Найти в Дзене
Gorbunoff - все о машинах

Закат дизеля - почему король экономии стал дорогим анахронизмом

Еще недавно дизельный двигатель был олицетворением практичности и рациональности. Владельцы платили надбавку за целый ряд преимуществ: высокую тягу, феноменальную экономичность и завидный ресурс на больших пробегах. Именно поэтому «тяжелое топливо» царствовало среди внедорожников и коммерческого транспорта. Но сегодня ситуация развернулась на 180 градусов: автопроизводители массово сворачивают дизельные линейки. Что же произошло?

От былой славы к маргинальному статусу

Всего несколько лет назад дизельные версии занимали до 10% рынка новых легковых автомобилей, а в сегменте SUV их доля была еще выше. Сегодня найти новую машину на «солярке» — настоящий квест. Это не случайность, а закономерный итог совокупности факторов.

Российский автопром никогда не делал на дизель серьезной ставки из-за высокой себестоимости и сложных экологических норм. Китайские бренды, наступающие нам на пятки, также игнорируют этот тип двигателей, так как он с трудом вписывается в жесткие экологические стандарты их родины. В результате поклонникам дизеля остаются лишь редкие модели премиум-класса или крупные рамные внедорожники.

Экономия, которая оказалась мифом

Главный козырь дизеля — низкий расход — сегодня выглядит спорно. Да, мотор потребляет на 15–20% меньше топлива, но сама «солярка» значительно дороже бензина. Разница в цене за литр (порядка 14%) практически полностью нивелирует преимущество в экономии.

Ситуация усугубляется при покупке автомобиля. Возьмем, к примеру, Haval H9: переплата за дизельную версию составляет около 400 000 рублей. Чтобы окучить такую сумму, потребуется десятилетие активной эксплуатации и безотказной работы мотора. Но практика часто вносит коррективы.

-2

Цена владения: «дизель не экономит, он дает взаймы»

Эта старая поговорка сегодня актуальна как никогда. На больших пробегах затраты на обслуживание дизеля оказываются гораздо выше. Сложность конструкции выливается в дорогой ремонт:

  • Топливный насос высокого давления (ТНВД) и чувствительные форсунки;
  • Система очистки выхлопа с AdBlue;
  • Использование специальных масел и частая замена фильтров.

Капитальный ремонт дизельного агрегата может в разы превысить стоимость аналогичных работ на бензиновом двигателе. А в регионах найти квалифицированный сервис, разбирающийся в тонкостях дизельной техники, — отдельная сложная задача.

Глобальный контекст: экология и технологии

Мировой автопром взял курс на ужесточение экологических норм. После скандального «Дизельгейта» производителям стало невыгодно дорабатывать дизельные моторы под новые стандарты. Сложные и дорогие системы очистки выхлопа удорожают автомобиль, и многие концерны предпочитают просто отказаться от «солярки» в пользу гибридов и электромобилей.

Вывод: кому сегодня нужен дизель?

Дизельный двигатель не умрет окончательно. Его ниша — тяжелые внедорожники, коммерческий и грузовой транспорт, где решающее значение имеют тяга и выносливость.

Но для рядового покупателя, выбирающего автомобиль для семьи, дизель утратил все ключевые преимущества. Технология, decades считавшаяся символом экономии, превратилась в дорогое удовольствие и двигатель компромиссов, на которые готовы идти лишь немногие.