Найти в Дзене
Евгения Кретова || писатель

На темной стороне 2026 года: темное фэнтези и хоррор

С темным фэнтези и хоррором, признаться, сложилась забавная ситуация: несмотря на всю тягу к уютному и эскапичному, эти жанры растут! При чем, чем более уютное в популярном, тем более темное фэнтези появляется на прилавках. Примечательно, что теперь оно представлено не только и не столько зарубежными авторами - наши тоже оказались мастаками пугать и стращать! Давайте сперва разберемся в причинах популярности жанра. Прежде всего, это потребность в острых ощущениях. В безопасной среде, где даже детские площадки оборудованы мягким покрытием, где так модно быть "не в ресурсе", мы сознательно ищем адреналин: книга или фильм ужасов дают возможность пережить сильный эмоциональный опыт без реальной угрозы. Своего рода "контролируемый страх" - мы знаем, что в любой момент можем закрыть книгу или выключить телевизор и снова оказаться наедине со своими смузи. Проживая чужие кошмары, мы отчасти прорабатываем собственные тревоги. В эпоху неопределённости истории о монстрах становятся метафорами реа

С темным фэнтези и хоррором, признаться, сложилась забавная ситуация: несмотря на всю тягу к уютному и эскапичному, эти жанры растут! При чем, чем более уютное в популярном, тем более темное фэнтези появляется на прилавках. Примечательно, что теперь оно представлено не только и не столько зарубежными авторами - наши тоже оказались мастаками пугать и стращать!

Давайте сперва разберемся в причинах популярности жанра.

Прежде всего, это потребность в острых ощущениях. В безопасной среде, где даже детские площадки оборудованы мягким покрытием, где так модно быть "не в ресурсе", мы сознательно ищем адреналин: книга или фильм ужасов дают возможность пережить сильный эмоциональный опыт без реальной угрозы. Своего рода "контролируемый страх" - мы знаем, что в любой момент можем закрыть книгу или выключить телевизор и снова оказаться наедине со своими смузи.

Проживая чужие кошмары, мы отчасти прорабатываем собственные тревоги. В эпоху неопределённости истории о монстрах становятся метафорами реальных проблем: социальных, экологических, личностных. Например, зомби‑апокалипсис нередко символизирует страх перед потерей человечности в массовом обществе.

Особую роль играет эстетика мрачного мира. Авторы тёмного фэнтези создают вселенные с продуманной мифологией, где зло не примитивно, а многогранно. Такие миры притягивают глубиной: здесь вампиры — не просто кровопийцы, а носители древней культуры, а демоны воплощают моральные дилеммы.

В России популярность жанра подпитывается интересом к фольклору. Современные писатели переосмысляют народные поверья: лешие, русалки, упыри обретают новые черты в произведениях вроде "Убыр" Наиля Измайлова или "Заступа" Ивана Белова.

За рубежом тренд тоже растёт: аудитория ищет сложные, неоднозначные сюжеты. Особенно востребовано сочетание жанров: хоррор с элементами детектива ("Девушка с татуировкой дракона"), фэнтези с психологическим триллером ("Американские боги" Нила Геймана).

При этом, эволюция жанра идет в направлении эволюции страха, когда монстр приобретает человеческие черты и позволяет изучить природу самого зла.

Так что сегодня и темное фэнтези, и хоррор, привлекают не только любителей острых ощущений, но и читателей психологической, интеллектуальной прозы, стремящихся к глубокому психологизму и исследованию сложных моральных дилемм.

Новые тренды в темном фэнтези и хорроре:

Кросс-жанровые эксперименты с элементами научной фантастики, космоса

Социальная направленность сюжетов

Экологические темы в мрачном сеттинге

Психологическое погружение в характеры персонажей

Как и в других популярных жанрах, автора поджидает несколько опасностей, и главная из них - вторичность сюжета. Об этом, кстати, говорит Михаил Парфенов, организатор и идейный вдохновитель "Самой страшной книги" и "связанных с ней литературных конкурсов. Дело в том, что если специя одна и та же блюдо быстро приедается. Ищете новые оттенки, голоса, связки в сюжетах. Избегайте чрезмерной и неоправданной жестокости (помните про аудиторию, пришедшую исследовать зло). Используйте сложную мотивацию героев, ищите для них действительно важные цели, избегайте абсолютности зла/добра (тут вы неизбежно скатитесь в комичность, такие сюжеты устарели).

Темное фэнтези развивается, при том - довольно активно. Появляются новые имена, авторы позволяют себе экспериментировать как с форматом повествования (ведя его в том числе от лица отрицательного персонажа), так и смешивать жанры самым неожиданным образом. Темное фэнтези становится все более сложным и многогранным.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить важные книжные новости! Мои книги на Литрес, в Читай-городе, ОЗОН