Когда меня пригласили на выставку репродукций Фриды Кало в галерее Vekarta, я сомневалась. Репродукции - это ведь нечто неживое: изображение без дыхания, без того электрического заряда, который чувствуешь рядом с оригиналом.
Но потом я подумала: я ведь была в Мехико, а в дом-музей Фриды так и не попала - отпугнули очереди (зато заглянула в соседний дом-музей Троцкого, с которым у неё были короткие, но бурные отношения).
Потом, когда в Москве и Петербурге проходили выставки, посвященные Кало, я снова их не посетила - не успела.
А в российских музеях ее работ нет.
При этом Фрида мне близка- и как художница, и как человек. Я много про нее читала (а вот фильм с Сальмой Хайек, признаюсь, так и не посмотрела — кто видел, стоит ли?). Недавно прослушала курс лекций на платформе «Синхронизация» про символику ее картин.
И теперь, когда шансы увидеть подлинники стремятся к нулю, я решила: идти стоит.
Забегая вперед, скажу: выставка репродукций - это возможность. Возможность подойти ближе к картинам, которые обычно видишь на экране компьютера. Здесь использована техника жикле-печати - она передаёт мельчайшие детали оригинала - вплоть до мазков.
Да, это не оригиналы, но в них есть то, чего нет в книжных иллюстрациях и онлайн-изображениях: точность. Особенно цветопередачи.
Фрида Кало давно перестала быть просто художницей. Она - поп-икона, бренд. Ее лицо на футболках, чашках, сумках, обложках блокнотов. Но за этим штампом, за «женщиной с цветами в волосах и монобровью», часто теряется главное - боль, которая стала материалом ее искусства.
Симона де Бовуар писала в «Мандаринах»: «Искусство - это попытка интегрировать зло». Для Фриды Кало искусство стало способом интегрировать боль.
В детстве она перенесла полиомиелит и осталась хромой. В восемнадцать попала в страшную аварию: тройной перелом позвоночника, множественные травмы. А потом - брак с Диего Риверой, измены, выкидыши, ссоры, расставания.
Фрида говорила, что в ее жизни было две аварии: одна - в которой она чуть не погибла, вторая- любовь к Диего.
Она знала о терапевтической силе искусства больше, чем кто-либо. Именно живопись помогла ей выстоять, превратить физическую и душевную боль в визуальную поэзию.
Из 145 ее работ - 60 автопортретов. Фрида писала себя, потому что, как она говорила, «я так часто бываю одна, потому что я человек, которого я знаю лучше всего».
В каждом автопортрете - ее боль, одиночество, любовь и надежда.
На выставке можно увидеть многие из знаковых работ художницы.
Например, «Автопортрет в бархатном платье» (1926) - первый автопортрет, написанный после аварии во время восстановления. Его Фрида собиралась подарить своему бывшему возлюбленному Алехандро Гомесу Ариасу, надеясь вернуть его любовь.
Или «Сломанная колонна» (1944), пожалуй, самая известная ее работа. Она была написана вскоре после операции на позвоночнике, которая приковала художницу к постели и к металлическому корсету. Колонна символизирует сломанный позвоночник, а гвозди - физические и душевные страдания.
Интересный факт: Жан-Поль Готье, создавая костюм Лилу для фильма «Пятый элемент», вдохновлялся именно этой картиной.
«Диего и я» (1949) - последний законченный плечевой автопортрет Фриды. Распущенные волосы, обычно заплетенные в тугие косы, почти душат ее. Щеки горят румянцем, по лицу текут слезы. В центре лба - миниатюрный портрет Диего Ривера, чтобы обозначить место, которое он занимал в ее жизни.
Есть и «Рамка», купленная Лувром в 1939 году - это первая работа мексиканского художника XX века, приобретённая этим музеем.
Парадоксально, но при жизни Фрида оставалась в тени Риверы. Ее воспринимали, скорее, как жену великого художника, чем как самостоятельную фигуру. Сейчас, наоборот - имя Фриды затмило его.
Фрида Кало - редкий пример художницы, чьи картины невозможно отделить от ее жизни. Она не выдумывала сюжеты: все, что изображено,- ее тело, ее боль, ее опыт.
Благодаря подробным описаниям к каждой работе на выставке можно буквально проследить всю ее жизнь - от ранних автопортретов до последней картины «Viva la vida» (1954). Яркие арбузы, сочные краски, гимн жизни. «Надеюсь, мой уход будет удачным, и я больше не вернусь», — написала Фрида незадолго до смерти.
Всего на выставке представлено более 90 работ - не только Фриды Кало, но и Диего Риверы.
Его муралы я видела вживую в Мехико - впечатление сильнейшее.
Кстати, недавно читала мемуары художницы Маревны (Марии Воробьевой-Стебельской). У нее с Риверой был роман в Париже, и их дочь - дочь большого во всех смыслах человека - стала балериной. Почему-то этот факт меня удивил.
Всего Ривера создал около трех тысяч работ. На выставке их представлено немного, но и этого достаточно, чтобы увидеть, насколько его живопись многолика - от кубизма до реализма.
И знаете, пусть это всего лишь репродукции, я все равно ловила себя на ощущении живого присутствия. И Фрида, и Диего - из тех художников, чья энергия пробивается даже сквозь копию.
Галерея Vekarta, Большая Якиманка, 26.
До 19 октября.
Будни: 12:00 - 21:00.
Выходные: 11:00 - 20:00.
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь впечатлениями от поездок, часто прямо в моменте, анонсами мероприятий, находками. Присоединяйтесь.