Найти в Дзене
Мир вокруг нас.

Нестяжатели и Иосифляне.

Сын Ивана Третьего Василий Третий (1505 - 1533) стал единовластным правителем Руси. Ему удалось присоединить к Московскому княжеству Смоленск. Церковь во всём поддерживала государя, была идейным помощником великокняжеской власти. В ознаменование этого события в двух верстах от Московского Кремля был построен Новодевичий монастырь. Его иконостас украсила Смоленская икона Божией Матери, списанная в 1456 году с древней Одигитрии Смоленского храма, поставленного ещё во времена Владимира Мономаха.
  В это время Православная Церковь на Руси остро переживала нелёгкий период дискуссий между нестяжателями и иосифлянами о роли монастырей и монашестве в истории России, которую они понимали по-разному. Нестяжатели проповедовали аскетический образ жизни, отрицали право монастырей жить за счёт своих владений, отвергали смертную казнь для еретиков и выступали за независимость Церки от государства. Нестяжателей возглавлял старец Нил Сорский, инок Кирилло-Белозёрского монастыря, выдающийся реформатор монастырской жизни и церковный публицист, и его последователь Вассиан Патрикеев. Нил Сорский заимствовал из греческих монастырей Афона традицию отшельничества.

Кельи на горе Афон.
Кельи на горе Афон.

Иосифляне назывались по имени основателя Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, приверженца сурового монашеского общежития, борца с религиозным инакомыслием. Он выступал за сильную Церковь и могучее государство. Иосифляне играли активную роль на заключительном этапе собирания земель вокруг Москвы. Они считали, что все земли Церкви и имущество монастырей принадлежат Богу. Они признавали зависимость церковной власти от светской, а еретиков предлагали предавать смертной казни. Идеология иосифлян более подходила для жизни в 16 веке, и они победили. Как правитель Василий Третий был приверженцем иосифлян, но как человек поддерживал дружеские отношения с Вассианом, в миру князем Василием Косым Патрикеевым. Василий Третий уважал инока за строгую жизнь. В 1510 году Вассиан был переведён из Кирилло-Белозерской обители в Симонов монастырь, в Москву. Туда Василий, Великий князь Московский, ездил к нему на учёные беседы. Но когда Вассиан не поддержал Василия Третьего в его стремлении развестись с Соломонией Сабуровой, с которой он прожил более двадцати лет и в браке не нажил детей, они разошлись.
  В 1518 году в Москву приехал учёный монах с Афона Максим Грек. Талантливый писатель и публицист, он учился в университетах Флоренции и Парижа, был знаком с Иеронимом Савонаролой. Василий Третий пригласил его для исправления книг в своей библиотеке. Максим Грек не только выправил книги по богослужению, в которых были грубые ошибки, допущенные переписчиками, но перевёл Псалтырь с греческого на русский. Во время работы Максим подружился с Вассианом Патрикеевым. Много было у них учёных споров. Оба были согласны в том, что монастыри не должны владеть землями. Максим Грек открыто осудил желание государя получить развод и жениться вторично. По настоянию иосифлян в 1525 году он предстал перед церковным и светским судом. Ему ставили в вину распространение ереси, порчу церковных книг, отрицание права русских самим назначать митрополита. Максима Грека заточили в Волоколамском монастыре. Туда же сослали и Вассиана Патрикеева.

Гора Афон. Иноки.
Гора Афон. Иноки.

Разрешение на развод с Соломонией Сабуровой Василий Третий получил от митрополита Даниила. Он был активным защитником иосифлян, и как только после суда над Максимом Греком и Вассианом влияние нестяжателей ослабло, развёл великокняжескую чету. Семейная трагедия наложила глубокий отпечаток на князя. Он наверняка и сам понимал, что это не по Божески, таким вот образом выпрашивать наследника, но законы светской этики гласили об обратном. Перед смертью Василий Третий по обычаю и своему горячему желанию принял схиму и был похоронен как инок, в чёрных одеждах. В годы его правления завершилось объединение русских земель вокруг Москвы и значительно возрос престиж Русского государства в Европе. Свою державу он оставил трёхлетнему сыну Ивану (1533 - 1584), родившемуся во втором браке Василия Третьего с Еленой Глинской. Венчание на царство Ивана Четвёртого состоялось 16 января 1547 года в Успенском соборе. Шапку Мономаха он получил из рук главы РПЦ - митрополита Макария.