Найти в Дзене

В любой ситуации пиши без ошибок!

В этом объявлении, как говорится, «прекрасно всё». И стиль, и пунктуация.

«Уважаемые пассажиры! По техническим причинам экологический чистый туалетный комплекс временно закрыт. От лица Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава приносим извинения, за доставленные неудобства».

Прежде всего это великолепный образец так называемого «канцелярита», когда витиеватые обороты «официального» языка используются, чтобы сгладить негативное впечатление от содержания сообщения, завуалировать неприятную ситуацию.

Ценную информацию в нём можно сократить до 16 букв: «Туалет не работает».

Но авторы объявления решили «подсластить» эту малоприятную новость следующими способами:

– во-первых, отметить высокое и передовое качество оборудования вагона («экологический чистый туалетный комплекс»). Какое дело до этого читающему, если оно всё равно не работает? Неважно. Кроме того, «экологический чистый» – это нонсенс, правильно было бы «экологически чистый».

– во-вторых, обозначить временность неудобств («по техническим причинам… временно закрыт»). Опять же, ценность этой информации нулевая, так как сроки устранения поломки не указаны.

– в-третьих, задавить негодование читателя авторитетом институции с многословным названием («Октябрьская дирекция моторвагонного подвижного состава»). Видимо, чтобы у прочитавшего было кого помянуть недобрым словом.

Многие относятся к канцеляриту резко негативно. Мы же относимся к нему с юмором. Подобные образцы текста дают пищу для размышлений и бесед, повышают настроение своей абсурдностью. Разумеется, кроме тех случаев, когда их содержание касается лично вас. Тогда уже неважно, что написано – лапидарное «Туалет не работает» или приведённый пример.

Канцеляриту противостоит информационный стиль. Его задача – донести до читающего полезные сведения. Достаточно добавить одну фразу:

«Туалет не работает. Действующий туалет находится в вагоне №3».

Можно ещё добавить «милоты», такой дружелюбно-услужливый тон обращения к читающему почему-то распространён в Москве, а при отдалении от неё (интересно, почему?) резко исчезает:

«Туалет не работает. Мы делаем всё, чтобы поскорее починить его. Действующий туалет находится в вагоне №3».

Но имейте в виду, что «милота» без информационного компонента не работает, а начинает звучать издевательски. Сравните:

«Туалет не работает. Мы делаем всё, чтобы поскорее починить его».

Ну а читающему-то что делать? Ждать и терпеть (непонятно сколько)?

Но нас, как представителей Школы грамотности, даже больше, чем содержание, интересует ошибка: запятая после слова «извинения». Она здесь совершенно лишняя. Это частая ошибка под нашим внутренним кодовым названием «запятая внутри объекта».

Распространённый запрос наших учеников: «я хочу научиться правильно ставить запятые»! Вы удивитесь, но это неправильный посыл, потому что практически всегда старшеклассники и взрослые делают ошибки как раз в сторону лишних запятых. Некоторые при этом похваляются: «я ставлю знаки интуитивно, на слух»!

Правильно ставить знаки препинания просто «на слух» не удастся. Получится так, как на объявлении. Да, в нашей речи образуются паузы, на которые можно и нужно ориентироваться при постановке запятых. Но этого недостаточно. Каждую паузу необходимо проверить по алгоритму. Мы тренируем учащихся, как быстро и правильно проверять паузы. Они быстро этому обучаются. К седьмому занятию подросток способен справиться с предложением любой длины и сложности, потому что это не труднее, чем решить пример по алгебре в два действия. Наши учащиеся не только справляются с трудными экзаменационными тестами по пунктуации. Они умеют находить и исправлять чужие ошибки в неграмотно построенных фразах. А дальше пусть они сами решают в зависимости от ситуации: писать ли им в информационном стиле, канцеляритом или, где надо, добавить «милоты».

-2

Ближайшие курсы в СПб пройдут в дни осенних каникул (25 октября – 3 ноября). Запись по тел. +7-911-924-48-52(WhatsApp, Telegram)

Ближайшие курсы в Москве пройдут 20 февраля – 1 марта 2026 г. Запись по тел. +7-903-190-05-65 (WhatsApp, Telegram)