Если говорить о художественных особенностях советской мозаики, начать стоит с того, что она всегда планировались как часть архитектурного ансамбля, будь то станция метро, фасад здания или интерьеры. Принцип синтеза архитектуры и искусства означал, что мозаика должна дополнять здание, придавая ему идейно-художественный образ. Отсюда огромные размеры панно, вписанных в стены и потолки, и учет того, как работа будет смотреться издалека. Например, в метро мозаики размещали на сводах и стенах в обрамлении архитектурного декора, что создавало цельный образ пространства.
Вплоть до конца 1950-х годов доминировал реалистический изобразительный язык. Фигуры людей, сценические композиции передавались достаточно натуралистично, с пониманием анатомии и пространства, хотя и идеализированно.
После возрождения интереса к мозаичному искусству в 1960-х в стилевом отношении художники получили немного больше свободы самовыражения. Появились элементы модернистской стилизации: упрощение форм, плоскостное изображение, декоративные ритмы.
Материалы тоже разнообразились. Помимо классической смальты и природного камня начали использовать керамическую плитку, цветное стекло, металл. Это позволяло добиваться особых текстур и эффектов блеска. Некоторые поздние мозаики совмещали разные техники. Кроме того, применение кремики удешевляло производство, а все знают, что экономика должна быть экономной…
Тематически советская мозаика охватывала весь спектр социалистической мифологии: революция, Гражданская война, индустриализация, Великая Отечественная война, освоение космоса, спорт, образование, дружба народов.
Были случаи, когда мозаики граничили с абстракцией: так, мозаичное панно в здании Центрального экономико-математического института в виде ленты Мёбиуса, покрытой формулами, само по себе являлось символическим объектом искусства
Тем не менее, полный отход от образности в советской мозаике был редкостью. Она сохраняла функцию повествования.
#bespolezno_no_interesno #art