоит ли?). Недавно прослушала курс лекций на платформе «Синхронизация» про символику ее картин. И теперь, когда шансы увидеть подлинники стремятся к нулю, я решила: идти стоит. Забегая вперед, скажу: выставка репродукций - это возможность. Возможность подойти ближе к карт

Когда меня пригласили на выставку репродукций Фриды Кало в галерее Vekarta, я сомневалась. Репродукции - это ведь нечто неживое: изображение без дыхания, без того электрического заряда, который чувствуешь рядом с оригиналом.

Фото автора
Фото автора

Но потом я подумала: я ведь была в Мехико, а в дом-музей Фриды так и не попала - отпугнули очереди (зато заглянула в соседний дом-музей Троцкого, с которым у неё были короткие, но бурные отношения).

Потом, когда в Москве и Петербурге проходили выставки, посвященные Кало, я снова их не посетила - не успела.

А в российских музеях ее работ нет.

Фото автора
Фото автора

При этом Фрида мне близка- и как художница, и как человек. Я много про нее читала (а вот фильм с Сальмой Хайек, признаюсь, так и не посмотрела — кто видел, стоит ли?). Недавно прослушала курс лекций на платформе «Синхронизация» про символику ее картин.

И теперь, когда шансы увидеть подлинники стремятся к нулю, я решила: идти стоит.

Фото автора
Фото автора

Забегая вперед, скажу: выставка репродукций - это возможность. Возможность подойти ближе к картинам, которые обычно видишь на экране компьютера. Здесь использована техника жикле-печати - она передаёт мельчайшие детали оригинала - вплоть до мазков.

Да, это не оригиналы, но в них есть то, чего нет в книжных иллюстрациях и онлайн-изображениях: точность. Особенно цветопередачи.

Фото автора
Фото автора

Фрида Кало давно перестала быть просто художницей. Она - поп-икона, бренд. Ее лицо на футболках, чашках, сумках, обложках блокнотов. Но за этим штампом, за «женщиной с цветами в волосах и монобровью», часто теряется главное - боль, которая стала материалом ее искусства.

Симона де Бовуар писала в «Мандаринах»: «Искусство - это попытка интегрировать зло». Для Фриды Кало искусство стало способом интегрировать боль.

В детстве она перенесла полиомиелит и осталась хромой. В восемнадцать попала в страшную аварию: тройной перелом позвоночника, множественные травмы. А потом - брак с Диего Риверой, измены, выкидыши, ссоры, расставания.

Фрида Кало и Диего Ривера// фото из открытых источников интернет
Фрида Кало и Диего Ривера// фото из открытых источников интернет

Фрида говорила, что в ее жизни было две аварии: одна - в которой она чуть не погибла, вторая- любовь к Диего.

Она знала о терапевтической силе искусства больше, чем кто-либо. Именно живопись помогла ей выстоять, превратить физическую и душевную боль в визуальную поэзию.

Из 145 ее работ - 60 автопортретов. Фрида писала себя, потому что, как она говорила, «я так часто бываю одна, потому что я человек, которого я знаю лучше всего».

Фото автора
Фото автора

В каждом автопортрете - ее боль, одиночество, любовь и надежда.

На выставке можно увидеть многие из знаковых работ художницы.

Например, «Автопортрет в бархатном платье» (1926) - первый автопортрет, написанный после аварии во время восстановления. Его Фрида собиралась подарить своему бывшему возлюбленному Алехандро Гомесу Ариасу, надеясь вернуть его любовь.

«Автопортрет в бархатном платье». Фото автора
«Автопортрет в бархатном платье». Фото автора

Или «Сломанная колонна» (1944), пожалуй, самая известная ее работа. Она была написана вскоре после операции на позвоночнике, которая приковала художницу к постели и к металлическому корсету. Колонна символизирует сломанный позвоночник, а гвозди - физические и душевные страдания.

«Сломанная колонна». Фото автора
«Сломанная колонна». Фото автора
Интересный факт: Жан-Поль Готье, создавая костюм Лилу для фильма «Пятый элемент», вдохновлялся именно этой картиной.

«Диего и я» (1949) - последний законченный плечевой автопортрет Фриды. Распущенные волосы, обычно заплетенные в тугие косы, почти душат ее. Щеки горят румянцем, по лицу текут слезы. В центре лба - миниатюрный портрет Диего Ривера, чтобы обозначить место, которое он занимал в ее жизни.

«Диего и я». Фото автора
«Диего и я». Фото автора

Есть и «Рамка», купленная Лувром в 1939 году - это первая работа мексиканского художника XX века, приобретённая этим музеем.

Парадоксально, но при жизни Фрида оставалась в тени Риверы. Ее воспринимали, скорее, как жену великого художника, чем как самостоятельную фигуру. Сейчас, наоборот - имя Фриды затмило его.

Автопортрет «Рамка». Фото автора
Автопортрет «Рамка». Фото автора

Фрида Кало - редкий пример художницы, чьи картины невозможно отделить от ее жизни. Она не выдумывала сюжеты: все, что изображено,- ее тело, ее боль, ее опыт.

Благодаря подробным описаниям к каждой работе на выставке можно буквально проследить всю ее жизнь - от ранних автопортретов до последней картины «Viva la vida» (1954). Яркие арбузы, сочные краски, гимн жизни. «Надеюсь, мой уход будет удачным, и я больше не вернусь», — написала Фрида незадолго до смерти.

«Viva la vida». Фото автора
«Viva la vida». Фото автора

Всего на выставке представлено более 90 работ - не только Фриды Кало, но и Диего Риверы.

Его муралы я видела вживую в Мехико - впечатление сильнейшее.
Кстати, недавно читала мемуары художницы Маревны (Марии Воробьевой-Стебельской). У нее с Риверой был роман в Париже, и их дочь - дочь большого во всех смыслах человека - стала балериной. Почему-то этот факт меня удивил.
Д. Ривера "Продавщицы калл". Фото автора
Д. Ривера "Продавщицы калл". Фото автора

Всего Ривера создал около трех тысяч работ. На выставке их представлено немного, но и этого достаточно, чтобы увидеть, насколько его живопись многолика - от кубизма до реализма.

И знаете, пусть это всего лишь репродукции, я все равно ловила себя на ощущении живого присутствия. И Фрида, и Диего - из тех художников, чья энергия пробивается даже сквозь копию.

Фото автора
Фото автора

Галерея Vekarta, Большая Якиманка, 26.
До 19 октября.
Будни: 12:00 - 21:00.
Выходные: 11:00 - 20:00.

Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь впечатлениями от поездок, часто прямо в моменте, анонсами мероприятий, находками. Присоединяйтесь.