Мы уже точно несколько раз писали о таком явлении как «даунсайзинг» - планомерном уменьшении рабочего объема двигателей внутреннего сгорания во имя сохранности ледников и здоровья морских котиков. Впрочем, не совсем верно винить в этом только экологов, процесс этот начался еще во время нефтяного кризиса начала 1970-х по банальной причине возросшей стоимости топлива. «Зеленые» добавились потом.
Когда моторы были НАСТОЯЩИМИ: эпоха гигантов.
“There is no replacement for displacement” или в дословном переводе «ничем не заменить рабочий объем» - знаменитая фраза сэра Уолтера Оуэна Бэнтли, основателя одноименной марки. В 2025 году, когда самый быстрый C63 AMG в истории – двухлитровый гибрид, а Chrysler ежегодно норовит похоронить легендарные Hemi, цитата звучит уже так себе. Заменить получилось. И все же нельзя отрицать вселенскую тоску по большим моторам в автомобильном сообществе: суперэффективным современным силовым агрегатам не хватает не производительности, им не хватает характера, звука, самобытности – харизмы, одним словом. Покупатели это ценят, именно поэтому производители премиальных автомобилей всеми силами стараются сохранить в своем модельном ряду престижные двигатели V8 и V12 большого объема, но их дни тоже сочтены.
Мы предлагаем поностальгировать и вспомнить каким был мир до момента, когда все стало двухлитровым. Сегодня мы говорим про самые «антидаунсайзинговые» двигатели в истории автомобилестроения, про самые гигантские моторы - про несуществующее явление «апсайзинга»! F*ck fuel economy и вот это вот все: топ 5 самых крупных автомобильных ДВС за всю историю.
ТОП-5 МОНСТРОВ: самые большие моторы в истории автомобилей
Для начала давайте определимся с критериями: мы говорим о рабочих объемах легковых серийных моторов, без грузовиков, прототипов и гоночных болидов. Огромные ДВС в разное время практически у всех мировых производителей (кроме французов, пожалуй), только вот семи и даже восьми литров маловато для попадания в топ-5! Поэтому здесь не найдется места многим вашим любимчикам, мир двигателей внутреннего сгорания некогда вообще не стеснялся заигрывать с рабочими объемами:
5 место: GM Vortec 8100 V8 - Chevrolet запихнул 8.1 ЛИТРА в минивэн!
Как ни удивительно, мотор объемом 8.1 литра презентовали уже в разгар борьбы за экологию – в начале двухтысячных! Этот гигант стал «последним из могикан» в легендарной серии Chevrolet Big-Block и довольно сильно отличался от предшественников. Рабочий объем нарастили за счет увеличения хода поршня, изменили порядок работы цилиндров, новая система питания. Конвейерная жизнь была недолгой: производство прекратили в 2009 году, спустя всего 8 лет после премьеры. С тех пор Big Block можно получить только в ящике – в буквальном смысле: Chevrolet до сих пор продает такие моторы отдельно, самый большой из которых ZZ632/1000 объемом 10.3 литра (да, «1000» это мощность)! Изредка бывают мелкосерийные дрэгстеры заводского(!) производства вроде Chevrolet COPO Camaro. Серийный же Vortec 8100 в России иногда можно встретить под капотом больших минивэнов (простите за каламбур!) Chevrolet Express или огромных внедорожников Suburban. Последний нам в этом списке еще встретится.
4 место: Cadillac Eldorado - 500 кубических ДЮЙМОВ чистой мощи!
Почетную четвертую строчку в нашем списке занимает потрясающий Cadillac Eldorado из первой половины 1970-х. Объем его огромного V8 куда красивее выглядит в дюймах – ровно 500! В привычных нам литрах это двигатель 8.2, для своего времени самый большой серийный мотор на планете. И один из самых мощных, ведь здесь было целых 400 лошадиных сил!
Мотор стал одной из жертв первой волны даунсайзинга, когда уменьшали не объемы, а мощность: к 1976 году его «кастрировали» до 190 лошадок, которых для тяжеленной машины было откровенно мало.
3 место: Dodge Viper V10 - Lamborghini делала моторы для DODGE?!
Огромный восьмилитровый мотор появился под капотом «Гадюки» под давлением легендарного топ-менеджера Chrysler Боба Лутца, ведь его партнер по проекту в лице Кэролла Шэлби активно настаивал на более традиционном V8. Учитывая, что вся история Viper началась с идеи возрождения легендарной Shelby Cobra, спорить с легендарным гонщиком и инженером было, наверное, непросто.
Известная байка о моторе Viper, снятом с грузовика не совсем верна. Это действительно близкий родственник двигателю Dodge Ram, но серьезно переработанную алюминиевую версию для спорткара производила… Lamborghini! Исполинский V10 выдавал всего 400 сил – сейчас столько можно встретить у Октавии на чипе. И даже восьми литров «Гадюке» не хватило бы, чтобы попасть на третье место – мотор Viper здесь потому, что за 30+ лет конвейерной жизни ему дважды увеличивали объем: сначала до 8.2, а потом и до 8.4 литров!
2 место: Bugatti Tourbillon - 8.4 литра БЕЗ ТУРБИН в 2024 году!
Мотор нового Bugatti – живое доказательство, что за большие деньги возможно практически все. Судите сами: 16 цилиндров, 8.4 литра рабочего объема, всего 250 кг массы, без малого тысяча лошадиных сил и никакого наддува! В 2024 году на фоне норм ЕВРО 7!
Безусловно, силовая установка нового гиперкара теперь гибридная – в помощь бензиновому исполину здесь присутствуют три электромотора, но характеристики самого ДВС все равно поражают. С разработкой двигателя помогали специалисты Cosworth, а прогрессивных технологий здесь с запасом хватит на три следующие декады развития автопрома. Как-нибудь расскажем поподробнее.
1 место: Chevrolet Suburban Lingenfelter - ПОЧТИ 10 ЛИТРОВ в семейном авто!
Самый большой серийный двигатель устанавливали на Chevrolet Suburban конца 1990-х в спецкомлектации Lingenfelter. Без малого 10 литров! Легенда гласит, что к General Motors обратились власти Саудовской Аравии с запросом на очень быстрый «Сабурбан». Американцы обратились к своим товарищам в компанию Lingenfelter Performance Engineering, которые долго не думали и воткнули туда V8 объемом 9.9 литра.
Ничего в моторе особенного не было, но ему это было не нужно. Мощность составляла безумные по меркам 1990-х годов 550 лошадиных сил и разгонялся такой Suburban до сотни меньше, чем за пять секунд! Страшно, очень страшно! Кстати, эти машины сложно назвать совсем уж серийными, но в мире их сотни и такую реально можно встретить даже в России - точно была одна.
ВНЕ КОНКУРСА: Bugatti Royale - рекордные 12.7 литра еще в 1927 году!
Мы не знали куда поместить этот автомобиль: с одной стороны формально это вполне серийная машина, с другой – выпустили всего 6 (по другим данным 7) экземпляров. С этой моделью напрямую связана добрая половина ауры и статуса марки «Бугатти».
Легенда гласит, что одна английская дама упрекнула Этторе Бугатти в схожести его автомобилей с продукцией Rollce-Royce, что задело итальянского конструктора и он принял решение построить самый роскошный автомобиль в мире. И, надо отдать Бугатти должное, построил и еще как: 6.4 метра общей длины, 4.3 метра колесной базы и три тонны роскоши!
Мотор здесь был под стать: рядный восьмицилиндровый двигатель объемом 12,7 литра, спроектированный на основе авиационных поршневых ДВС! Здесь уже был верхний распредвал и три клапан на цилиндр, а отдача составляла 300 лошадиных сил! Для 1927 года - огромная цифра! Ценник был соответствующий, в переводе на современные деньги около 16 миллионов долларов. Даже современные Bugatti кажутся на этом фоне бюджетными…
БОНУС: Самые большие «маленькие моторы» - рекорды среди рядников!
А что, если мы говорим не о многоцилиндровых двигателях? Как оказалось, шесть цилиндров по объему дотянулись до самых крупных представителей «восьмерок», да и четырехцилиндровые моторы не ограничиваются привычными двумя литрами.
Рядная ШЕСТЁРКА на 6.7 литра - дизельный монстр от Cummins
- Самый большой шестицилиндровый мотор – дизель! Рядная шестерка Cummins объемом 6,7 литра и мощностью 420 лошадей, способна разогнать огромный RAM 2500 до сотни за 7,2 секунды. Из интересного здесь огромная даже для дизеля степень сжатия, шестереночный привод распредвала и кованый коленвал.
ТРИ ЛИТРА на четыре цилиндра - Porsche 968
- Самые крупные 4 цилиндра? Трехлитровый M44/12 на Porsche 968! Непопулярные модели «Порше» в виде 944 и 968 в 80-е и 90-е годы активно использовали рядный четырехцилиндровый мотор аж на три литра! Существовала и наддувная версия, которая развивала весьма приличные по тем временам 300 л.с.
Какое моторное масло нужно ГИГАНТАМ: смазка для больших двигателей
Влияет ли объем мотора на выбор моторного масла? Лишь теоретически. У многолитровых/многоцилиндровых агрегатов формально больше объем системы смазки, что положительно скажется на сроке службы масла. Также здесь потенциально меньшая температурная нагрузка – это спорно даже в теории, учитывая современные компоновочные решения, обилие дополнительного оборудования и огромную мощность!
Актуальные многолитровые моторы спорткаров Ferrari/Lamborghini/Bugatti и иже с ними невероятно требовательны к смазочным материалам и зачастую используют различные спецпродукты, недоступные в свободной продаже. Продукты «спортивной» спецификации VW 511 всем известного концерна тому весьма яркий пример: в вязкости 0W-40 их выпускает лишь один бренд в мире (кроме оригинальных канистр).
Общая же черта моторных масел для высоконагруженных моторов – полностью синтетические базовые основы, например PAO – как у нас в старшей линейке MX9. Любите отжигать, у вас мотор с наддувом (любого объема) или же просто строгий допуск автопроизводителя? Наши флагманы как раз для вас – загляните в официальный магазин Mirax на Ozon, наверняка найдется подходящий продукт.
Возвращаясь к большим моторам – поделитесь в комментариях какой двигатель для вас символизирует многоцилиндровую эпоху моторостроения? С чем ассоциируется “F*ck fuel economy”?