Все знают про «философские пароходы»: когда советское руководство выслало за границу представителей антибольшевистской интеллигенции.
В связи с этим часто вспоминают «американский вариант» образца 1919 года: 249 человек (уроженцы бывшей Российской империи) отправили в Советскую Россию за «неправильные политические взгляды».
И вот иногда «философские пароходы» представляют как своего рода «ответ американцам».
Но не только большевики и американцы занимались «высылками людей неправильных взглядов». Белые правительства, особенно на последних этапах существования, подобное наказание также практиковали.
В частности, высылка в Советскую Россию была прямо прописана как вид наказания у врангелевцев в Крыму и у приамурских белогвардейцев (Временное приамурское правительство, Приамурский земский край).
Здесь нужно упомянуть о политическом контексте: если колчаковцы и деникинцы собирались взять центр страны и претендовали на всероссийскую власть, то П. Н. Врангель и М. К. Дитерихс просто-напросто не имели для этого сил.
Так что в 1920 — 1922 гг. появилась идея «двух Россий» (но конечно же белые неизменно именовали советский вариант Совдепией): мол, вот у нас все будет так круто, что потом остальная «красная страна» сама попросится в состав Крыма / Приморья.
Впрочем, П. Н. Врангель почему-то всё равно пытался занять и Таврию, и Кубань, и даже Заднепровье.
Ну, понятно почему: не мог маленький Крым нормально функционировать и кормить толпу белогвардейцев (плюс валюта была нужна, в обмен на зерно, добытое в Таврии).
За что белые высылали в Советскую Россию?
«В правовую норму высылка была оформлена в законодательстве правительства П. Н. Врангеля в 1920 году.
Приказом от 11 мая 1920 года новый главком ВСЮР определил, что «высылке в советскую Россию» подлежат «лица, изобличенные в непубличном разглашении или распространении заведомо ложных сведений и слухов», «в возбуждении путем произнесения речей и других способов агитации, но не в печати, к устройству или продолжению стачки, участии в самовольном, по соглашению между рабочими, прекращении работ, в явном сочувствии большевикам, в непомерной личной наживе, в уклонении от исполнения работ по содействию фронту...» (с) В. Ж. Цветков. Репрессивное законодательство белых правительств. / Вопросы истории. 2007. № 4.
Как видите, перечень «проступков» достаточно широк. И если мы посмотрим на «контингент философских пароходов», то там на самом деле схожие обвинения. Которые порой не так просто доказать.
Вот и «злые языки» у белых потом рассказывали, что в «сочувствии к большевизму» обвиняли вовсе не большевиков, а порой — их врагов из числа «альтернативных социалистов».
Эти же «злые языки» добавляли ещё кое-что: порой конвоиры могли отправить обвиняемого не в Советскую Россию, а туда, откуда не возвращаются.
Но вообще явление любопытное: по сути белые на официальном уровне «признавали» существование советской государственности.
Ранее подобные предложения казались абсурдными: куда высылать, сейчас мы через пару месяцев победим, не будет никакой Советской России.
А тут уже «Совдепия» предстает на уровне государства, куда можно кого-то выслать, видимо — на неопределенный срок.
Белые Владивосток и Севастополь тут выступали в роли «раннего Тайваня», хотя и пытались проводить наступательные операции и даже рассуждать о будущем всей России.
Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!